Слайд 1 «Организация работы воспитателя школы-интерната в коррекционном классе»
Подготовила: Н.Н.Пилипенко
старший воспитатель
КГУ «Основная средняя школа-интернат Крупской»
Слайд 2Цель воспитания в коррекционном классе-
коррекция психических и физических функций развития
ребенка с особыми потребностями в процессе его общего образования, подготовки к жизни и труду, реализация его в социуме и адаптация.
Слайд 3Задачи воспитательного процесса в классах с ЗПР:
организация познавательной деятельности обучающихся по
расширению кругозора, приобретение и накопление знаний, формирование практических умений, навыков;
развитие способностей, выявление творческого потенциала воспитанников;
стимулирование к самостоятельности;
формирование познавательной активности, основ научной картины мира, научного мировоззрения;
всестороннее развитие самодостаточной, самоценной личности, формирование предпосылок для успешной адаптации, интеграции в социум.
Слайд 4Характерные особенности детей с ЗПР:
Снижение работоспособности
Повышенная истощаемость
Неустойчивое внимание
Своеобразное поведение
Дефекты звукопроизношения
Бедный словарный
запас
Низкий навык самоконтроля
Недостаточность произвольной памяти
Незрелость эмоционально-волевой сферы
Ограниченный запас общих сведений и представлений
Трудности формирования навыков чтения, письма
и овладения математическими знаниями
Слайд 5Правила жизни в классном коллективе:
1. Настойчивость в учёбе, труде, спорте.
2. Относиться к
окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе.
3. Относиться к людским недостаткам терпимо.
4. Хочешь иметь успех – выгляди так, как будто ты его имеешь.
5. Добросовестно относиться к учёбе.
6. Не опаздывать в школу и не пропускать занятия!
7. Добросовестно относиться к своим поручениям.
8. Не отказывать в помощи одноклассникам.
9. Соблюдать порядок, чистоту в классе и школе.
10. Нужно жить весело, содержательно, быть активным, творчески подходить к любому делу.
11. Дорожите дружбой, помните - мы коллектив!
Слайд 6Основные направления работы с родителями:
1.Посещение семей.
2.Психолого-педагогическое просвещение родителей:
- приглашение специалистов;
- демонстрация видеоматериалов, слайдов.
3. Дни открытых дверей
4.Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству:
- экскурсии: знакомство со школой и школьными службами;
- праздники в классе;
- встреча с администрацией школы и социально-психологической службой;
- родительские собрания;
- встреча родителей (Традиции класса, участие в постройке снежного городка, благоустройство пришкольной территории, классной комнаты)
- участие в родительских конференциях;
- круглые столы;
- привлечение родителей к подготовке к открытым мероприятиям.
8. Педагогические консультации: индивидуальные и групповые.
Слайд 7Виды деятельности:
познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в
образовании и интеллектуальном развитии;
творческая деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в нравственном воспитании, способность к художественному мышлению;
спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни;
общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
ценностно-ориентированная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, воспитание позитивного отношения к труду;
свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком;
трудовая деятельность в виде навыков самообслуживания, общественно- полезного труда.
Слайд 8Циклограмма внеклассных занятий
Слайд 9Самоподготовка
Домашние задания, обучающие выполняют самостоятельно.
Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
Производится
первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).
Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися.
Объем и характер заданий соответствует требованиям нормативных документов.
Привлечение обучающихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими уроков.
Слайд 10Памятка выразительного чтения стихотворения
1. Постарайся понять содержание и настроение стихотворения.
2. Обрати внимание на знаки препинания.
3. В каждой строке стихотворения определи для себя ключевое слово или словосочетание.
4. Подумай, где и какая пауза может быть тобой выдержана при чтении.
5. Не забудь сообщить автора и название стихотворения.
6. Не забудь: слушают и то, что ты читаешь, и то, как ты читаешь.
7. При соблюдении этих пунктов можно сказать: «Какое интересное произведение! «Как ты хорошо, красиво читал!»
Слайд 11Правила, которые помогут нам в работе:
Взялся за дело - не отвлекайся,
не мешай другим.
Делай всё быстро и аккуратно.
Своевременно сообщай о том, что тебе нужна помощь.
Не выкрикивай с места, поднимай руку.
Слайд 12Устные задания:
посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять задание;
прочитай задание
по учебнику;
выдели основные части, главные мысли текста;
прочитай задание вторично,
составь план прочитанного;
расскажи по плану;
повтори рассказ;
следи за интонацией, темпом речи;
не спеши, говори ясно, четко.
Слайд 13Памятка «Как выполнять письменное задание по русскому языку»
1. Внимательно прочитай задание
к упражнению и определи, каким правилом будешь пользоваться при его выполнении.
2. Если нужно, найди и еще раз прочитай это правило, выучи его, приведи свои примеры.
3. Выполняя упражнение, все время сверяйся с правилом.
4. Внимательно проверь каждое написанное предложение. Используй образец в учебнике, таблицу, словарь.
5. Замеченные ошибки аккуратно исправь.
Слайд 14
Памятка «Как решать задачи». .
Прочитай задачу и представь себе то, о чём
в ней говорится.
Запиши задачу кратко или выполни чертёж.
Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом.
Составь план решения.
Выполни решение.
Проверь решение и ответ на вопрос задачи.
Слайд 15Общие рекомендации к самоподготовке:
выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное
время;
прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь;
старайся все затруднения разрешить самостоятельно;
о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике;
забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику;
начинай самоподготовку в определенном порядке от трудного к простому например: казахский язык, русский язык, литература и т.д.
Слайд 16Виды физкультминуток:
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для кистей рук;
гимнастика
для глаз;
гимнастика для улучшения слуха;
упражнения для профилактики плоскостопия;
упражнения, корректирующие осанку
дыхательная гимнастика.
Слайд 17Внеклассные общешкольные мероприятия
Слайд 18Диагностику уровня воспитанности учащихся
Слайд 19РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ЗПР
Необходимо постоянно поддерживать уверенность
в своих силах, обеспечить ребенку субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
Стараться облегчить познавательную деятельность с использованием зрительных опор на занятие (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия находится на низком уровне.
Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
Классный руководитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в занятия динамических пауз .
Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями,сменить интонацию, использовать приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.