Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 46
Преодоление нарушений слоговой
структуры слова у детей с ОНР
Составила:
Учитель-логопед
Мазунина Н.П.
Слайд 2Нарушение слоговой структуры оказывает негативное влияние на становление и функционирование всех
компонентов языковой системы:
Произносительной стороны речи – фонетики;
Фонематического восприятия;
Лексики;
Грамматического строя речи.
Слайд 3Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:
Нарушение количества
слогов
Нарушение последовательности слогов в слове
Искажение структуры отдельного слога
Антиципации
Персеверации
Контаминации
Слайд 5Методики по формированию слоговой структуры слова
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению
нарушений слоговой структуры слов у детей.
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи.
Большакова Е.С. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания.
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушений.
Слайд 6Этапы работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова:
1. Подготовительный
Цель: Подготовка ребенка
к усвоению ритмической структуры слов родного языка на невербальном и вербальном материале.
2. Основной
Цель: Коррекция дефектов слоговой структуры слов.
3. Заключительный
Цель: Фиксация результатов, подведение итогов, организация обследования детей и доказательство эффективности использования профилактической и коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР, корректировка работы.
Слайд 7Подготовительный этап
I блок – Работа на невербальном материале.
Игры и упражнения по
развитию слухового внимания и памяти:
«Где позвонили?»
«Скажи, что звучит?» или «Узнай инструмент по звуку»
«Сколько раз ударили в барабан постучали?» и т.д.
Слайд 8Подготовительный этап
Упражнения для развития ритма:
«Слушай и хлопай»
«Считай и хлопай»
«Сравнение ритмов»
«Покажи ритм»
«Постучи
так же, как я»
«Хлопни сильнее»
Слайд 9Подготовительный этап
Упражнения на:
1. развитие динамического праксиса рук:
выполнение движений (левой, правой рукой,
двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет («кулак – ребро», «кулак – ребро – ладонь» и различные пальчиковые игры);
2. развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно двумя руками (кулак левой руки – ребро правой руки; ладонь левой руки – кулак правой руки.
Слайд 11Подготовительный этап
II блок – Работа на вербальном материале.
- Упражнения, направленные на
формирование пространственно-временных представлений:
« Домик»
Дидактическая игра с использованием русской народной сказки «Репка»
Слайд 12Основной этап
I блок - Работа на уровне звука
1. Выделять определенный гласный
звук из звукового ряда:
Игра «Поймай звук»
Игра «Слушай и хлопай» и др.
2. Правильно артикулировать гласные звуки.
произнеси звук А (О, У, И, Э, Ы) столько раз, сколько кружочков на карточке, кубике;
пропеть серию звуков с четкой артикуляцией с опорой на звуковые символы;
пропеть серию из отдельных звуков (А - У- И- О)
пропеть сочетание из двух звуков (А – У), (И – А), (О – А);
пропеть сочетание из трех звуков (А – И – У), (О – А – У);
узнать серию звуков по беззвучной артикуляции логопеда и произнести их голосом.
Слайд 13Основной этап
II блок - Работа на уровне слога
- Игры:
«Слушай и хлопай»
«Слушай
и считай»
«Послушай и назови»
«Эхо»
«Скажи на один слог больше, чем я»;
«Скажи на один слог меньше, чем я»;
«Скажи наоборот»;
«Живые слоги»
Слайд 14Основной этап
III блок - Работа на уровне слова
- Игры:
«Длинные и короткие
слова»
«Раздели слово на слоги»
« Прошагай слова»
«Телеграфисты»
«Рассели картинки по домам»
«Распредели картинки по вагонам».
«Исправь ошибку в словах»
«Дополни слово»
«Сложные слова»
«Измени слова»
«Медленно - быстро»
Слайд 15Основной этап
IV блок - Работа на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов
и других текстов.
Потешки, прибаутки, стихи.
Упражнения, направленные на развитие подражательности и формирование координации речи с движениями.
Подвижные и хороводные игры.
«Подскажи словечко»
«Чистоговорки»
«Выбери слово»
Слайд 17Заключительный этап. Диагностика
Слайд 18Заключительный этап. Диагностика
Слайд 19Вывод:
Своевременное овладение правильной речью является одним из главных факторов для становления
полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова лежит в основе овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе.