Слайд 1ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ
Слайд 2 ПЛАНИРОВАНИЕ
КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
План - это
средство
контроля процесса достижения целей,
определения необходимой для этого деятельности,
распределения или координации деятельности во времени и между людьми.
План - включает в себя совокупность действий, необходимых и достаточных для реализации поставленных целей, распределенных в пространстве, во времени, а также между ответственными.
Слайд 3ПОКАЗАТЕЛИ
ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПЛАНОВ
1. Полнота состава действий.
2. Целостность, скоординированность
действий
3. Сбалансированность и реалистичность по всем ресурсам.
4. Рациональная степень детализации
5. Контролируемость
6. Чувствительность к сбоям
7. Реалистичность
8. Гибкость планирования
Слайд 4
Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей (задач)
и действий в будущем.
Слайд 5Этапы планирования
Постановка целей и задач
Составление программы действий
Выявление необходимых ресурсов и их
источников
Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них
Слайд 6Планирование
как функция управления
распределения ресурсов;
координации деятельности между отдельными подразделениями;
координации с внешней средой
(рынком);
создания эффективной внутренней структуры;
контроля за деятельностью;
развития организации в будущем. Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.
Слайд 7Планирование
процесс целеполагания (определение системы целей);
процесс сочетания (координации) целей и средств их
достижения;
процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.
Целеполагание в педагогике – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности.
Слайд 8
Цель – это к чему стремятся, что надо осуществить.
Задача – это
то, что требует понимания, разрешения. (С.Ожегов)
Слайд 9Формы организации планирования
«Сверху вниз»
«Снизу вверх»
«Цели вниз – планы вверх»
Слайд 10
Цель - конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и корректно
количественно образ желаемого (ожидаемого) результата, который можно реально достичь к определенному времени.
(В.С.Лазарев)
Слайд 11Признаки цели
ПОЛНОТА
ПОБУДИТЕЛЬНОСТЬ
РЕАЛЬНОСТЬ
ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВО ВРЕМЕНИ
ОПЕРАЦИОНАЛЬНОСТЬ
Слайд 12
Показатели качества постановки целей
Обоснованность соответствия будущим потребностям субъектов деятельности
Обоснованность соответствия
будущим возможностям
Операциональность (измеримость) результата
Обоснованность достаточности времени для достижения запланированного результата
Слайд 13Определите, какие из перечисленных ниже формулировок являются целями.
Создать условия для личностно-ориентированного
образования школьников
Добиться освоения учителями школы новых педагогических технологий
Улучшить условия для сохранения здоровья учащихся
Дать к концу 2003-04 уч. года всем выпускникам начальной школы образовательную подготовку в объеме программ развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
Обеспечить к концу 2003-04 года всем нуждающимся учащимся подготовку по иностранному языку в объеме программ школ с углубленным преподаванием иностранных языков.
Включить всех учителей школы в систему воспитательной работы, направленной на социализацию учащихся.
Сформировать социально-адаптивную, всесторонне и гармонично развитую личность.
Слайд 14ГОДОВОЙ ПЛАН
РАБОТЫ ШКОЛЫ
Учителя,
сообщества учителей
Родительский
актив
Администрация
школы
Общественные
формирования школы
Учащиеся
Слайд 15Критериями оптимальности годового плана являются:
единство целей и средств их достижения,
правомерность избранных форм воплощения планируемой работы;
общественная значимость задач, содержания, определенных в плане на предстоящий период работы;
реальность, выполняемость плана;
комплексность, аналитичность построения плана
Слайд 16Основания для планирования
коллектив,
процессы,
виды деятельности,
формам организации
…
Слайд 17Структура годового плана по коллективам
Система работы с педагогическими кадрами.
Система работы с
учащимися.
Система работы с родителями и общественностью.
Система работы с классными руководителями.
Слайд 18Структура годового плана по процессам
Учебно-воспитательный процесс.
Внеурочный воспитательный процесс.
Внешкольный воспитательный процесс.
Процесс управления
школой (планирование, организация, контроль, регулирование и др.).
Слайд 19Структура годового плана по видам деятельности
Педагогическая деятельность.
Диагностико-коррекционная деятельность.
Познавательная деятельность.
Развивающая деятельность.
Игровая деятельность.
Научная
деятельность.
Трудовая деятельность.
Управленческая деятельность и т.д.
Слайд 20Структура годового плана по направлениям деятельности школы
Работа по обеспечению обязательной образовательной
подготовки учащихся. Социальная защита школьников.
Система работы с педагогическими кадрами. Повышение их квалификации.
Система внеклассной воспитательной работы с учащимися.
Совместная работа школы с родителями и общественностью.
Финансово-хозяйственная деятельность. Укрепление МТБ школы.
Система внутришкольного контроля.
Организационно-педагогические мероприятия.
Слайд 21Структура годового плана
(пример)
Раздел 1. Анализ учебно-методической и воспитательной работы за
прошедший учебный год и основные задачи на новый учебный год
Раздел 2. Организация деятельности школы, направленной на получение бесплатного общего образования
Раздел 3. Работа с педагогическими кадрами
Раздел 4. Методическая работа в школе
Раздел 5. Работа психологической службы
Раздел 6. Работа социально-педагогической службы
Раздел 7. Руководство УВП
Раздел 9. Педагогический контроль за УВП
Раздел 10. Работа с родителями, семьей и общественностью
Раздел 11. Укрепление МТБ
Слайд 22Раздел 1. Анализ учебно-методической и воспитательной работы за прошедший учебный год
и основные задачи на новый учебный год.
Анализ методической деятельности педагогического коллектива.
Анализ работы методических объединений.
Анализ учебной деятельности.
Анализ результатов обучения учащихся и выполнения учебных программ.
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11 классов.
Анализ воспитательной работы школы.
Анализ психологической службы.
Анализ социально-педагогической службы.
Состояние работы с педкадрами.
Анализ деятельности администрации по управлению и контролю.
Анализ работы школьной библиотеки.
Анализ работы по укреплению МТБ.
Слайд 23Раздел 2. Организация деятельности школы, направленной на получение бесплатного общего образования
Закрепление
домов микрорайона по учету детей
Организационно-педагогические мероприятия
Охрана прав и жизни учащихся
Улучшение условий охраны труда работников школы
Предупреждение ДДТТ
Список учащихся, обучающихся на дому
План работы с будущими первоклассниками
Слайд 24Раздел 3. Работа с педагогическими кадрами
Распределение обязанностей между членами администрации школы
Учебная
нагрузка учителей
Заведование кабинетами
Руководство спортивными секциями, кружками
Классное руководство
Слайд 25Раздел 4. Методическая работа в школе
Система методической работы в школе
Состав и
план методического совета
План изучения и обобщения ППО
План работы с молодыми специалистами
Планирование аттестации педкадров
Повышение квалификации учителей
Слайд 26Раздел 5. Работа психологической службы
Раздел 6. Работа социально-педагогической службы
Раздел 7. Руководство
УВП
Педагогические советы
Совещания при директоре
Совещания при ЗД УВР и ЗД ВР
Слайд 27Структура годового плана (пример 2)
Раздел 1. Информационная справка о школе
Раздел 2.
Анализ работы школы за прошедший учебный год
Анализ уровня здоровья и ЗОЖ.
Анализ уровня воспитанности.
Анализ уровня базового и дополнительного образования.
Анализ уровня социализации выпускников школы.
Осуществление обязательного основного общего образования.
Анализ работы с педкадрами.
Анализ работы с родителями, общественностью.
Анализ МТБ.
Анализ влияния внутришкольного управления на результаты работы школы.
Слайд 28
Раздел 3. Цели и задачи работы школы на новый учебный год.
Раздел
4. Основные направления деятельности педагогического коллектива по достижению оптимальных конечных результатов.
Деятельность по сохранению здоровья и ЗОЖ.
Деятельность по созданию системы воспитательной работы.
Обеспечение базового и дополнительного образования.
Подготовка учащихся к продолжению образования.
Обеспечение всеобщего основного образования.
Слайд 29
Раздел 5. Создание условий для достижения целей и задач
Работа с
педкадрами по повышению квалификации.
Работа с родителями и общественностью.
МТБ и финансовое обеспечение образовательного процесса.
Управление достижением оптимальных конечных результатов.
Раздел 6. Приложения к плану работы школы
Образовательные программы школы.
Учебный план школы на учебный год.
Планы структурных подразделений: библиотеки, психолога, социального педагога, ШМО, др.
План общественных организаций: родительского комитета, попечительского совета, др.
Слайд 31Технология графического планирования работы школы на учебный год
Планирование ежемесячно повторяющихся дел,
определяемых спецификой функционирования школы как образовательного учреждения и особенностями каждого месяца учебного года.
Планирование сложившихся традиций школы, отражающих ее индивидуальность и неповторимость.
Завершается планирование разработкой новой системой мер под те цели и задачи, которые определены на основе анализа деятельности школы за предыдущий учебный год.
Слайд 32Источники информационных материалов
Протоколы заседаний педагогического совета, совещаний при директоре, совещаний при
ЗД УВР и ВР, методического совета, ШМО.
Протоколы заседаний общешкольных родительских и ученических собраний
Справки по итогам проверки ВШК за учебной и внеклассной работой
Итоги диагностики учебных результатов, образовательного мониторинга, итоговой аттестации выпускников.
Итоги достижений педагогов и учащихся.
Материалы по аттестации ОУ, по аттестации и повышения квалификации педагогических кадров, статистические документы
Материалы психологических и социологических исследований учащихся, их родителей, учителей.
Результаты углубленных медицинских осмотров учащихся, мониторинг состояния здоровья.
Справки по состоянию учебно-материальной базы
Слайд 33Программа изучения годового плана работы школы
1. Отвечает ли структура плана поставленным
основным задачам школы
2. Форма плана, рациональность ее выбора
3. Как отражены в анализе вопросы:
- качество знаний учащихся и причины их снижения или повышения
- уровень воспитанности учащихся
- состояние учебно-материальной базы и ее влияние на учебно-воспитательную работу
- качество методической работы, и т. д.
4. Каков характер вводной части плана – констатирующий или аналитический
5. Вытекают ли главные задачи годового плана из анализа работы за прошедший период
Слайд 34Программа изучения годового плана работы школы
6. Конкретность и преемственность задач на
новый учебный год
7. Соответствие набора мероприятий намеченным задачам
8. Как ведется работа по устранению прошлогодних недостатков в работе
9. Взаимосвязанность и комплексность основных разделов плана
10. Наличие методов и форм оперативного контроля за выполнением плана
Слайд 35
Цель анализа работы ОУ – сформировать аналитическое обоснование для планирования, цели
и задачи на предстоящий год, для чего необходимо вычленить факторы и условия, положительно или отрицательно повлиявшие на результаты деятельности.
Формулирование цели
Слайд 36
Аналитическая компетентность руководителя.
Знать структуру и содержание аналитического процесса
Уметь организовать аналитический
процесс
Нести ответственность за результаты
Слайд 38Требования,
которые предъявляются к цели:
конкретность (ощутимость результата)
реальность (достижимость результата)
контролируемость (возможность оценки
уровня достижения результата)
преемственность
Слайд 39Общие требования к анализу:
глубина, конкретность
четкость построения по разделам годового плана
логическая последовательность
изложения
аргументированность и точность оценок, исключающая возможность субъективного толкования
установление причинно-следственных связей
доказательность суждений
динамика, сравнение с итогами предыдущего года
обязательное применение таблиц, графиков, диаграмм
Слайд 40Критерии оценки анализа работы ОУ за учебный год.
Какова степень выполнения
поставленных целей и задач, как отражены результаты работы школы.
Охват анализом всех основных сторон УВП, взаимодействие, скоординированность действий
Соответствие содержания анализа конкретным задачам.
Отбор объектов изучения и анализа в соответствии с задачами, решаемыми в ОУ
Установление причинно - следственных связей
Принятие решений на основе анализа (выводы, рекомендации).
Конкретность, обоснованность выдвигаемых на новый учебный год целей и задач