Слайд 1Мастер-класс
для воспитателей
Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста
учитель-логопед
Писарева Елена
Николаевна
МБДОУ «Детский сад кв №180»:
Слайд 2Актуальность
У детей с нарушениями
речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению внимания ребёнка со смысла речи на её звуковой состав имеет важное значение.
Слайд 3Цель:
Обучение воспитателей методикой навыка звукового анализа дошкольников 5-6 лет
Слайд 4Задачи:
развитие слухового восприятия, речевого слуха, фонематического восприятия;
обучение умению определять место звука
в слове
обучение умению подбирать слова с заданным звуком;
обучение навыку звукового анализа;
закрепление знаний о звуках речи, их характеристиках (гласный-согласный, твёрдый-мягкий);
обучение составлению графических моделей, отражающих количество, последовательность и характеристику звуков в слове.
Слайд 5Звуковой анализ – это:
Последовательное выделение отдельных звуков в слове;
Определение порядка звуков
в слове;
Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый-мягкий).
Слайд 6Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим,
и всё, что мы произносим,- это звуки. Очень важно, что бы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи.
Это необходимо для:
Обучения чтению
Грамотному письму в школе
Изучения родного языка
Слайд 7Запомните!
Гласные звуки- это звуки при образовании которых воздух в полости рта
не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос.
А, О, У, Ы, Э, И
Слайд 8
Согласные звуки- звуки речи, состоящие из голоса и шума
или только шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо
Б, В,Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ
БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ТОЛЬКО ТВЁРДЫЕ ЗВУКИ
Ж, Ш, Ц
БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ТОЛЬКО МЯГКИЕ ЗВУКИ
Й, Ч, Щ
Слайд 9
Цветовые обозначения звуков
- обозначают согласные мягкие звуки
- обозначают гласные звуки
- обозначают согласные твёрдые звуки
Слайд 10Помоги Тане добраться до дома.
Выбирай только те картинки, в названиях
которых есть звуки т, ть .
Слайд 12Картинный материал для звукового анализа
Слайд 13Схема звукового анализа слова «КОТ»
Слайд 14Схема звукового анализа слова «Юла»
Слайд 16В русском языке 10 гласных букв: А,О,У,Ы,Э,И,Е,Ё,Ю,Я
гласных звуков всего 6 :
А,О,У,Ы,Э,И
Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают 2 звука:
я = й+а, ю = й+у, е =й+э , ё = й+о
Согласные звуки делятся на ТВЕРДЫЕ и МЯГКИЕ
Всегда твёрдые согласные – Ж, Ш, Ц
Всегда мягкие согласные – Й, Ч, Щ
Согласный и гласный звуки образуют слог:
АМ, СА, ОК, НЫ.
Слайд 17Порядок анализируемых слов следующий:
слова из двух гласных (типа ау);
слова
из двух звуков (типа ум);
слова из трех звуков (типа рак);
слова из двух открытых слогов (типа мама);
слова из одного слога со стечением согласных (типа волк);
слова из одного слога со стечением согласных (типа стол);
слова из двух слогов (типа сумка);
слова из трех открытых слогов (типа корова).
Слайд 18 Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не
освоив простые слова (3-4 звука)
Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.
Желаю успехов!