Слайд 1Особенности работы воспитателя с детьми овладевающими русским (неродным) языком
Слайд 2Общая характеристика детей овладевающими русским (неродным) языком
Слайд 3Среди детей, относящихся к категории дошкольников с недоразвитием или нарушением речи
различной этиологии и степени выраженности, особую группу представляют так называемые двуязычные дети.
Слайд 4В настоящее время принято выделять — первый (родной) язык — Я1
и второй (неродной) язык — Я2. Согласно психолингвистической теории билингвизм — это способность употреблять для общения две языковые системы
Слайд 5Для более полного понимания детского билингвизма необходимо учитывать различные ситуации:
- естественную,
когда носители языка общаются на одном языке, но при этом отсутствует целенаправленное обучение. Усвоение второго языка детьми происходит за счет их богатой речевой практики без осознания языковых правил;
- ситуацию так называемого учебного билингвизма, когда происходит целенаправленное обучение второму (неродному) языку под руководством воспитателя, логопеда, учителя, с использованием специальных методов и приемов.
Слайд 6У двуязычных детей (так же как и в среде русскоговорящих детей)
наблюдаются разные формы речевых нарушений:
- заикание,
- дизартрия,
- ринолалия,
-алалия,
- дислалия и др.
Слайд 7Для организации адекватной логопедической помощи двуязычному ребенку дошкольного возраста с речевой
патологией в русскоязычной среде необходимо обследование состояния его речевой деятельности на родном языке.
При оценке состояния речи на родном языке учитываются все требования к комплексной психолого-педагогической диагностике.
Слайд 8Организация коррекционно-развивающей работы:
- детям дошкольного возраста, по отношению к которым в
результате обследования логопед обоснованно формулирует заключение: фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи у ребенка с русским (неродным) языком, рекомендуются специальные коррекционно-развивающие занятия.
Эти занятия могут быть организованы:
- в логопедическом кабинете детской поликлиники;
- на дошкольном логопедическом пункте в ДОУ общего типа;
- в группе для детей с ФФН в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида;
- в группе для детей с ОНР в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида.
Слайд 9Основной формой коррекционно-развивающей работы с детьми является занятие:
- Занятия проводит логопед
2 раза в неделю, желательно в первой половине дня. В первом периоде обучения проводятся индивидуальные занятия; во втором периоде обучения — в подгруппе из 3—5 человек.
- В третьем периоде становится возможным включение детей в групповые занятия совместно с русскоязычными детьми (до 12 человек в группе).
- Продолжительность занятий: в старшей группе — 20-25 мин, в подготовительной к школе группе — 30—35 мин.
Слайд 10Особенности работы воспитателя:
Воспитатель способствует развитию русской разговорной речи и вне специальных
занятий, т. е. в повседневной жизни.
Слайд 11Задачи развития речи в этих условиях заключаются следующем:
1) закреплять те умения
и навыки русской речи, которые дети уже усвоили на занятиях (в соответствии с планами логопедических занятий);
2) упражнять детей в правильном произношении от
дельных звуков, слов, фраз;
3) проводить индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда.
Слайд 12Эти задачи могут в той или иной степени решаться в различных
видах детской деятельности — бытовой, игровой, трудовой.
Целесообразно особое внимание уделять тем видам деятельности, где дети могут свободно двигаться и говорить. Непосредственно на прогулках, в совместной со взрослыми деятельности создаются благоприятные условия для активизации навыков употребления новых слов в самостоятельной речи детей, в разных формах диалогического взаимодействия.
Слайд 13Закрепление навыков русской речи можно осуществлять и во время умывания, одевания,
приема пищи. В процессе труда (дежурства по столовой, уход за животными и растениями и т. п.) также предоставляются широкие возможности для закрепления и активизации словаря, грамматических конструкций, интонации.
Слайд 14Вывод:
Таким образом, деятельность воспитателя в группе заключается в то, что он
способствует развитию русской разговорной речи в повседневной жизни, закрепляет те умения и навыки русской речи, которые дети уже усвоили на занятиях, упражнять детей в правильном произношении отдельных звуков, слов, фраз, проводить индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда.
Закрепление навыков русской речи можно осуществляться воспитателем в различных видах детской деятельности — бытовой, игровой, трудовой.