Презентация, доклад на тему Методы и приемы развития фонематического восприятия

Фонематическое восприятие — этоспособность различать фонемы иопределять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить

Слайд 1 Методы и приемы развития фонематического восприятия
Учитель логопед
Разживина Мария

 Методы и приемы развития фонематического восприятияУчитель логопедРазживина Мария

Слайд 2Фонематическое восприятие — это
способность различать фонемы и
определять звуковой состав слова. 

Сколько слогов

в слове мак?
Сколько в нем звуков?
Какой согласный звук стоит в конце слова?
Какой гласный звук в середине слова?
Именно фонематическое восприятие помогает ответить на
эти вопросы.


Фонематическое восприятие — этоспособность различать фонемы иопределять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем

Слайд 3Приёмы формирования фонематического восприятия
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение одинаковых звуко-комлексов

по высоте, силе, тембру.
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
4. Дифференциация слогов.
5. Дифференциация фонем.
6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Приёмы формирования фонематического восприятия 1. Узнавание неречевых звуков. 2. Различение одинаковых звуко-комлексов по высоте, силе, тембру. 3.

Слайд 41 этап — «Узнавание неречевых звуков». ​
Звуки окружающего мира. ​
Звучащие

игрушки. ​
Воспроизведение ритма.
Изолированные удары. ​
Серия простых ударов. ​
Серия акцентированных ударов.
Упражнение «Снеговик».
Дети «рисуют» руками разные по размеру три круга-
«снеговика» и пропевают 3 разных по высоте звука.


1 этап — «Узнавание неречевых звуков». ​ Звуки окружающего мира. ​Звучащие игрушки. ​Воспроизведение ритма.Изолированные удары. ​Серия простых

Слайд 52 этап «Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру»

Упражнение «Учёный

медведь и воробышек».
Большой медведь — низкие, тяжёлые звуки дети поют — Э-Э-Э,
воробышек — высокие звуки — чик- чирик.

Упражнение «Кукушка и часы».
Дети изображают, как тикают часы — тик- так — показывая
движение маятника руками, и как кукует кукушка — ку-ку, делая
взмахи руками.
2 этап «Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру»Упражнение «Учёный медведь и воробышек». Большой медведь —

Слайд 63 этап — «Различение слов, близких по звуковому составу».

Можно предложить детям взять два кружка: желтый и
синий и предложить поиграть. Если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять желтый кружок, если неправильное — синий:

баман-панам-банан-ваван-даван-баван-ванан; тлетка-кветка-квекта-клетка-клетта.

​ Прослушать рифмовку, найти в ней «неправильное слово» и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом:
Отругала мама зайку — не надел под свитер ГАЙКУ (МАИКУ).
Много снега во дворе — едут ТАНКИ по горе и т.д. -​

Логопед читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Дошкольники, добиваясь рифмы в стихе, должны закончить вторую строку одним из трёх предложенных слов:
От грязнули даже стол поздним вечером… (сбежал, ушёл, ускакал).
3 этап — «Различение слов, близких по звуковому составу».   Можно предложить детям взять два кружка:

Слайд 74 этап — «Воспроизведение и дифференциация слогов».
Воспроизвести ряд

слогов с изменением ударного слога: ДА-ДА-ДА;
Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий согласный звук: МУ-МЫ-МА; НО-НА-НУ;
Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий гласный: ТА-КА-ПА;
Воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по глухости — звонкости: а) по два слога: па-ба, б) по три слога: ПА-БА-ПА;
Воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по твёрдости-мягкости: МА-МЯ;
Воспроизвести сочетания слоговых пар, постепенно наращивая согласный звук: ПА-ТПА;
Воспроизвести сочетания слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ;
Воспроизвести сочетания слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении: ПТА-ТПА.
4 этап — «Воспроизведение и дифференциация слогов».  Воспроизвести ряд слогов с изменением ударного слога: ДА-ДА-ДА;

Слайд 85 этап — «Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на

восприятие и ощущения».
Начинать нужно с дифференциации гласных.
1. «Найди пару».
Взрослый называет гласный первого ряда, а ребенок гласную второго ряда и наоборот. ( А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И) 2.
2. «Вставь букву».
Ребенку надо вставить пропущенную гласную ( на каждую пару дается отдельное упражнение).
Вставь А-Я: м….ч, м…к, с….д, т….почки, гр…ч, …блоко.
Затем с согласных.
3. «Исправь ошибки».
Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова. Мячик выронив из рук, Коля мчится к маме: - Там ползет зеленый лук С длинными усами. (жук)
4. «Ритмы»
Задание: ведущий отстукивает различные ритмы (— —, — — —, — — — и т. д.), а дети повторяют за ним. «
5. «Определи на слух самое короткое (самое длинное) слово»
Кенгуру, кот, корова, черепаха; Трамвай, автобус, велосипед, поезд и т.д.
5 этап — «Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения».  Начинать нужно

Слайд 96 этап — Развитие навыков элементарного звукового анализа.
«Назови звук»

Задание:

взрослый произносит 3 – 4 слова,
ребенок должен назвать звук, который
повторяется во всех словах.
- Шуба, маШина, малыШ, суШка …
- командиР, тРуба, кРот, Рысь …
6 этап — Развитие навыков элементарного звукового анализа. «Назови звук» Задание: взрослый произносит 3 – 4 слова,ребенок

Слайд 10Методы:
диалог с ребенком
диалог и наблюдение за ребенком в повседневной

жизни, в игре; задания и упражнения
Использование аудиозаписи (голоса животных, шум улицы и т.д.)
различение коррелирующих фонем из группы свистящих и шипящих (на поставленные звуки)
Методика «Повторяй за мной» (если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, предложить ему поднять флажок (погремушку, карточку), услышав заданный слог);
предложить выбрать нужную картинку, рассказать о значении слова.

Методы: диалог с ребенком диалог и наблюдение за ребенком в повседневной жизни, в игре; задания и упражненияИспользование

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть