Слайд 1Презентация по МХК
«10 картин, которые потрясли мир»
Составила: учитель русского языка и
литературы Кусакина Г.Б.
МБОУ СОШ №20
Слайд 2Живопись, если не брать в расчет реалистов, всегда была, есть и
будет странной, метафоричной, ищущей новые формы и средства выражения.
Существует ряд картин, странность которых не может никого оставить равнодушным.
Какие-то произведения искусства словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя;
Какие-то – затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайн символики.
Некоторые картины овеяны тайнами и мистикой, а некоторые – удивляют непомерной ценой.
Слайд 3Эдвард Мунк «КРИК»
1893
Национальная галерея, Осло
Оставляющая у многих очень неприятный осадок и
даже пугающая, картина «Крик», пожалуй является одной из самых странных картин мира.
«…Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво – красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор – я смотрел на кровавые языки пламени над синевато-чёрным фиордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», - говорил Э. Мунк об истории создания картины.
На холсте страдает не только главный персонаж, кажется, что в безмолвном крике заходится все окружающее, сама природа. Бесконечная диагональ моста подчеркивает одиночество человеческой фигуры на переднем плане. Идущие по мосту люди не слышат безмолвного крика и равнодушно продолжают свой путь. А человек, остановившись на мосту, не имеет ни физической, ни моральной опоры. Он не чувствует ни земной тверди, ни поддержки других людей. Он бесконечно одинок в своих переживаниях. Ужас пронзает его насквозь, не оставляя ни клеточки не охваченной этим всепоглощающим неизбежным, неотвратимым ужасом.
Есть только один выход, есть лишь один способ заглушить в себе этот ужас: закрыть уши руками и издать вопль, перекрывающий по своей мощи навалившийся и заполнивший ужас. Вопль, который будет вторить неслышимый, но существующий рев урагана видимого и невидимого мира. Лицо кричащего превратилось в застывшую уродливую маску отчаяния и одиночества.
Говорят, что многие, кто видел картину в оригинале, утверждали, что она вибрирует, будто этот безмолвный вопль вырывается за границы холста, проникая в мир реальный.
Кто он, этот обезображенный своим ужасом уродец? Сам художник? Какой-то другой человек, дошедший до крайней стадии отчаяния? Или это само человечество, искаженное болью до бесформенности, беспомощное перед надвигающейся еще большей болью?
Это сиротливое, уродливое, вопящее от ужаса существо, художник изображал в разных вариациях более пятидесяти раз, как неотвратимость грядущего.
Эта картина вызывает у смотрящего на нее полярные эмоции. От неистового преклонения до категорического отрицания, граничащего с лютой ненавистью, которое вызывает маниакальное желание уничтожить полотно.
Слайд 5Поль Гоген
«ОТКУДА МЫ ПРИШЛИ? КТО МЫ? КУДА МЫ ИДЁМ?»
1897 –
1898
МУЗЕЙ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ. бОСТОН
Глубоко философская картина написана на Таити, куда художник сбежал из Парижа.по завершении работы даже хотел покончить жизнь самоубийством, так как считал, что больше не создаст ничего лучше.
Он указал, что картину нужно читать справа налево — три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Три женщины с ребёнком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у её ног «странная белая птица… представляет бесполезность слов». Голубой идол на заднем плане по-видимому представляет то, что Гоген описал как «потусторонний мир».
Слайд 7 СПЯЩИЙ РЕБЕНОК символизирует человеческую душу до ее земного воплощения. По
словам искусствоведа Марины Прокофьевой, «Гоген был мистиком, увлеченным теософией, и считал, что человеческие души до нисхождения в материальный мир пребывают в младенческом блаженстве на небесах».
2 СОБАКА — символ бед, которые поджидают человека на земле.
3 ТРИ ЖЕНЩИНЫ символизируют первую стадию пребывания человеческой души в телесной оболочке до открытия в ней стремления к самопознанию. «Эти женщины не вязнут в самокопании, не мучаются сомнениями, а бездумно отдаются счастью материального бытия», — говорит Марина Прокофьева.
4 МУЖЧИНА, СРЫВАЮЩИЙ ПЛОД С ДРЕВА ДОБРА И ЗЛА, — символ пробуждения в человеке стремления к постижению тайн мироздания.
Как теософ, Гоген полагал, что влечение к открытию тайн мироустройства заложено в человеке изначально. Но в ком-то оно пробуждается, а в ком-то нет.
5 ФИГУРА С РУКОЙ НА ГОЛОВЕ олицетворяет вторую стадию развития человеческой души, когда она приходит в отчаяние от невозможности найти ответы на «проклятые вопросы» бытия.
6 ДВЕ ФИГУРЫ В КРАСНОМ. «На картине Гогена, — рассказывает Марина Прокофьева, — они олицетворяют третью ступень душевного развития, когда человек приобретает способность анализировать. Это два мудреца, поверяющие друг другу свои мысли».
7 ПТИЦА — символ духовного пути, взятый Гогеном из древнеегипетского искусства.
8 ЖЕНЩИНА В ЧЕРНОМ символизирует душу на высшей стадии развития, когда она постигает смысл своего земного воплощения. Он заключается в том, что душе необходимо закалиться в страданиях. «Женщина в черном скорбна, но спокойна, — замечает Прокофьева, — поскольку ей открыто, что за страданиями, на которые обречены в этом мире люди, выбравшие духовный путь, следует загробное воздаяние — радостный покой».
9 ИСТОЧНИК — символ вечности.
10 СТАТУЯ БОЖЕСТВА олицетворяет надежду на воскресение на небесах освобожденной души.
11 ФИГУРА ПОДРОСТКА символизирует зачаточный уровень развития души у тех, в ком стремление к самопостижению так и не раскрылось и кому знакома только жизнь тела.
12 КОЗА, КОТЕНОК И ЩЕНОК — это, по словам Гогена, символы беспечного существования, в котором пребывает царство материальной природы, не знающее мук духовного поиска.
13 ОБНАЖЕННАЯ — символ чувственного наслаждения, за которым гонятся те, кто живет по законам материального мира.
14 СТАРУХА символизирует обреченность тела на смерть. «Ее не развившаяся душа, — говорит Марина Прокофьева, — будет обречена на аморфное существование, не знающее мук, но и не знающее радости».
15 ПТИЦА С ЯЩЕРИЦЕЙ В КОГТЯХ — это, по словам Гогена, символ неизбежности смертного часа.
Слайд 8ПАБЛО ПИКАССО
«ГЕРНИКА»
1937
музей королевы софии, мадрид
ОГРОМНОЕ ПОЛОТНО-ФРЕСКА РАССКАЗЫВАЕТ О НАЛЁТЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
«Люфтваффе» на город Герника, в результате которого 6-титысячный город был стерт с лица земли. Картина написана буквально за месяц. В первые дни Пикассо работал по 10-12 часов. Это одна из лучших иллюстраций фашизма, человеческой жестокости и горя.
Немецкая авиация бомбила Гернику около трёх часов, сбросив на город несколько тысяч бомб, после чего в городе начался пожар. В результате было разрушено около 75% строений города, число погибших точно не установлено, по некоторым данным - 250-300 человек.
За трагедией, происходящей в Гернике, следил весь мир, в том числе, Пабло Пикассо
Слайд 10ЯН ван эйк
«портрет четы арнольфини»
1434
лондонская национальная галерея
На первый взгляд картина не
производит впечатление странного и непонятного произведения, однако, заставляет зрителей застыть и всматриваться.
Портрет предположительно Джованни Арнольфини и его жены является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Возрождения.
Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами, аллегориями и разнообразными отсылками, вплоть до подписи «Ян ван Эйк был здесь», что превратило её не просто в произведение искусства, а в исторический документ, подтверждающий реально происходившие события.
Символы, изображенные на ней, многочисленны. Так, например, символом всевидящего ока Божьего является круглое зеркало, которое отражает фигуры двух людей, не видных зрителю, но присутствующих в комнате.
Апельсины, находящиеся на подоконнике и низком столе, намекают на райское блаженство. Грехопадение символизирует яблоко. Верность обозначает маленькая собачка. Туфли - символ любви и преданности супругов. Четки - это символ благочестия, а щетка является знаком чистоты.
Одна свеча в люстре, зажженная днем, символизирует мистическое присутствие на церемонии Святого духа. На стене читается надпись, которая намерено выделена художником: "Ян ван Эйк здесь был". Таким образом поясняется, что живописец этот был в роли свидетеля при старинном нидерландском обычае совершать обручение не в церкви, а дома.
Слайд 12МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ
«демон сидящий»
1890
третьяковская галерея. москва
Странность картины, в первую очередь заключается в
неожиданном образе Демона. Печальный длинноволосый парень совсем не похож на общечеловеческое представление о том, как должен выглядеть злой дух. Сам художник говорил:»Демон, не столько дух злобный, сколько страдающий и скорбный, при всём этом дух властный, величавый».
«Демон» Врубеля – это изображение настоящей трагедии, которая все же отрицает зло. Суть ее в том, что благородная личность выступает за сторону добра, но ничего не может поделать с силами тьмы. Зло все равно побеждает, оно затягивает бессильного и управляет им в корыстных, мерзких целях. Здесь многие литераторы проводят параллель между Лермонтовым и Врубелем. У первого демон – это не создатель зла, а лишь его порождение, и Михаил Александрович это прекрасно понимает. Он пытается изобразить контраст цветов на холсте, чтобы каждый увидевший картину сразу и безоговорочно понял, где зло, а где добро. Подытоживая, отметим, что «Демон» Врубеля - это не что иное, как борьба между двумя силами: света и тьмы. Конечно же, каждый человек сам решает, что могущественней, и некоторые утверждают, что автор отдает предпочтение силам тьмы.
Отметим, что герой также не является запуганным, потерянным мужчиной. Он сильный, мощный, уверенный, и по воле событий у него нет выбора. Герой должен созерцать происходящее. От этого он становится бессильным (об этом свидетельствует поза, в которой он сидит, - обхватив колени руками). Мужчина не хочет находиться в данном месте, но у него нет выбора, и он наблюдает, как возникает демон. Врубель, говорят, специально нарисовал картину на узком холсте. Так он подсознательно не дал много места злу, то есть демону тесно, и от этого он кажется еще более устрашающим. Конечно же, его мощь укрощена, сжата. Это видно на рисунке по мускулам, осанке и выражению лица героя. Он устал, обессилел, подавлен… Но все равно Врубель делает его своим идеалом прекрасного человека.
Слайд 14Василий верещагин
«апофеоз войны»
1871
третьяковская галерея. москва
Верещагин – один из главных российских художников-баталистов,
но писал войны и сражения не потому, что любил их. Наоборот, он пытался передать людям своё негативное отношение к войне.. Однажды в пылу эмоций он воскликнул: «Больше писать батальных картин не буду – баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю горе каждого раненого и убитого». Вероятно, результатом этого возгласа стала страшная и странно завораживающая картина «Апофеоз войны».
«Апофеоз войны» произвел гнетущее впечатление на великосветскую публику в России и за рубежом. Императорский двор счел эту и другие батальные полотна художника порочащими русское воинство, а один генерал из Пруссии даже уговаривал Александра II сжечь все картины Верещагина о войне, потому что они оказывают «самое пагубное влияние». Из-за этого произведения мастера не продавались, лишь частный меценат Третьяков купил несколько полотен из Туркестанской серии.
На картине «Апофеоз войны» изображен курган из человеческих черепов на фоне выжженной дотла степи. Руины города на заднем плане и остовы сгоревших деревьев дополняют вид разрушения, запустения, гибели. Безоблачное, сверкающее голубизной небо только усугубляет гнетущее впечатление от полотна. Желтая колористика, в которой выполнено произведение, и черное вороньё, кружащее над грудой черепов, как будто заставляют нас почувствовать исходящий под палящим солнцем трупный запах. Картина потому и воспринимается как аллегория войны, всякой войны, вне времени и пространства.
Слайд 16Грант вуд
«американская готика»
1930
чикагский институт искусств
Один из самых узнаваемых образов американского искусства
20 в., известнейший художественный мем 20 и 21 столетий. Странность картины сразу бросается в глаза. Полотно с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, указывающими на суровость, пуританство изображенных людей. Сердитые лица, вилы прямо посередине картины, старомодная даже по меркам 30-х годов одежда, швы в форме вил на одежде фермера, а значит угроза, адресованная всем, кто посягнет на них.
3 Вилы. На карандашном эскизе в качестве символа сельскохозяйственных работ мужчина держал грабли, но Вуд хотел, чтобы орудие в руке персонажа ассоциировалось не с садоводством, а с уборкой сена в старые времена (что возмутило некоторых технически продвинутых фермеров). К тому же вертикальные линии зубцов соотносятся с другими вертикалями картины.
4 «Трезубец». Отстрочка на джинсовом комбинезоне мужчины и полосы на рубашке, как и рамы окон и террасы, и растение на заднем плане, и крыша сарая копируют очертания вил. Вуд любил включать в композицию картин повторяющиеся геометрические мотивы.
5 Очки. Доктор Байрон Маккиби, послуживший моделью, носил очки с линзами восьмиугольной формы, а круглые были у отца художника. Вуд хранил их в память о нем, а когда вернулся из Мюнхена, заказал себе такие же. Детские воспоминания о провинциальной Америке конца XIX века были связаны для Вуда прежде всего с родителями и их вещами.
6 Передник. Типичный элемент одежды фермерских жен из родной Вуду Анамосы, такие носила и мать художника. Кайму устаревшего фасона Нэн по просьбе Вуда нашила на передник, в котором позировала. «Эта тесьма вышла из моды, — вспоминала Нэн, — и в магазинах ее не было. Я спорола ее со старых маминых платьев...»
7 Брошь «Персефона». Стилизация под античную камею. Вуд купил это украшение для матери в Европе, поскольку девушка на ней, как считал художник, похожа на Нэн. Подобные камеи были популярным украшением в Викторианскую эпоху.
8 Локон. В письме от 1941 года Вуд заметил о своей героине: «Я позволил одной пряди выбиться, чтобы показать, несмотря ни на что, человечность персонажа».
9 Дом в стиле плотницкой готики. Здание, с которого Вуд его писал, построили в Элдоне, штат Айова, в 1881–1882 годах местные плотники Бьюзи и Гералд.
10 Бегония и щучий хвост. Любимые на Среднем Западе домашние растения олицетворяют женскую домовитость.
11 Шпиль церкви. Консервативные обитатели американской провинции, наследники пуритан-первопоселенцев, в большинстве своем были примерными прихожанами. Родители самого художника познакомились в пресвитерианской церкви: Хэтти Уивер в свободное от работы время была там органисткой, а Мервилл Вуд возглавлял воскресную школу.
12 Красный амбар. Этого строения не было рядом со зданием из Элдона, но его присутствие позади героя указывает на род занятий, так же как растения в горшках за плечом женщины. Красный амбар был нарисован на кухонном шкафу, сделанном отцом Вуда, — единственном предмете мебели, который мать забрала с фермы, когда семья съезжала оттуда. Для Вуда этот шкаф всегда был символом дома.
Слайд 18Рене магритт
«влюблённые» ( «любовники»)
1928
Причиной для создания этой картины стала травма, пережитая
художником в детстве (гибель матери, которая решила прыгнуть в реку). Голова найденного тела была обмотана тканью. Женщина, которая при жизни была красавицей, не хотела, чтобы ее видели совершенно обезображенной. По другой версии Магритт увлекался знаменитым в то время Фантомасом. Никто не знал, кто таится под маской.
Художник предпочел не изображать лица, чтобы показать слепоту любви. Влюбленные так увлечены своим чувством и друг другом, что попросту не замечают ничего вокруг.
Мы видим женщину и мужчину в момент страсти. Это можно понять по характерным складкам ткани. Страсть просто ослепила их. Они не могут верно думать и что-то замечать. Художник полностью замотал тканью их головы. Метафора о том, что люди теряют от любви голову, реализована здесь в полной мере.
Возможна и другая трактовка. Это глубокое чувство достаточно само по себе. Зрение ему просто ненужно. Влюбленные могут не видеть ничего, так как это им совершенно не нужно. Они чувствуют близость даже через два слоя ткани. Для настоящего чувства преград просто не существует.
Магритт изобразил влюбленных в помещении. Об этом можно судить по фону. Если человек влюблен, у него открывается внутреннее зрение. Он начинает чувствовать мир действительно глубоко. Влюбленным не могут помешать никакие препятствия.
Магритт хотел, чтобы зритель задумался.
Слайд 20Марк шагал
«прогулка»
1917
третьяковская галерея. москва
Обычно до крайности серьёзный в своей живописи, Марк
Шагал написал восхитительный манифест собственного счастья, наполненный аллегориями и любовью. «Прогулка» – это автопортрет с супругой Бэллой. Его любимая парит в небе и того гляди унесет в полет и Шагала, стоящего не земле непрочно, будто касаясь её только носками туфель. В другой руке у Шагала синица – он счастлив6 у него есть синица в руках (вероятно, его живопись), и журавль в небе.
Любовь – сила, делающая картины художника шедеврами. Именно любовь сделала эту пару такой счастливой и превратила простую прогулку в нечто сказочное, позволившее подняться над землей, домами и суетой жизненных проблем.
Он стоит на земле. Она – парит в небесах. И при этом они вместе, невзирая на расстояния, держатся за руки, за свою любовь, друг за друга, соединяя земной мир с миром грез. Окрыляющая, возвышенная, преодолевающая все законы физика любовь – самое прекрасное из того, что может случиться с человеком. Влюбленные настолько сильны в своих романтических чувствах, что полет их не кажется чем-то неестественным. Напротив, как и повторяющаяся изо дня в день будничная жизнь, он становится для них обычным состоянием, ежедневной потребностью. Свободные, влюбленные и счастливые, они доказывают, что с любимым человеком невозможное возможно.
Слайд 22Иероним босх
«сад земных наслаждений»
1500-1510
прадо. испания
Живописец дарит нам три подарка. Левая панель
– образ Рая последнего дня творения с Адамом и Евой. Центральная часть – безумие всех плотских удовольствий, которые доказывают, что человек потерял благодать. Справа зритель видит Ад, апокалиптический и жестокий, в котором человек навечно обречён пребывать за грехи..
Перед нами – Рай земной. Но он не типичен и не однозначен. В центре явлен Бог почему-то в виде Иисуса Христа. Он держит за руку Еву, стоящую на коленях пред лежащим Адамом.
Женские грехи: насекомые и рептилии, которые ползают по земле, а также амфибии и рыбы, плавающие в воде. Мужчина также не безгрешен – его греховные мысли летают черными птицами, насекомыми и летучими мышами.
В центре - фонтан, подобный розовому фаллосу, и в нем сидит сова, которая служит злу и символизирует здесь не мудрость, а глупость и духовную слепоту и безжалостность всего земного. Кроме того, бестиарий Босха наполнен хищниками, пожирающими своих жертв. А разве возможно такое в Раю, где все живут мирно и не знают смерти?
Дерево добра, расположенное рядом с Адамом, увито виноградом, который символизирует плотские наслаждения. Дерево запретного плода обвил змей. В Эдеме имеется все, чтобы перейти к греховной жизни на Земле.
Здесь человечество, поддавшееся похоти, идет прямо к погибели. Пространство заполнено безумием, которое охватило весь мир. Это языческие оргии.
Слайд 23Все ягоды и фрукты (вишня, малина, виноград и «клубничка» – ясная
современная коннотация), понятные средневековому человеку, – знаки сексуальных удовольствий. Одновременно эти плоды символизируют скоротечность, поскольку уже через несколько дней они загнивают. Даже птичка малиновка слева символизирует безнравственность и порочность.
Круглый пруд в центре заполнен преимущественно женскими фигурами. Вокруг него в круговороте страстей проходит кавалькада всадников-мужчин на животных, взятых из бестиария (леопарды, пантеры, львы, медведи, единороги, олени, ослы, грифоны), которые истолковываются как символы похоти. Далее находится пруд с голубым шаром, в котором найдется место для непристойных действий похотливых персонажей.
Зеленый цвет преобладает. Он стал символом доброты, синий представляет землю и ее удовольствия (вкушение синих ягод и плодов, игры в синих водах). Красный, как всегда, – это страсть. Божественный розовый становится источником жизни.
Верхняя часть правого триптиха выполнена в темных, контрастных двум предыдущим створкам тонах. Верх мрачен, тревожен. Ночную мглу пронзают вспышки света от пламени. Из горящих домов вылетают струи огня. От его отблесков вода становится алой, как кровь. Огонь вот-вот уничтожит все. Везде хаос и смятение.
Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Она смотрит прямо на зрителя. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Внутри человека-дерева - души в обществе ведьм и демонов.
Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Музыка – легкомысленное греховное развлечение, которое подталкивает людей к плотским утехам. Поэтому музыкальные инструменты стали орудиями пыток: один грешник распят на арфе, на ягодицах другого раскаленным железом выжжены ноты, третий привязан к лютне.
Не обойдены вниманием обжоры. Монстр с птичьей головой пожирает чревоугодников.
Свинья в одежде монахини не оставляет своей навязчивостью беспомощного мужчину.
Неистощимая фантазия И. Босха дает огромное количество наказаний за земные грехи. Не случайно Аду у Босха придается огромное значение. В средние века, чтобы управлять паствой, была усилена, вернее выросла до невероятных размеров, фигура дьявола. Ад и дьявол безраздельно правили миром, и спасти от них могло лишь обращение к служителям церкви, естественно, за деньги. Чем страшнее будут изображены грехи, тем больше денег получит церковь.
Слайд 25Искусство может не только вдохновлять, но и очаровывать или даже пугать.
Создавая необычные картины своими руками, художники воплощают самые потаенные образы, и иногда они оказываются весьма странными. Впрочем, у таких творений практически всегда находится множество поклонников.