Слайд 1ДАННЫЕ О НОСИТЕЛЕ ОПЫТА
Ф.И.О. Никифорова Ирина Николаевна
Образование: ЧГУ им. И.Н.Ульянова,
Исторический
факультет, 2001 год
Стаж: 16 лет
Категория: первая
Период формирования и
функционирование опыта – 2010 -2014 гг.
Место работы: АУ ЧР СПО «Новочебокарский
политехнический техникум» Минобразования Чувашии
Слайд 2
ОБОБЩЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
ФОРМИРОВАНИЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) НА УРОКАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
Никифорова Ирина Николаевна,
преподаватель истории и обществознания
АУ ЧР СПО «НПТ» Минобразования Чувашии
Слайд 3ЦЕЛЬ ОПЫТА
Поиск деятельностных технологий, способствующих развитию универсальных учебных действий
студентов.
ЗАДАЧИ ОПЫТА
Проектирование содержания, методики и форм обучения истории и обществознания с целью развития универсальных учебных действий.
Разработка и внедрение в образовательный процесс элементов кейс- технологии.
Создание условий для успешной социализации
студентов.
Слайд 4АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Поиск путей из создавшегося противоречия
между тенденциями инновационных технологий образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания студентов.
Слайд 5ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Определение путей формирования общих компетенций студентов через
универсальные учебные действия посредством внедрения в учебный процесс интерактивных технологий.
Слайд 6ОБЪЕКТ РАБОТЫ
Универсальные учебные действия
ПРЕДМЕТ РАБОТЫ
Формирование универсальных учебных действий учащихся при помощи
инновационных технологий
Слайд 7НОВИЗНА ОПЫТА
Изменение подходов к содержанию, формам, методам обучения, и
роли преподавателя-предметника; в развитии умения преподавателя управлять познавательной деятельностью студентов, используя для этого современные образовательные технологии.
Слайд 10УЧАСТИЕ В СЕМИНАРАХ, КОНФЕРЕНЦИЯХ
Слайд 11УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ ПРОФМАСТЕРСТВА
Слайд 12Всероссийский конкурс профмастерства
«Мой лучший урок», ноябрь 2013 год
Слайд 13ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Слайд 15В ОСНОВЕ СТАНДАРТА ЛЕЖИТ
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Формирование универсальных учебных
действий, обобщенных способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Слайд 16ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
(освоенные УУД)
ПРЕДМЕТНЫЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Слайд 17УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)
Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в
учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик
Совокупность способов действий обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятель -ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Умение учиться,
способность к саморазвитию и
самосовершенствованию
Слайд 18в широком значении
умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
в узком значении
совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Слайд 19
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Слайд 24ЧТО ТАКОЕ КЕЙС?
Название произошло от латинского термина
«casus» — запутанный или необычный случай.
КЕЙС-СТАДИ
Это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов)
Слайд 25ЦЕЛЬ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ
Совместными усилиями группы обучающихся проанализировать представленную ситуацию,
разработать варианты проблем, найти их практическое решение , закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Слайд 26МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КЕЙСА
Проблемные реальные ситуации
Интересные исторические факты
Литературные источники
ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КЕЙСА
Печатный
CASE
Мультимедиа CASE
Видео CASE
Слайд 27СЦЕНАРИЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАНЯТИЯ С КЕЙСОМ
1. Подготовительный этап
2. Ознакомительный этап
3. Основной (аналитический)
этап
4. Итоговый этап
Слайд 28ЭТАПЫ РАБОТА С КЕЙСОМ
1 этап. Знакомство с ситуацией, ее особенностями.
2 этап.
Выделение основной проблемы.
3 этап. Предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
4 этап. Принятие решения.
5 этап. Презентация решения.
Слайд 29ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Какую проблему поднимает автор в своем стихотворении?
2. Назовите
героев и охарактеризуйте их.
3. С какой целью отец повез сына в деревню?
4. Почему ответ сына удивил отца?
5. Какие социальные слои представлены в тексте?
6. По данному тексту определите тему урока?
7. Какова цель урока?
Слайд 30ОТВЕТЫ
1. Автор поднимает проблему неравенства населения.
2. Отец и сын из богатой
семьи
3. Отец повез сына в деревню, чтобы сын «осознал, насколько могут бедными быть люди».
4. Ответ сына удивил отца, потому что он думал, что сыну не понравится в бедной семье.
5. Средний класс и низший класс.
6. Социальная структура .
7. Цель урока - подвести учащихся к пониманию социальной структуры как определённого способа связи и взаимодействия индивидов, занимающих определённые социальные статусы и выполняющих социальные роли в соответствии с принятыми в социальной структуре общества нормами и ценностями.
Слайд 31ЭТАПЫ РАБОТЫ С КЕЙСОМ
1 этап. Знакомство с ситуацией, ее
особенностями.
2 этап. Выделение основной проблемы.
3 ЭТАП. Предложение концепций или тем для
«мозгового штурма».
4 ЭТАП. Принятие решения.
5 ЭТАП. Презентация решения.
ЗАДАНИЕ: Используя информационный материал,
определите, какие универсальные учебные действия
формируются на каждом этапе работы.
Слайд 321 ЭТАП
Регулятивные УУД:
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
способность
к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные (общеучебные) УУД:
смысловое чтение;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Слайд 33 2 ЭТАП
Познавательные (общеучебные) УУД:
самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
постановка и формулирование
проблемы,
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные УУД:
целеполагание - как постановка учебной задачи
на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Слайд 34 3 ЭТАП
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные (общеучебные) УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Слайд 35 4 ЭТАП
Познавательные (общеучебные) УУД:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной и письменной форме;
структурирование знаний.
Регулятивные УУД:
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.
Слайд 36 5 ЭТАП
Коммуникативные УУД:
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий
партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные УУД
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Слайд 37РАБОТА С КЕЙСОМ
ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ИЗ ФИЛЬМА
В. БУТУРЛИНА «АЛЬКА».
Задание. Составьте вопросы
к данному кейсу.
Слайд 38ОТВЕТЫ
1. При прохождении какой темы можно использовать этот фрагмент из фильма?
2.
Охарактеризуйте героев и их действия?
Почему герои вынуждены были поступить именно так?
4. Можно ли их назвать патриотами Родины?
Слайд 39ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫВОД
В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный
с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала — эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.