Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ
НА ТЕМУ:
Особенности работы с девиантными детьми.
Слайд 2
В психологии – девиантным называется поведение, которое отклоняется от социально-психологических
и моральных норм. Это те действия личности, которые не отвечают общественным нормам – моральным, правовым, дисциплинарным, бытовым и др.
В категорию девиантных попадают различные учащиеся : двоечники, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами ; дети с неблагополучных семей и как ни странно, даже дети из нормальных и вполне успешных семей.
Число детей « девиантов» с каждым днём увеличивается. Сейчас, я думаю, нет ни одной школы, где бы ни вставала проблема взаимодействия с детьми этой категории.
Отклонение в поведении детей чаще всего связано не с одним, а с несколькими биологическими и социальными факторами, их комплексами. Так, бурное половое развитие предусматривает и требует от детского организма большой моторной активности, которое провоцирует повышение уровня аффективной возбуждённости и конфликтности.
Слайд 3Виды девиантного поведения :
К основным видам девиантного поведения относятся прежде
всего преступность (правонарушаемость), алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.
Девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. К девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения ( насилие, аморальность).
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами.
Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определённые компенсаторные формы.
Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль : с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой – поддерживает эту стабильность.
Слайд 4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ
ДЕВИАНТНОСТИ :
Дефекты правового и морального сознания ;
Содержание потребностей личности ;
Особенности акцентуации характера ;
Особенности эмоционально-волевой сферы ;
Влияние молодёжных субкультур.
Слайд 5 ПРОБЛЕМЫ В СЕМЬЕ,
КАК ПРИЧИНЫ
ОТКЛОНЕНИЙ В
ПОВЕДЕНИИ РЕБЁНКА
Неблагополучие, неприятности в семье ;
Педагогическая некомпетентность родителей, упрёки, ссоры, конфликты во время взаимодействия с членами семьи, наказание по пустякам ;
Непонимание или незнание родителями трудностей детей ;
Собственно факт принадлежности к неблагополучной семье.
Слайд 6 ПРОБЛЕМЫ РЕБЁНКА,
КАК ПРЕДПОССЫЛКА ОТКЛОНЕНИЙ
В
ЕГО ПОВЕДЕНИИ
Болезни ;
Отставание в учёбе ;
Недостаточная уверенность в себе ;
Одиночество ;
Непонимание другими людьми ;
Повышенная возбудимость ;
Низкий уровень эмоционально-волевого контроля.
Слайд 7 АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Аддиктивное поведение ( от англ. «склонность», «вредная привычка» )
– поведение ребёнка, который злоупотребляет алкоголем или др. наркотическими веществами.
Девиантное поведение имеет огромное количество форм и проявлений, и одной из таких форм является аддиктивное поведение подростков.
Общие черты, свойственные подросткам, которые злоупотребляют наркотиками или алкоголем это слабое развитие самоконтроля, самодисциплины.
Слайд 8 Причины, по которым
подростки
начинают
употреблять наркотики.
Проблемы в семье, непонимание. Имеется в виду – отсутствие диалога между родителями и детьми, непонимание людей разного поколения, неблагополучные семьи ( когда родители злоупотребляют алкогольными напитками или наркотиками );
Это модно и интересно. Подростки могут начать употреблять наркотики по той причине, что это модно в их компании. Следует определить, также ,интерес подростка к ним ( а какое чувство возникнет после принятия наркотиков ?) ;
Влияние со стороны друзей. Подростки могут поддаваться давлению со стороны друзей и знакомых, которые могут заставить попробовать то или иное наркотическое средство с помощью насмешек или силы;
Депрессия, отсутствие каких-либо целей в жизни. Подростки могут начать употреблять наркотики в угнетённом состоянии, депрессии, из-за неразделённой любви.
Слайд 9 ПРИЗНАКИ, ПО КОТОРЫМ МОЖНО
ОПРЕДЕЛИТЬ, УПОТРЕБЛЯЕТ
ЛИ
ПОДРОСТОК НАРКОТИКИ :
Пропуск занятий в школе ;
Проявление агрессии, смех без причины ;
Плохая память и низкий уровень внимания ;
Утрата интереса к тому, что раньше было главным увлечением ;
Появление новых друзей и разрыв дружбы со старыми ;
Невнимание к собственному внешнему виду ;
Нежелание общаться с членами семьи ;
Постоянно красные глаза ;
Резкая потеря веса ;
Расстройства сна ;
Слайд 10 ПРИЁМЫ РАБОТЫ С
ДЕВИАНТНЫМИ
ДЕТЬМИ
В работе с девиантными детьми можно использовать нижеприведённые приёмы воспитания :
I. Группа приёмов – индивидуального педагогического влияния (воздействия).
Слайд 11
1. Просьба о помощи.
Педагог, для того, чтобы привлечь к
себе учащегося и установить доверительный контакт, обращается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах.
2. Оцени поступок.
Для выяснения моральных позиций подростка и коррекции этих позиций учитель рассказывает историю и просит оценить разные поступки участников этой истории.
3. Обсуждение статьи.
Выбирается перечень статей, в которых описываются разные преступления и др. асоциальные поступки людей. Педагог просит дать оценку этим поступкам. В дискуссии учитель пытается через поставленные вопросы прийти вместе с школьником к правильным выводам.
Слайд 12
4. Добрый поступок.
В процессе работы с подростком ему предлагается предоставить
помощь тем, кому она нужна. При этом важно оценить этот поступок позитивно, не сводя его в ранг « героического происхождения».
5. Не скрытые противоречия.
Предусматривает разграничение позиций воспитателя и воспитанника по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с очередным столкновением противоречивых суждений, разных точек зрения.
6. Стратегия жизни.
Во время беседы педагог выясняет жизненные планы учащегося. После этого, он пытается выяснить вместе с ним, что помогает реализовать эти планы, а что может навредить их реализации.
Слайд 13
7. Рассказ о себе и о других.
Учитель предлагает каждому написать
рассказ о прошедшем дне
( неделе, месяце ) и после этого ответить на вопросы :
можно этот день прожить иначе ( по-другому) ?
8. Мой идеал
В процессе беседы выясняются идеалы школьника и пробуется оценить идеал, выявив позитивные моральные качества ребёнка.
9. Сказка для подростка.
Этот приём в полной мере использует идею сказкотерапии. Воспитатель составляет сказку, в которой герои очень похожи на ребёнка и окружающих его людей. Концовку сказки составляют педагог и ученик вместе.
10. Ролевая маска.
Учащимся предлагается привыкнуть к определённой роли и выступить уже не от своего имени, а от имени предлагаемого персонажа.
Слайд 14
II. Группа приёмов связана с
организацией групповой
деятельности.
Слайд 15
Беспрерывная эстафета мыслей.
Учащиеся по цепочке высказываются на заданную тему
: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений за введение определённых ограничений следует перейти к аналитическим, а потом проблемным высказываниям учащихся.
Самостимулирование.
Учащиеся по группам, готовят друг другу определённое количество встречных вопросов. Затем, поставленные вопросы и ответы, коллективно обсуждаются.
Импровизация на свободную тему.
Учащиеся выбирают ту тему, которая им наиболее понятна, которая вызывает у них интерес; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят действия в новые условия, по своему интерпретируют содержание событий ( действий), которые происходят.
Слайд 16
Инструктаж.
На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила,
регламентирующие общение и поведение учащихся : в каком порядке, с учётом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мысли и взгляды своих товарищей.
Разделение ролей
Чёткое распределение функций и ролей учащихся соответственно до уровня овладения теми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для выполнения задания.
Коррекция позиций
Тактичная смена взглядов учащихся, принятых ролей, образов, которые снижают продуктивность общения и препятствуют выполнению творческих заданий.
Слайд 17
Самоотвод учителя
После того, как определена цель и содержание задания,
установлены правила и формы общения во время его выполнения, учитель как- бы отказывается от прямого руководства или берёт на себя обязанности рядового участника.
Разделение инициативы
Предусматривает одинаковые условия для проявления инициативы всеми учащимися. Его можно применять в ситуации «угнетённой инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних, гасят инициативу и желание общаться у других.
Обмен ролями
Учащиеся обмениваются ролями ( или функциям), которые получили во время выполнения заданий. Другой вариант этого приёма, предусматривает полную или частичную отдачу учителем своих функций группы учащихся или отдельному учащемуся.
Мизансцена.
Суть приёма состоит в активизации общения и смене его характера при помощи распределения учащихся в классе по группам, при выполнении творческой работы.