Слайд 1
Методический конструктор «Преимущественные формы
достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности в рамках ФГОС»
Внеурочная деятельность
в рамках реализации
Федерального государственного образовательного стандарта
общего образования
Слайд 3
Новая
цель
образования
Новые
образовательные
запросы семьи,
общества,
и государства
Широкое внедрение
ИКТ-технологий
во все сферы жизни
Федеральная целевая программа
развития образования на 2011-2015г.
Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России
Слайд 4Концепция
духовно-
нравственного
развития и воспитания
личности гражданина
России
Фундаментальное
ядро
содержания
общего образования.
Системно-деятельностный
подход
Стратегия
2020
Национальная
образовательная
инициатива
«Наша новая школа»
Общественный договор – социальный запрос семьи,
общества и государства
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт основного общего
образования
Слайд 51)Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (требования
ФГОС )
2) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (в основе ФГОС, в воспитательной составляющей ФГОС)
3) Концепция социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской обл. (2012-2016 г.)
Слайд 6
определяет:
систему базовых национальных ценностей
современный национальный воспитательный идеал
цель и задачи духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности
Слайд 7Базовые национальные ценности
- патриотизм
- социальная солидарность
- гражданственность
- семья
- труд и творчество
-
наука
- традиционные российские религии
- искусство и литература
- природа
- человечество
Слайд 8 определяют:
идеологию содержания образования
основное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых
граждан России
содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации
Слайд 9
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России
Слайд 10ФГОС предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной
деятельности.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
-спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
Слайд 11Программа воспитания и
социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Цель :
социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России
Задачи : формирование у обучающихся:
Личностной культуры
Социальной культуры
Семейной культуры
Слайд 12 Основные направления
воспитания и
социализации обучающихся
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
воспитание социальной ответственности и компетентности
воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание
Слайд 14ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное
приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности (знание, опыт и др.).
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата) (развитие личности, формирование его жизненной компетентности и др.).
Слайд 15УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Первый уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь
Это
приобретение школьником социального знания (об общественных нормах, устройстве общества,
о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и др.)
Достигается во взаимодействии с педагогом
Слайд 16УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Второй уровень – школьник ценит общественную жизнь
Формирование позитивных отношений
школьника к базовым ценностям общества ( человек, семья, Отечество, социальная солидарность, природа, мир, труд, знания, культура и др.) Это получение школьником опыта переживания и отношений
Достигается в дружественной детской среде (коллективе)
Слайд 17УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Третий уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Это получение школьником опыта самостоятельного ценностно- окрашенного социального действия
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
Слайд 18Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма.
Форсирование результатов недопустимо.
3-й уровень результатов
2-й уровень результатов
1-й уровень результатов
Слайд 19взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности
Для I уровня (основная функция
– познавательная): этические беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео, текстового материала, работа с Интернет-ресурсами, экскурсии и др.
Для II уровня (основная функция - формирование личностного отношения): дискуссия, дебаты, круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения проблемных ситуаций, ролевая, деловая, коммуникативная и др. игры, соревнования, турниры, конкурсы, тренинги, диагностические формы и др.
Для III уровня (основная функция - деятельностная): фестивали, концерты, выставки, спектакли, конференции, школы актива, лагерные сборы, акции, слеты, социальный проект и др.
Слайд 20Алгоритм составления программы по образовательной (воспитательной) деятельности в ОУ
1. Программа:
-
название (область применения — вид деятельности)
- пояснительная записка
- цель
- задачи
- содержание (№, тема занятия, к-во часов, форма)
- краткое описание содержания тем
- общий контроль (контрольно-измерительные материалы)
2. Методические рекомендации по организации практики (задания, их суть, как проводить, на что ориентироваться, фактический необходимый материал, тесты необходимые для раскрытия темы и др.)
3. Ожидаемые результаты по уровням (1-2-3) и как их замерить (см. выше «общий контроль») (тесты, опросники, вопросы для обсуждения и др., критерии оценки)
4. Приложения (сценарный материал - при необходимости, рекомендации по фильмам, видео, фото, литературный материал и др.)
5. Литература по теме
6. Презентация в дополнение к лекционно-практическому материалу — видеоряд.
Все пункты должны быть направлены на раскрытие сущности и организации деятельности по реализации тем, заявленных в программе.