Слайд 1Педсовет
«Современный урок. Дидактические требования к нему»
Октябрь 2014 г.
Слайд 2
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за
околицей,-
Пока идёшь за кем- то в след,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется!
Н. Рыленков
Слайд 3Современный урок
В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так
и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
резко возросла информированность детей;
современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
несформированность мотивационной сферы, разных типов мышления;
ограниченность общения со сверстниками
Слайд 4Современный урок
И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления
своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
Слайд 5Современный урок
применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
создание
условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Слайд 6План-конспект урока
Тема и номер урока в теме;
цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные);
Формулировка целей должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр.
тип урока;
Слайд 7План-конспект урока
формы работы учащихся (групповая, индивидуальная и т.д.)
время на каждый этап
урока;
Оборудование и учебные пособия, необходимые для проведения урока;
структуру урока — последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы учащихся.
Слайд 8структура урока
Организационный момент: тема;
Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если
оно задавалось).
Актуализация знаний.
Сообщение нового материала.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
Закрепление изученного материала.
Обобщение и систематизация знаний.
Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Слайд 10Задание 1
«Кто не знает куда направляется, очень удивиться, что попал не
туда» М.Твен
Назовите триединую цель урока.
Образовательная;
развивающая;
воспитательная.
Слайд 11Задание 2
Что такое метод?
«Метод – это способ достижения цели»
Назовите известные вам
методы.
Слайд 12методы по источнику передачи и характеру восприятия информации
пассивное восприятие —
слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения);
активное восприятие — работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод.
Слайд 13методы на основании дидактических задач
приобретение знаний;
формирование умений и навыков;
применение приобретенных знаний;
творческая деятельность;
закрепление;
проверка знаний, умений и навыков.
Слайд 14методы по типу (характеру) познавательной деятельности
объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);
репродуктивный (границы мастерства
и творчества);
проблемное изложение знаний;
частично-поисковый (эвристический);
исследовательский.
Слайд 15Задание 3
«Любой конец зависит от начала»
Раскройте задачу этапа организации класса
Слайд 16Задание 4
«Задаёшь на дом – проверяй, не проверяешь – не задавай»
Часто на уроке можно наблюдать ситуацию: учитель спрашивает: «С домашним заданием справились? Кто не справился – поднимите руки. Таких нет, очень хорошо, идем дальше»
Какую грубую ошибку допустил учитель?
Назовите способы проверки домашнего задания.
Слайд 17Задание 5
Докажите важность этапа закрепления материала
Слайд 18Задание 6
Этап – домашнее задание.
Проанализировать ситуацию. Учитель со звонком, второпях записывает
домашнее задание, ученики не слушают, собирают принадлежности
Слайд 19Технологическая карта урока
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции,
обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Слайд 20Структура технологической карты
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
цель
освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
основные понятия темы;
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Слайд 21Технологическая карта урока
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС;
определить УУД, которые
формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся УУД;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время для творчества дает учителя от непродуктивной рутинной работы);
Слайд 22Требования, которые предъявляются к современному уроку:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном
кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
Слайд 23Требования, которые предъявляются к современному уроку
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и
максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Слайд 24Педагогическая технология
это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в
него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата
Слайд 25Педагогическая технология
развивающее обучение
проблемное обучение;
дифференцированное обучение;
исследовательские методы обучения;
проектные методы
обучения;
технология развития «критического мышления»;
технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);
информационно – коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
систему инновационной оценки « портфолио»;
Слайд 26Способствуют успеху урока:
хорошее знание материала;
бодрое самочувствие;
продуманный план урока;
правильный выбор методов обучения;
разнообразие
методов обучения;
занимательность изложения;
ярко выраженное эмоциональное отношение
учителя к излагаемому материалу; богатство
интонаций, выразительная мимика, образная
жестикуляция учителя;
выраженная заинтересованность учителя
в успехе учеников.
Слайд 27Затрудняют проведение урока:
неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;
безразличное отношение ко
всему происходящему на уроке;
«рыхлая» композиция урока;
скованность движений;
неумение учащихся работать предложенными методами обучения;
однообразие методов обучения;
бесстрастный рассказ учителя;
монотонность и сухость при изложении нового материала;
отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами
Слайд 28Выводы
Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые
дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет? Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.