Слайд 1Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата
Теоретические основы обучения и воспитания детей с НОДА.
Основные направления воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.
Задачи трудового воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Основания надомного обучения.
Обучение и воспитание детей с ОДА в условиях коррекционных и общеобразовательных школ.
Слайд 2
Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р., Микляева С.Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика
нарушений развития у детей (современные подходы): учебное пособие - М.: Парадигма, 2012. - (Специальная коррекционная педагогика). - [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210526
Мандель Б.Р. Коррекционная психология: модульный курс в соответствии с ФГОС-III+: иллюстрированное учебное пособие для студентов высших учебных заведений (бакалавриат). - М.; Берлин: Директ- Медиа, 2015. - 468 с.: ил. - Библиогр.:
[Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275614 3
Слайд 3
Клинико-психолого-педагогические особенности этой группы детей описаны в трудах Л.О.Бадаляна, М.В. Ипполитовой,
Э.С.Калижнюк, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, О.Г.Приходько,
Н.В. Симоновой, Е.М.Мастюковой и других.
Слайд 4Теоретические основы
обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Понятие
«нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства:
врожденный вывих бедра,
кривошея,
деформации стоп (косолапость и др.),
аномалии развития позвоночника (сколиоз),
недоразвитие и дефекты конечностей,
аномалии развития пальцев кисти,
артрогрипоз (врожденное уродство)
Эта часть детей не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требует специального обучения и воспитания, но нуждается в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности
Слайд 5В специальном обучении нуждаются дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата центрального
характера – детский церебральный паралич, полиомиелит и другие нарушения ЦНС
Детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжелое
неврологическое
заболевание, которое
характеризуется
двигательными, речевыми и
психическими нарушениями,
отрицательно влияющими на
социальную адаптацию
больного и снижающими
качество его жизни.
Слайд 7Детский церебральный паралич (ДЦП) — это группа двигательных расстройств, возникающих вследствие
повреждения различных мозговых структур в перинатальном периоде.
Детский церебральный паралич может включать
моно-, геми-, пара-, тетра- параличи и парезы,
патологические изменения мышечного тонуса (гипертонус (спастика), гипотония, дистония)
гиперкинезы и синкинезии
нарушения речи,
шаткость или неравномерность походки,
расстройства координации движений, частые падения,
отставание ребенка в моторном и психическом развитии.
Слайд 8Группа детского сада компенсирующего вида
Слайд 10
Люди, имеющие детский церебральный паралич, должны пожизненно проходить реабилитационную терапию, по
мере необходимости получать медикаментозное, хирургическое и физиотерапевтическое лечение.
Согласно мировой статистике детский церебральный паралич встречается с частотой 1,8 случаев на 1000 детей до года.
В России этот показатель составляет 2,5 - 6 случаев на 1000 детей.
Причиной ДЦП могут быть различные неблагоприятные факторы, действующие во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в раннем постнатальном периоде).
Наибольшее значение в возникновении ДЦП придается поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. (Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, Н. М. Всеволожская).
Слайд 11Структура двигательного дефекта при ДЦП
У детей с церебральным параличом задержано
и нарушено
формирование всех двигательных
функций:
с трудом и опозданием формируется функция удержания головы,
навыки сидения,
стояния,
ходьбы,
манипулятивной деятельности.
Слайд 12
Частота речевых расстройств при ДЦП составляет 85%
Наиболее частая форма речевой
патологии при ДЦП — дизартрия.
При тяжелых поражениях центральной нервной системы у
некоторых детей с ДЦП наблюдается анартрия — полная невозможность речи.
Реже, при поражении левого полушария, наблюдается алалия -
отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического
поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном
или раннем периоде развития.
При ДЦП отмечается задержка и нарушение формирования
лексической, грамматической и фонетико-фонематической стороны речи
Почти все дети с церебральным параличом с трудом овладевают навыками чтения и письма.
Нарушения письменной речи — дислексия и дисграфия — обычно сочетаются с недоразвитием устной речи
Слайд 13Психологические основы работы с детьми с ДЦП
Развитие детей с ДЦП относится
к дефицитарному типу.
Для детей с ДЦП характерно:
замедленность, истощаемость психических процессов,
трудности переключения на другие виды деятельности,
недостаточность концентрации внимания, снижение
объема механической памяти.
Большое число детей отличаются низкой
познавательной активностью, что проявляется в
отсутствии интереса к заданиям, плохой
сосредоточенности, медлительности и пониженной
переключаемости психических процессов.
Низкая умственная работоспособность выражается
быстро нарастающим утомлением при выполнении
интеллектуальных заданий.
Слайд 14По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу
одни
имеют нормальный или близкий к
нормальному интеллект,
у других наблюдается задержка психического развития,
у остальных имеет место олигофрения.
Дети без отклонений в психическом (в
частности, интеллектуальном) развитии
встречаются относительно редко.
Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития (церебрально-органического генеза).
Слайд 15Расстройства эмоционально-волевой сферы при детских церебральных параличах
У одних детей наблюдаются повышенная
эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность,
у других — заторможенность, застенчивость, робость.
Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с
инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться.
Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста.
Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики (эйфория).
Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастности.
Слайд 16У детей с церебральным параличом своеобразная структура личности
Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается
с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью.
Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах.
У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности.
Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы.
Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.
Слайд 17Основные направления воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
оказание детям
медицинской,
психологической,
педагогической,
логопедической,
социальной помощи,
социальная адаптация,
общее и профессиональное обучение
Слайд 18Основу реабилитационного лечения при детском церебральном параличе составляют ЛФК и массаж.
Слайд 20Назначение специального оборудования
Слайд 22Методом медицинской коррекции является анималотерапия — лечение посредством общения больного с
животным
К наиболее распространенным
методикам анималотерапии ДЦП
на сегодняшний день относятся
иппотерапия - лечение с
использованием лошадей и
дельфинотерапия.
В основе терапевтического
воздействия лежат: благоприятная
эмоциональная атмосфера,
установление особого контакта
между больным и животным,
стимуляция мозговых структур
через насыщенные тактильные
ощущения, постепенное
расширение речевых и
двигательных навыков.
Слайд 23
Направления коррекционной работы в раннем возрасте Рекомендации по работе с детьми
с НОДА разработанные Е.Ф.Архиповой, Л.А.Даниловой, Г.В.Кузнецовой, И.Ю.Левченко, О.Г. Приходько, Н.В.Симоновой, И.В.Смирновой
Формирование предметной деятельности
Формирование наглядно-действенного мышления,
произвольного, устойчивого внимания.
Формирование речевого и предметно-действенного общения с окружающими
Развитие элементарных представлений об окружающем.
Стимуляция сенсорной активности.
Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
Развитие зрительно-моторной координации.
Слайд 24Направления коррекционной работы в дошкольном возрасте
Развитие игровой деятельности.
Развитие речевого общения с
окружающими.
Расширение запаса знаний и представлений об окружающем.
Развитие сенсорных функций.
Формирование пространственных и временных представлений.
Развитие кинестетического восприятия и стереогноза.
Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического).
Формирование математических представлений.
Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом.
Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Слайд 25Формирование предметной деятельности
Слайд 26Направления коррекционной работы в младшем школьном возрасте
Слайд 27
Основными задачами коррекционно-педагогической работы школьном возрасте являются:
последовательное развитие познавательной деятельности
и коррекция ее нарушений,
коррекция
высших корковых функций,
воспитание устойчивых форм поведения и деятельности,
профилактика личностных нарушений,
профессиональная ориентация.
КОНКРЕТНО НА УРОКАХ:
Развитие двигательных навыков на уроках физической культуры
Развитие тонкой пальцевой моторики в процессе обучения письму и различным видам ручного труда
Преодоление нарушений в развитии мыслительной деятельности, формирование устойчивой познавательной мотивации
Коррекция нарушений зрительного и других видов восприятия в процессе обучения
Развитие всех форм речи и речевого общения
Воспитание социально адаптированного поведения
Слайд 28Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата
Детей надо
учить максимально возможной самостоятельности, так как в семье имеет место гиперопека
Подход к обучению и воспитанию детей с НОДА всегда комплексный: в нём сочетаются медицинская помощь психологическая коррекция, получение образования и социальная реабилитация и адаптация.
Ребенок с ДЦП нуждается в специализированном педагогическом сопровождении, его обеспечивают дефектологи и тьюторы.
Процесс воспитания и обучения осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями.
Слайд 29Получение услуг ассистента (помощника)
и тьютора.
Ассистент (помощник) - это работник, который
осуществляет помощь
в уходе, передвижении, питании
и других необходимых действиях с учетом
Индивидуальных особенностей ребенка.
Ассистент (помощник) не является педагогическим работником, к
его уровню образования не предъявляются требования по
наличию высшего или среднего профессионального образования.
Роль ассистента (помощника) могут выполнять родители ребенка.
Тьютор является педагогическим работником,
обеспечивает индивидуализацию учебного процесса для
обучающегося, участвует в реализации АООП,
обеспечивает и анализирует достижение и
подтверждение обучающимся уровней образования
(образовательных цензов), осуществляет взаимодействие
с участниками образовательного процесса
Слайд 30Задачи трудового воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Выработка и
совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств.
Обеспечение максимально возможной для данного ребенка самостоятельности в бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании себя.
Выработка положительного отношения к посильным видам труда, готовности к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье или специальном учреждении умение выполнять несложные виды этого труда.
Формирование привычки и положительной установки к определенному виду труда в течение установленного времени.
Слайд 33
Образование, получаемое ребенком, без посещения школы, называется формой индивидуального или домашнего
обучения
В соответствии с существующим законодательством в области образования обучение на дому может быть организовано для ребенка-инвалида или больного ребенка образовательным учреждением по заключению клинико-экспертной комиссии лечебного учреждения (КЭК) , рекомендации ПМПК, согласно утвержденному перечню заболеваний, при этом решение об обучении на дому принимается администрацией школы только с согласия родителей.
Слайд 34
ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ
ПО МЕДИЦИНСКИМ ПОКАЗАНИЯМ
Возможность домашнего обучения имеет следующая категория
детей, а именно, те из них, кто:
1. Имеет заболевание хронической формы.
2. Затяжной характер болезни.
3. Длительное амбулаторное лечение.
Слайд 35Руководство учебного заведения организует процесс индивидуального домашнего обучения
Он регламентируется правилами общеобразовательного
учреждения.
Образовательный процесс зависит от следующих особенностей:
Психическое и физическое развитие учащегося.
Способности усвоения школьной программы.
Вариантности учебного процесса. Это подразумевает получение ребенком знаний в школе, дома, и комбинированный способ обучения – в школе и в домашних условиях.
Гибкий учебный план.
Школьник имеет возможность выбора.
При нормализации состояния здоровья он может обучаться в
стенах школы. Это, не зависит от срока указанного в
медицинском документе, но требует согласования с
руководством школы.
Слайд 36
По закону регламентируется количество учебных часов за неделю
Учащиеся с 1 по
4 класс обучаются восемь часов
школьники с 5 по 8 класс имеют нагрузку в количестве десяти часов
ученики 9 класса учатся одиннадцать часов
учащиеся с 10 по 11 класс – в течение двенадцати часов.
Под каждого ребенка составляют учебное расписание индивидуальных занятий.
Администрация школы согласовывает учебный план с родителями.
Педагогическая услуга предоставляется бесплатно.
Слайд 37Дистанционный метод – это обучение преподавателями посредством Интернет через программу скайп или
форумы.
Домашние задания и контрольные
роботы выполняются в режиме онлайн.
Дистанционный метод обучения согласуется и
утверждается администрацией школы в силу
уважительных обстоятельств ученика.
Дистанционный метод используется в домашнем
обучении, если у ребенка нет противопоказаний к
работе с компьютером, если есть необходимое
оборудование и программное обеспечение.
Слайд 38Обучение и воспитание детей с ОДА в условиях коррекционных и общеобразовательных
школ.
Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС ООО
6.1 Обучение по варианту 1 ФГОС НОО ОВЗ может быть
организовано по основной образовательной программе, при
необходимости - в соответствии с индивидуальным учебным планом.
6.2 предусматривает обучение по АООП с изменениями в
содержательном и организационном разделах программы отдельных
учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и
курсов внеурочной деятельности
6.3 ПрАООП имеет еще более существенные отличия в
содержательном и организационном разделах
6.4 СИПР принципиально отличаются по содержанию и формам организации образовательного процесса