Презентация, доклад на тему Особенности мышления младшего школьника

Содержание

Мышление является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях». Благодаря развитию нового

Слайд 1Особенности мышления младшего школьника

Особенности мышления младшего школьника

Слайд 2Мышление является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением

понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях».

Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, т. е. по словам Д.Б. Эльконина «Память становится мыслящей, а восприятие - думающим». Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте.

Мышление является формой человеческого познания.  В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека,

Слайд 3Общее понятие мышления
Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид

умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Общее понятие мышления Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании

Слайд 4Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются

ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления.

Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.
Объективной материальной формой мышления является язык.
Мысль становится мыслью и для себя, и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение.

Мышление - высшая ступень познания человеком действительности.  Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через

Слайд 5Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно речеслуховыми и речедвигательными.
Мышление

также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает, какие- либо задачи.
Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно речеслуховыми и речедвигательными. Мышление также неразрывно связано и с практической

Слайд 6Мыслительные процессы
Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных

на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции.
Мыслительные процессыМыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция

Слайд 7Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение

основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.
Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.
Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному, с целью раскрытия содержания.
Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать

Слайд 8Особенности мышления младших школьников
Вопрос об умственных возможностях младшего школьника в разное

время решался по-разному. В результате ряда исследований выяснилось, что умственные возможности ребенка шире, чем предполагалось ранее, и при создании условий, то есть при специальной методической организации обучения, младший школьник может усваивать абстрактный теоретический материал.
Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось лишь показаниями его анализаторов. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. Мышление есть опосредованное познание.

Особенности мышления младших школьниковВопрос об умственных возможностях младшего школьника в разное время решался по-разному. В результате ряда

Слайд 9Так же мышление есть познание отношений и закономерных связей между предметами

и явлениями окружающего мира. Для того чтобы выявить эти связи, человек прибегает к мыслительным операциям - сравнивает, сопоставляет факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения, выводы.
И, наконец, мышление есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений. И этот процесс вполне доступен детям.
Как показывают исследования В.В. Давыдова, дети младшего школьного возраста вполне могут овладевать элементами алгебры, например, устанавливать отношения между величинами. Для выявления отношений между величинами оказалось необходимым моделирование этих отношений - выражение их в другой материальной форме, при которой они выступают как бы в очищенном виде и становятся ориентировочной основой действий.

Так же мышление есть познание отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Для того

Слайд 10Формы мышления
В психологической науке различают такие формы мышления, как:
понятия;
суждения;
умозаключения.
Понятие - это

отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:
общими и единичными;
конкретными и абстрактными;
эмпирическими и теоретическими.

Формы мышленияВ психологической науке различают такие формы мышления, как:понятия;суждения;умозаключения.Понятие - это отражение в сознании человека общих и

Слайд 11Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме

- устной или письменной, вслух или про себя.
Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности.
Суждения образуются двумя основными способами:
непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.
Суждения могут быть:
истинными;
ложными;
общими;
частными;
единичными.


Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или

Слайд 12

Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения.

Умозаключение - такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.

Различают умозаключение:
индуктивное;
дедуктивное;
по аналогии.

Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Умозаключение - такая форма мышления,

Слайд 13Развитие форм мышления у младших школьников
У ребенка и до овладения им

системой знания имеются в некоторой мере обобщения, анализ, синтез. Но все они теперь перестраиваются. Общее перестает быть только собирательной совокупностью частных, отдельных предметов, превращаясь в совокупность однородных, существенно между собой связанных свойств. Особенное и общее выделяются из единичного, частное подчиняется общему.
Существенное значение в мышлении ребенка приобретают родовые и видовые понятия, которые играют столь значительную роль в классифицирующих отраслях науки, и соответствующая форма абстракции. Соответственно оформляются также индукция и дедукция. По новым линиям начинает идти анализ и синтез. Мысль переходит уже от случайных связей к все более существенному в них. Но при этом сохраняется еще ограниченность мышления по преимуществу внешними чувственными свойствами или признаками.
Развитие форм мышления у младших школьниковУ ребенка и до овладения им системой знания имеются в некоторой мере

Слайд 14Более или менее существенные связи познаются пока в основном лишь постольку,

поскольку они даны во внешнем чувственном содержании опыта. Мышлению ребенка на этой ступени уже доступно научное знание, поскольку оно заключается в познании конкретных фактов, их классификации, систематизации и эмпирическом объяснении. Теоретическое объяснение, отвлеченные теории в абстрактных понятиях и такие же абстрактные закономерности на этой ступени развития мышления еще мало доступны. В единстве представления и понятия господствующим является еще представление.
Всё мышление ребенка - доступные ему понятия, суждения, умозаключения - получает на этой ступени развития новое строение.

Более или менее существенные связи познаются пока в основном лишь постольку, поскольку они даны во внешнем чувственном

Слайд 15В этот первый период систематического школьного обучения, овладевая первыми основами системы

знаний, ребенок входит в область абстракции. Он проникает в нее и преодолевает трудности обобщения, продвигаясь одновременно с двух сторон - и от общего к частному, и от частного к общему. Опираясь на частный единичный случай и на одну из немногих опорных точек, которыми ребенок овладевает в области общего, он идет к специальному понятию и на основе последующего обобщения частного приходит к более содержательным обобщениям. Овладение научными понятиями совершается у детей в процессе обучения.
Процесс овладения обобщенным понятийным содержанием научного знания, сложившегося в ходе исторического развития, является вместе с тем и процессом формирования способности детей к обобщению. Развитие способностей ребенка к обобщению является и предпосылкой и следствием его умственной деятельности, направленной на овладение содержания научных понятий, осознается ребенком с разной мерой глубины и адекватности проникновения в него, совершается как бы уступами.
В этот первый период систематического школьного обучения, овладевая первыми основами системы знаний, ребенок входит в область абстракции.

Слайд 16Дети обычно лучше оперируют понятиями, нежели дают их определение, потому что

первично ребенок овладевает понятиями не терминологически, а в конкретных мыслительных операциях, применяя их в различных контекстах. Тем не менее, даже метод определений обнаруживает большой качественный сдвиг в мышлении школьника по сравнению с дошкольником. Основная линия развития мышления проявляется в том, что определения, т. е. раскрытие содержания понятия, все более высвобождаются от обусловленности субъектом и от связанности непосредственной ситуацией; определения понятий становятся все более объективными и опосредованными. На ранних ступенях развития у дошкольника значительное место занимают целевые определения.
Дети обычно лучше оперируют понятиями, нежели дают их определение, потому что первично ребенок овладевает понятиями не терминологически,

Слайд 17При этом недостаточность обобщения у детей на первых порах проявляется в

том, что они часто указывают не специфический признак, а частный. В каждом случае дается определение, применимое к частной ситуации, но не обобщенное путем выделения существенных для определяемого отношений, не зависящих от данной ситуации. В таких определениях ребенок, пользуясь общими понятиями, все же оказывается связанным частной ситуацией, непосредственно ему данной.
Третьей, более высокой, формой определения являются определения посредством включения понятия в систему определяющих его объективных связей (вместо формальных отношений подчинения). Таковы так называемые генетические определения, которые определяют физическое явление через связь с порождающими его причинами или отвлеченное понятие через систему существенных для него отношений. И такие определения могут носить не вполне обобщенный характер.
Различные формы определения в реальном мышлении ребенка сосуществуют: в то время как более элементарные формы определения, т. е. раскрытие содержания понятия, по - прежнему преобладают, но в областях, которыми ребенок лучше овладел, наблюдаются уже и более совершенные формы; и обратно, когда ребенок овладел основной системой знаний, то у него начинают преобладать высшие формы определения, хотя на плохо освоенных участках еще встречаются и низшие.
При этом недостаточность обобщения у детей на первых порах проявляется в том, что они часто указывают не

Слайд 18В развитии суждений ребенка существенную роль играет расширение знаний и выработка

установки мышления на истинность. Она закрепляется в школьном возрасте обучением, в процессе которого ребенку сообщаются знания и от него требуют ответов, которые оцениваются с точки зрения их правильности.
Первый школьный возраст характеризуется обычно сугубым реализмом установок, господством интереса к конкретным фактам объективной действительности. Конкретные факты стоят в центре интеллектуальных интересов ребенка. Это сказывается на содержании и структуре его суждений.


В развитии суждений ребенка существенную роль играет расширение знаний и выработка установки мышления на истинность. Она закрепляется

Слайд 19По данным ряда исследований, у младших школьников наблюдается значительное развитие в

способности умозаключения. В первом школьном возрасте (7-10 лет) формируются индуктивные и дедуктивные умозаключения, раскрывающие более глубокие объективные связи, чем трансдукция у дошкольника. В этом периоде:
умозаключения ограничены преимущественно предпосылками, данными в наблюдении. Более абстрактные умозаключения оказываются большей частью доступными, главным образом лишь, поскольку они могут быть совершены при помощи наглядной схемы. Целая система отвлеченных умозаключений без наглядной основы в этом возрасте, как общее правило, малодоступна;
умозаключения, поскольку они объективны, совершаются в соответствии с определенными принципами или правилами, но не на основе этих принципов: эти общие принципы не осознаются. Поскольку логическая необходимость умозаключения не осознана, весь путь рассуждения большей частью недоступен еще пониманию.
Все эти данные свидетельствуют о большом качественном сдвиге в мышлении школьника по сравнению с мышлением дошкольника.
По данным ряда исследований, у младших школьников наблюдается значительное развитие в способности умозаключения. В первом школьном возрасте

Слайд 20Развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся,

даже старших классов, не овладевают начальными приемами логического мышления, а этим приемам необходимо начинать учить с начальной школы.

Логическое мышление лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без мышления невозможна нормальная жизнь ни личности, ни общества. Благодаря мышлению, человек выделился из животного мира и достиг высокого уровня.

Развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старших классов, не овладевают начальными

Слайд 21Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть