Слайд 1 Методы и приемы развития фонематического восприятия
Учитель логопед
Разживина Мария
Слайд 2Фонематическое восприятие — это
способность различать фонемы и
определять звуковой состав слова.
Сколько слогов
в слове мак?
Сколько в нем звуков?
Какой согласный звук стоит в конце слова?
Какой гласный звук в середине слова?
Именно фонематическое восприятие помогает ответить на
эти вопросы.
Слайд 3Приёмы формирования фонематического восприятия
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение одинаковых звуко-комлексов
по высоте, силе, тембру.
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
4. Дифференциация слогов.
5. Дифференциация фонем.
6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Слайд 41 этап — «Узнавание неречевых звуков».
Звуки окружающего мира.
Звучащие
игрушки.
Воспроизведение ритма.
Изолированные удары.
Серия простых ударов.
Серия акцентированных ударов.
Упражнение «Снеговик».
Дети «рисуют» руками разные по размеру три круга-
«снеговика» и пропевают 3 разных по высоте звука.
Слайд 52 этап «Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру»
Упражнение «Учёный
медведь и воробышек».
Большой медведь — низкие, тяжёлые звуки дети поют — Э-Э-Э,
воробышек — высокие звуки — чик- чирик.
Упражнение «Кукушка и часы».
Дети изображают, как тикают часы — тик- так — показывая
движение маятника руками, и как кукует кукушка — ку-ку, делая
взмахи руками.
Слайд 63 этап — «Различение слов, близких по звуковому составу».
Можно предложить детям взять два кружка: желтый и
синий и предложить поиграть. Если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять желтый кружок, если неправильное — синий:
баман-панам-банан-ваван-даван-баван-ванан; тлетка-кветка-квекта-клетка-клетта.
Прослушать рифмовку, найти в ней «неправильное слово» и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом:
Отругала мама зайку — не надел под свитер ГАЙКУ (МАИКУ).
Много снега во дворе — едут ТАНКИ по горе и т.д. -
Логопед читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Дошкольники, добиваясь рифмы в стихе, должны закончить вторую строку одним из трёх предложенных слов:
От грязнули даже стол поздним вечером… (сбежал, ушёл, ускакал).
Слайд 74 этап — «Воспроизведение и дифференциация слогов».
Воспроизвести ряд
слогов с изменением ударного слога: ДА-ДА-ДА;
Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий согласный звук: МУ-МЫ-МА; НО-НА-НУ;
Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий гласный: ТА-КА-ПА;
Воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по глухости — звонкости: а) по два слога: па-ба, б) по три слога: ПА-БА-ПА;
Воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по твёрдости-мягкости: МА-МЯ;
Воспроизвести сочетания слоговых пар, постепенно наращивая согласный звук: ПА-ТПА;
Воспроизвести сочетания слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ;
Воспроизвести сочетания слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении: ПТА-ТПА.
Слайд 85 этап — «Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на
восприятие и ощущения».
Начинать нужно с дифференциации гласных.
1. «Найди пару».
Взрослый называет гласный первого ряда, а ребенок гласную второго ряда и наоборот. ( А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И) 2.
2. «Вставь букву».
Ребенку надо вставить пропущенную гласную ( на каждую пару дается отдельное упражнение).
Вставь А-Я: м….ч, м…к, с….д, т….почки, гр…ч, …блоко.
Затем с согласных.
3. «Исправь ошибки».
Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова. Мячик выронив из рук, Коля мчится к маме: - Там ползет зеленый лук С длинными усами. (жук)
4. «Ритмы»
Задание: ведущий отстукивает различные ритмы (— —, — — —, — — — и т. д.), а дети повторяют за ним. «
5. «Определи на слух самое короткое (самое длинное) слово»
Кенгуру, кот, корова, черепаха; Трамвай, автобус, велосипед, поезд и т.д.
Слайд 96 этап — Развитие навыков элементарного звукового анализа.
«Назови звук»
Задание:
взрослый произносит 3 – 4 слова,
ребенок должен назвать звук, который
повторяется во всех словах.
- Шуба, маШина, малыШ, суШка …
- командиР, тРуба, кРот, Рысь …
Слайд 10Методы:
диалог с ребенком
диалог и наблюдение за ребенком в повседневной
жизни, в игре; задания и упражнения
Использование аудиозаписи (голоса животных, шум улицы и т.д.)
различение коррелирующих фонем из группы свистящих и шипящих (на поставленные звуки)
Методика «Повторяй за мной» (если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, предложить ему поднять флажок (погремушку, карточку), услышав заданный слог);
предложить выбрать нужную картинку, рассказать о значении слова.