Слайд 1Обобщение опыта по теме:
«Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках
в
начальной школе»
Выполнила
Ратникова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №8 г Карабаново.
2015 год.
Слайд 2Актуальность.
За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению
сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Слайд 3Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии.
Наибольшее распространение
в начальной школе получила «технология деятельностного метода обучения».
Слайд 4Концепция деятельности.
Ведущая ключевая идея.
Систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и
приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество образования.
Слайд 5Концепция деятельности.
Проблема опыта.
В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок,
не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Слайд 6Цель опыта.
- определить возможности использования деятельностного метода на уроках в начальной
школе;
- через развитие навыков учебной деятельности обучающихся повышать уровень образования младшего школьника.
Основные задачи.
- раскрыть понятие деятельностного метода, используя педагогическую и методическую литературу;
- показать специфику применения деятельностного метода в начальной школе;
- разработать методические рекомендации по построению уроков в технологии деятельностного метода обучения.
Концепция деятельности.
Слайд 7Что такое деятельностный подход в образовании?
Обратимся к истории.
Около
70 лет назад Л.С. Выготский в работе "Педагогическая психология" проанализировал и выделил три научные школы, которые по-разному решали вопрос о соотношении обучения и развития.
Основателями
первой точки зрения,
по
Л.С.Выготскому.
являются - З.Фрейд,
Ж.Пиаже.
Ученые предполагали,
что обучение и развитие
независимые процессы.
Крылатой фразой
представителей
этой научной школы
является то,
что "обучение плетется
в хвосте у развития".
Аргументом
данной точки
зрения является
дидактический
принцип
доступности,
позволяющий учить
учащихся лишь тому,
что они могут понять
и для чего созрели их
психические функции.
Слайд 8Представителем
второй
научной школы
является В.Джемс.
Ключевая позиция
данной школы
сводится к
положению,
при котором
любое обучение
развивает.
Основанием для ее
выдвижения является
практический опыт
учителей,
утверждающих,
что позиция:
"не знал - узнал,
не умел-научился",
означает - развился.
Любые количественные
изменения в
состоянии учащегося,
по позиции
этой школы,
означают развитие.
Слайд 9Представители
третьей научной
школы
- Л.С.Выготский,
Н.А.Менчинская,
К.Коффка
предполагали, что
обучение и
развитие
два независимых
но сопряженных процесса.
Согласно данному теоретическому
положению, обучение продвигает
вперед развитие,
а развитие подготавливает и делает
возможным обучение.
Крылатой фразой представителей
данной школы является:
"обучение забегает вперед развития".
Ключевой позицией данной школы
является понимание смысла и
сущности развития.
В отличие от взглядов
других школ,
под развитием понимается
появление в учащемся
не количественных изменений
(мало-много знаний, мало-много умений),
а появление в личности обучаемого
качественных изменений, или,
выражаясь языком психологов,
психических новообразований в психике
обучаемого, или способностей.
В рамках данной школы
сформулированы
условия, при которых обучение
становится развивающим.
Слайд 10Основные положения технологии
деятельностного метода обучения.
Процесс обучения есть
всегда обучение
деятельности.
Сам процесс учения
должен быть
творческим
Обучение деятельности
предполагает
совместную
учебно-познавательную
деятельность группы
учащихся под
руководством учителя.
Слайд 11
Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать
предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Слайд 12Дидактические принципы в системе развивающего обучения.
Принцип целостного
представления о мире.
у ребенка
должно быть
сформировано обобщенное,
целостное представление
о мире (природе - обществе
- самом себе), о роли и месте
каждой науки в системе наук.
Принцип непрерывности.
преемственность между
всеми ступенями
обучения на уровне
методологии,
содержания и методики.
Принцип минимакса.
школа должна
предложить
ученику содержание
образования по
максимальному уровню,
а ученик обязан усвоить
это содержание
по минимальному уровню.
Принцип
психологической
комфортности.
снятие по возможности
всех стрессообразующих
факторов
учебного процесса,
создание в школе и на уроке
такой атмосферы,
которая расковывает
детей и в которой
они чувствуют
себя «как дома».
Принцип вариативности.
предполагает развитие
у учащихся
вариативного мышления,
то есть понимания
возможности
различных
вариантов решения
задачи
и умения осуществлять
систематический
перебор вариантов.
Принцип творчества
(креативности).
предполагает максимальную
ориентацию
на творческое начало
в учебной деятельности
школьников,
приобретение ими
собственного опыта
творческой деятельности.
Принцип деятельности.
формирование личности
ученика и продвижение его в
развитии осуществляется
не тогда, когда он воспринимает
готовое знание, а в процессе его
собственной деятельности,
направленной
на «открытие» им нового
знания.
Слайд 13 Сравнительная характеристика объяснительно-иллюстративного и деятельностного метода обучения в организации учебного процесса.
Компоненты
учебной
деятельности
Цель – предполагаемый результат.
Мотивы – побудители к деятельности.
Средства – способы осуществления деятельности.
Объяснительно-
иллюстративный
Деятельностный
Задаётся педагогом
В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели.
Используются внешние мотивы.
Опора на внутренние мотивы.
Выбираются педагогом.
Совместный с учащимися выбор.
Слайд 14Объяснительно-
иллюстративный
Компоненты
учебной деятельности
Деятельностный
Действия –
основной элемент
деятельности.
Результат –
конечный
продукт.
Оценка –
критерий достижения цели.
Инвариантные, предусмотренные учителем.
Вариативные, возможность индивидуального выбора.
Уровень усвоения знаний.
Позитивные внутренние личностные изменения
Сравнение результативности с эталонами.
Самооценка на основе применения
индивидуальных
эталонов достижения.
Слайд 15Описание возможностей применения технологии деятельностного метода в Образовательной системе «Планета знаний».
Учителям,
работающим в рамках Образовательной системы «Планета знаний», хорошо известно требование реализации технологии деятельностного метода на уроках различной целевой направленности.
Этот метод осуществляется путём создания проблемных ситуаций и, как следствие – необходимости проблемного диалога.
Проблемный диалог – технология Образовательной системы «Планета знаний».
Слайд 16Технология проблемно – диалогического обучения даёт возможность наиболее полно соблюсти вопросы
- преемственности между различными ступенями образования;
- сделать учебный процесс единым и непрерывным;
- наиболее полно отражающим идею: «Хороша та школа, в которой хорошо каждому ребёнку и взрослому».
Слайд 17Проблемный урок обеспечивает тройной эффект:
более качественное усвоение знаний
мощное развитие интеллекта, творческих
способностей
воспитание активной личности.
Слайд 18Проблемно – диалогическая
технология
1.Понятие.
Что включает?
2. Модель организации учебного процесса.
Как назвать?
Проблемно
– диалогическая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.
Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ".
Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа проблемности в обучении.
Принцип проблемности реализуется:
— как в содержании учебного предмета;
— так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.
Слайд 193. Технологические приемы организации учебного процесса.
Как создать?
а) создать в пространстве
деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию;
б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;
в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.
Слайд 204.Результативность применения в учебном процессе.
Как оценить?
Результативность можно оценить с помощью критериев:
а)
наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации
("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),
б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере
(" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...")
Слайд 214.Результативность применения в учебном процессе.
Как оценить?
в) переживание учащимися субъективного открытия:
("Я сам
получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я? вывел закон..."),
г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности;
("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."),
д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.
Слайд 225. Признаки применения подхода в учебном процессе.
Как отличить?
Методы обучения — проблемные:
а)
проблемного изложения;
б) частично-поисковый;
в) исследовательский.
Формы организации учебного пространства коллективные:
а) парное взаимодействие;
б) микрогрупповое взаимодействие;
в) бригадное (групповое) взаимодействие;
г) межгрупповое взаимодействие.
Слайд 23Проблемная технология в образовательном процессе
содержит
ТРИ
главных компонента:
а) потребность учащегося в
новом знании или способе действия ("хочу узнать..., научиться ...")
в) известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы
Слайд 24Проблема в образовательном процессе - это осознание учеником невозможности в данной
ситуации разрешить противоречие (или возникшее затруднение) средствами имеющегося опыта и знаний
Обнаружение учеником противоречивости в проблемном задании, продуктивной задаче приводит к переживанию учеником состояния интеллектуального затруднения и осознанию недостаточности ранее усвоенных знаний.
У учащегося возникает субъективная потребность в новых знаниях.
Осознав недостаточность ранее усвоенных знаний, и пережив состояние интеллектуального затруднения, ученик строит предварительные гипотезы относительно способа разрешения проблемной ситуации.
Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для ученика становится проблемой (и соответственно, задачей продуктивного типа), либо — превращается в репродуктивную задачу, которую нужно решить путем преобразования определенных условий.
?
Слайд 25Моделирование уроков различной целевой направленности в технологии деятельностного метода в Образовательной
системе «Планета знаний».
В соответствии с целями
уроки развивающего типа
можно распределить в
четыре группы:
Слайд 26Структура урока открытия новых знаний.
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель:
включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Слайд 27Структура урока открытия новых знаний.
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений
(«Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
4. « Открытие» детьми нового знания.
Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково.
Слайд 28Структура урока открытия новых знаний.
5. Первичное
закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Слайд 29Структура урока открытия новых знаний.
7. Включение нового знания в
систему знаний и повторение.
Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
9. Домашнее задание.
Слайд 30Выводы.
Реализация программы «Планета знаний» через использование деятельностного подхода и проблемно –
диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
Слайд 31Выводы.
В результате использования проблемно – диалогического метода в учебном процессе повышается
эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.
Слайд 32Выводы.
Образовательная система «Планета знаний» создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся
и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности. Эти задачи решаются посредством совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию.
Слайд 33Литература
1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.:
Просвещение, 1979.
2. Болдырев
Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.:
Просвещение, 1979.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка-
М: 1979, т.11, с.345.
4. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности:
Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991
5. Краткий словарь по философии -М: 1982. С.191- 192.
6. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч.– Т.5. – М.: Просвещение, 1976,с.193.
7. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.-М: Педагогическое общество России,2002г. С.124-125.
8. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995.с.289. с.735.
9. Свадковский И.Ф. Введение в педагогику.-М:изд-во Академия,2005г.
10. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения .с. 120., с.170.
11. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики.- М:изд- во УРАО,2002г.
Слайд 34Спасибо за внимание
Творческих Вам успехов!