Слайд 1Деятельность ПМПк
(школьного консилиума)
Семинар
Успаева Г.В., ст.преподаватель ГБУ ДПО «ЧИПКРО»
.
Слайд 2 В каждом ребёнке есть солнце,
только дайте ему светить.
Сократ.
Слайд 3Доля здоровых новорожденных за последние годы снизилась с 48% до 26%
74%
новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья.
До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение ЦНС).
Не более 10% детей дошкольного возраста и
4% детей подросткового возраста абсолютно здоровы.
Слайд 5Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 27.03.2000 № 27/901-6)
«О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
Слайд 6Примерное положение о ПМПк ОО
(Метрек.МОиН по введ.ФГОС ВК-452_07 от 11.03.2016)
Регламентируется
деятельность ПМПк по созданию и реализации специальных условий.
Разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК.
Комплексный подход, своевременное выявление детей, нуждающихся в СОУ.
Слайд 7Руководствуется нормативно-правовой базой деятельности ОО
(ФЗ№273, федеральным, региональным законодательством, локальными актами
ОО, уставом, договорами сетевого взаимодействия и с родителями, настоящим положением)
Создаётся приказом директора ОО.
Возглавляется руководителем из числа административно-управленческого состава организации.
Состав определяется для каждого конкретного случая и утверждается руководителем организации.
(педагог-психолог, учитель-логопед, основной педагог, воспитатель, учителя-дефектологи, социальный педагог, технические работники, включённые в образовательный процесс.)
Важно: конфиденциальность.
Слайд 8Основные задачи ПМПк
Выявление, оценка возможностей, подготовка рекомендаций по направлению на ПМПК
(формы получения образования, ОП, формы и методы пмп-помощи).
Создание и реализация рекомендованных ПМПК СОУ.
Разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения как компонента ОП, рекомендованной ПМПК.
Оценка эффективности реализации программы.
Изменение компонентов программы по необходимости в соответствии с достижениями и особенностями развития ребёнка.
Ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка.
Консультативная и просветительская работа с родителями, педагогическим коллективом, организационно-методическая поддержка.
Координация ПМП сопровождения в рамках сетевого взаимодействия с другими организациями.
Слайд 9Регламент деятельности консилиума
Скрининг на выявление нуждающихся в СОУ (напр. Диагностико-прогностический скрининг
на начальных этапах обучения. Е.А.Екжанова. 2000.) Обследование проводится методами, не требующими согласия родителей на обследование (наблюдение и педагогическое анкетирование).
Проводится основным педагогом и педагогом-психологом.
По результатам скрининга проводится коллегиальное обсуждение специалистами консилиума, на котором принимается предварительное решение о возможной необходимости создания для некоторых детей СОУ, индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения и/или их обучения по образовательной программе, рекомендованной ПМПК.
Слайд 10Родителям, дети которых, по мнению специалистов, нуждаются в организации СОУ, рекомендуется
пройти территориальную ПМПК (ТПМПК)
При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения консилиума выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем консилиума.
В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение консилиума могут направляться только по официальному запросу либо в ситуации заключения соответствующего договора о взаимодействии.
Слайд 11 (в период не ранее одного календарного года до момента
поступления в ОО) и получения ОО его заключения об особенностях ребенка с соответствующими рекомендациями по созданию СОУ каждым специалистом консилиума проводится углубленное обследование ребенка с целью уточнения и конкретизации рекомендаций ПМПК по созданию СОУ и разработке психолого-педагогической программы сопровождения.
В ситуации прохождения ребенком ПМПК
Слайд 12По результатам обследований специалистов
проводится коллегиальное заседание консилиума, на
котором определяется и конкретизируется весь комплекс условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. В ходе обсуждения результатов обследования ребенка специалистами консилиума ведется протокол, в котором указываются краткие сведения об истории развития ребенка, о специалистах консилиума, перечень документов, представленных на консилиум, результаты углубленного обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии).
Слайд 13Итогом коллегиального заседания
является заключение консилиума, в котором конкретизируются
пакет СОУ и программа психолого-педагогического сопровождения ребенка на определенный период реализации образовательной программы, рекомендованной ПМПК.
Слайд 14Протокол и заключение консилиума
оформляются в день коллегиального обсуждения,
подписываются специалистами консилиума, проводившими обследование, и руководителем консилиума (лицом, исполняющим его обязанности).
Родители (законные представители) ребенка с ОВЗ подписывают протокол и заключение консилиума, отмечая свое согласие или несогласие с заключением консилиума.
Слайд 15В случае несогласия родителей (законных представителей) с решением консилиума
о необходимости прохождения ПМПК, отказа от направления ребенка на ПМПК родители выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе протокола консилиума, а обучение и воспитание ребенка осуществляется по образовательной программе, которая реализуется в данной ОО в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Слайд 16В течение 5 рабочих дней
программа психолого-педагогического сопровождения детализируется
каждым специалистом консилиума, принимающим участие в комплексном сопровождении ребенка, согласовывается с родителями, с руководителем консилиума и руководителем ОО и подписывается ими.
Слайд 17В конце периода, на который были конкретизированы СОУ, реализовывалась образовательная программа,
рекомендованная ПМПК, и программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, проводится консилиумная сессия, основной задачей которой является оценка эффективности деятельности специалистов сопровождения, включая реализацию пакета СОУ.
Слайд 18Итогом деятельности консилиума на этом
этапе является заключение, в котором
обосновывается необходимость продолжения обучения ребенка по образовательной программе, рекомендованной ПМПК, и ее индивидуализации в соответствии с возможностями ребенка, процесса психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, необходимая корректировка программы сопровождения, компонентов деятельности специалистов, определяется следующий период обучения и воспитания ребенка в соответствии с измененными компонентами образовательной программы.
Слайд 19Заключение консилиума носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
Слайд 20Консилиумом ведется следующая документация:
положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме ОО;
представления на ребенка специалистов
консилиума (первичные при поступлении ребенка в ОО);
план и регламент порядка проведения заседаний консилиума;
протокол заседаний консилиума (по каждому ребенку);
заключения каждого из специалистов, принимающих участие в консилиумной деятельности по конкретному ребенку (первичное заключение с компонентами индивидуальной программы сопровождения; заключение по итогам каждого периода индивидуальной программы сопровождения и АОП на данный период; итоговое заключение по результатам реализации АОП в целом);
журнал учета детей, прошедших обследование;
журнал регистрации заседаний консилиума;
согласие родителей на обследование ребенка и передачу информации о родителях и ребенке.
Слайд 21Права и обязанности
Родители (законные представители) ребенка с ОВЗ имеют право:
присутствовать при
обследовании ребенка специалистами консилиума;
участвовать в обсуждении результатов обследования и формулировки как заключения каждого из специалистов консилиума, так и коллегиального заключения;
участвовать в создании СОУ, адаптации образовательной программы, рекомендованной ПМПК, разработке программы психолого-педагогического сопровождения, направлений коррекционно- развивающей работы (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
получать консультации специалистов консилиума по вопросам обследования детей, создания и реализации индивидуальной программы сопровождения, в том числе информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности консилиума;
в случае несогласия с заключением консилиума об особенностях создания и реализации СОУ и индивидуальной программы сопровождения обжаловать их на ПМПК, в вышестоящих образовательных организациях.
Слайд 224.2. Родители (законные представители) обязаны:
неукоснительно следовать рекомендациям консилиума (в ситуации согласия
с его решениями);
аккуратно посещать занятия специалистов в рамках реализации их коррекционной деятельности с ребенком, пропуская занятия только по уважительным причинам;
участвовать в реализации программы психолого-педагогического сопровождения, коррекционной деятельности специалистов на правах полноправных участников образовательного и коррекционно-развивающего процессов;
приводить ребенка на занятия в соответствии с согласованным расписанием, опрятно одетого, сытого и вовремя;
проверять и, по необходимости, участвовать при подготовке задаваемых специалистами домашних заданий.
Слайд 23Специалисты консилиума обязаны:
руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими принципами, подчиняя
ее исключительно интересам детей и их семей;
исходить в своей деятельности из принципов инклюзивного образования детей, применяя все необходимые современные психологические и социально-педагогические подходы для обучения и воспитания детей в естественной открытой социальной среде;
в пределах своей компетенции защищать всеми законными средствами, на любом, профессиональном, общественном и государственном, уровне права и интересы детей, обучающихся в ОО, и их семей;
специалисты несут ответственность за соблюдение конфиденциальности и несанкционированное разглашение сведений о детях и их семьях.
Слайд 24Специалисты консилиума имеют право:
иметь свое особое мнение по особенностям сопровождения ребенка
с ОВЗ в рамках собственной профессиональной компетенции, отражать его в документации консилиума;
требовать от родителей выполнения своих обязанностей в соответствии с пп. 4.2;
представлять и отстаивать свое мнение об особенностях ребенка и направлениях собственной деятельности в качестве представителя ОО при обследовании ребенка на ПМПК.
Слайд 25Методики отбора :«Четвёртый лишний».
1. Три цветка и кошка.
2. Посуда и стол.
3.
Механические ТС и лошадь.
4. Сумка, рюкзак, чемодан, стол.
5. Курица, цыплёнок, утка, яйцо.
6. Швейная машина, пуговицы, нитки, очки.
7. Кошка, собака, коза, дятел.
Последние два для УО недоступны. Дети с ЗПР их выполняют по подсказке, легко справляясь с первыми пятью. Причём могут верно выполнено больными шизофренией. Эпилептики опираются на несущественные детали. Дети с нарушением слуха затрудняются из-за устной инструкции, легко выполняют после приведённых примеров. Слабовидящим следует называть предметы, изображённые на картинке. Детям с ДЦП необходима организующая помощь.
Слайд 26«Сюжетные картинки»
С явным смыслом. (Имб., О/Ф)
Со скрытым смыслом. (О/ф затруднено даже
с помощью)
Последовательные с явным. (О/ф могут после наводящих вопросов составить элементарный рассказ)
Последовательные со скрытым.
Последовательные с незавершённым действием.
Нелепицы. (О/ф понимают отдельные детали, но после разъяснения, смех отсутствует.)
Эпилептики часто не понимают смысла и заостряют внимание на деталях и застревают на них. С ш/ф – выбирают деталь и интерпретируют исходя из собственного опыта, отвлекаясь от главного сюжета. С ЗПР – трудности со скрытым смыслом, несколько объектов удержать им трудно, смысл понимают адекватно, легко отвечают на вопросы, но составить рассказ затрудняются, нелепицы вызывают бурную эм.р-цию, но внимание акцентируют на отдельных фрагментах, трудно завершают действие, постоянно требуются наводящие вопросы.
Слайд 27Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
32. При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
для учащихся с РАС на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом из расчета 5 - 8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.
Слайд 28Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ
Трудности взаимодействия с окружающим миром,
приводящие к обеднению социального опыта, изменению способов общения с другими людьми
Особенности развития личности, неточное представление о собственном “Я”, неадекватная самооценка- переоценка или недооценка собственных возможностей
Слайд 29Закономерности, общие для всех детей с ОВЗ:
трудности взаимодействия с окружающим миром
потребность в формировании адекватного и богатого образа мира
потребность в формировании различных форм коммуникации (вербальных и невербальных)
Слайд 30Специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ
снижение способности к приему, переработке,
хранению и использованию информации;
трудности использования средств психической деятельности;
замедление процесса формирования понятий
особенности развития движений
Слайд 31Уровни психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Уровень класса
Осуществляется учителями, классными руководителями.
Цель деятельности – предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.
Уровень образовательного учреждения
Осуществляется педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами. Цель деятельности - первичная помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками, в т.ч. с использованием профилактических программ, через осуществление экспертной, консультативной, просветительской работы с администрацией и учителями.