Слайд 1 «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК: УДАЧА ИЛИ ПРОБЛЕМА?»
“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели
–
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом”.
(П.Вайнцвайг)
Порошина Ольга Евгеньевна,
педагог-психолог КОГОБУ СШ пгт. Вахруши
Слайд 3Одаренные дети – особая группа детей, качественно отличающаяся от сверстников.
Детская одаренность
– не исключительность, а «потенциал», «дар природы», имеющийся у каждого.
Вывод: человек способен мыслить творчески, и вне всякого сомнения, что это чудеснейший из даров. Подчеркнем, что "даром" этим отмечен каждый.
Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Слайд 4Общая одаренность
Художественная
психомоторная
коммуникативная
духовно-ценностная
Интеллектуальная
Слайд 5Условно можно выделить три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим
уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Слайд 6
Одарённый
Способный
Стремление к новым познавательным ситуациям.
Удовольствие от процесса познания
Признание
своих ошибок
Приоритет содержанию деятельности
Независимость от мнения других. Ориентация на лично добытое знание
Избегание новых познавательных ситуаций
Удовольствие от результата
Ошибок не признает, всегда стрессовая ситуация, если чего-то не знает.
Приоритет результату и оценке
Слайд 7Проблемы адаптации одаренных детей
Трудности общения со сверстниками и взрослыми. Одаренный ребенок
отличается от детей, окружающих его. Одноклассников может раздражать его постоянная готовность правильно ответить на любой вопрос учителя. А взрослых — его знания в разных (или в одной какой-либо) областях. Взрослые часто рассматривают наличие таких знаний как покушение на их взрослый авторитет.
Трудности управления модификациями своего поведения. Одаренные дети не любят монотонной и скучной работы. Их девиз — творческий «взрыв». Как правило, такие дети теряют интерес к деятельности до ее окончания. Их даже не интересует результат.
Трудности развития эмоциональной сферы. Умственное развитие одаренных детей опережает их физическое и эмоциональное развитие.
Слайд 8Проблемы одаренных детей
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого,
что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появится потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Неконформность. Одарённые дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.
4. Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребёнка.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.
6. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.
Слайд 97. Ощущение неудовлетворённости. Такое отношение к самим себе связано с характерным
для одарённых детей качеством достичь совершенства во всём, чем они занимаются. Они критически относятся к собственным достижениям, часто неудовлетворенны, отсюда ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
8. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
9. Сверхчувствительность. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими.
10. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
11. Нетерпимость. Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии, а также к учителям. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Слайд 10Рекомендации педагогам по организации работы с одарёнными детьми
Не следует уделять слишком
много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревнования.
Не стоит выделять одарённого ребёнка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.
Не нужно возводить одарённого ребенка на пьедестал, но и другая крайность – публичное преднамеренное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя недопустимы.
Слайд 11Как помочь раскрытию дарования
К.Роджерс в соответствии с принципами гуманистической психологии предлагает
настроиться следующим образом:
1. Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и мысли. Я услышу твою боль, твои мучения, твой гнев, печаль, радость.
2. Я буду уважать тебя и твои решения, которые ты принимаешь по отношению к себе.
3. Я буду не соглашаться с тобой, но я буду всегда уважать тебя и твою правду (найденную тобой).
4. Я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, но я никогда не буду толкать тебя силой.
5. Я учусь у тебя и открыт новому опыту, который я познаю в общении с тобой; временами я совершаю ошибки, поступаю так, как бы мне не хотелось, временами я заблуждаюсь. В таких случаях я скажу об этом тебе прямо, скажу “прости”.
Слайд 12
Таланты трудно распознать
Не всякий может в них поверить
Таланты нужно воспитать,
Их нужно
развивать, в них верить
Простую истину понять сумеет каждый, кто понятлив
Таланты может воспитать Учитель,
Если сам талантлив
Слайд 13Список литературы
Савенков А.И. Программа «Одарённый ребёнок в массовой школе», М.: Сентябрь,
2001. – 208с