Слайд 2Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление
людей быть оцененным по достоинству.
У.
Джеймс,
американский философ и психолог
Слайд 3Критериальное оценивание
- это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся
с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям урока.
Слайд 4Рубрики показывают, зачем ребенок учится, критерии показывают, чему должен научиться учащийся,
а дескрипторы показывают, как он это может сделать.
Слайд 5КРИТЕРИИ
- перечень различных видов деятельности учащегося.
Слайд 6РУБРИКА
(для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как
в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания.
Слайд 7ДЕСКРИПТОРЫ
– уровни достижения того или иного критерия, последовательно показывают все
шаги учащегося по достижению наилучшего результата по каждому критерию и оценивают их определенным количеством баллов.
Слайд 8Градация критериев – это описание
различных уровней достижения ожидаемого
результата.
Дескрипторы -
уровни достижения того или
иного критерия, которое последовательно показывает все шаги учащегося по достижению наилучшего результата, каждый уровень оценивается определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.
Дискрипторы служат для ученика своеобразной инструкцией, по которой можно уверенно продвигаться к цели.
Слайд 9Дескрипторы - уровни достижения того или иного критерия
Слайд 10Модель критериального оценивания
Критериальное оценивание
Формативное
оценивание
Суммативное
оценивание
Суммативное оценивание за раздел/сквозную тему
Суммативное
оценивание
за четверть
Суммативное оценивание за уровень образования
Слайд 11Формативное оценивание
Формативное оценивание – это вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает
обратную связь между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок.
Принципы ФО:
часть преподавания и обучения («оценивание для обучения»);
охват всех целей обучения (цели обучения конкретизированы в учебной программе и учебном плане по каждому предмету и классу);
безотметочное оценивание;
осуществляется в соответствии с критериями оценивания;
предоставление обратной связи о прогрессе каждого учащегося;
использование результатов для улучшения качества преподавания и обучения, улучшения учебной программы.
Слайд 12Формативное оценивание
Проводится
учителем
в течение
четверти
Информирует
учащихся, насколько правильно они выполняют задания в
период изучения материала;
учителей о прогрессе учащихся для коррекции процесса преподавания.
Роль ученика
активное участие в обучении;
понимание критериев оценивания/ дескрипторов;
самоооценивание/ взаимооценивание.
Роль учителя
четкое формулирование критериев оценивания в соответствии с целями обучения;
составление заданий в соответствии с целями обучения и критериями оценивания;
разработка дескрипторов к заданиям;
обеспечение учащихся эффективной обратной связью;
корректировка процесса преподавания и оценивания
Формы проведения
индивидуальная
в парах
в группах
в группах сменного состава
Слайд 13Обратная связь при формативном оценивании
Эффективная обратная связь отвечает на три
вопроса ученика:
На каком этапе обучения я нахожусь?
Каким образом я достигну результата?
Над чем необходимо работать, чтобы
восполнить пробелы?
Слайд 14СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Вид оценивания, которое проводится по завершении определенного учебного периода
(четверть, триместр, учебный год, уровень среднего образования), а также разделов/сквозных тем учебных программ с выставлением баллов и оценок.
Слайд 15СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Вид оценивания, которое проводится по завершении определенного учебного периода
(четверть, триместр, учебный год, уровень среднего образования), а также разделов/сквозных тем учебных программ с выставлением баллов и оценок.
Слайд 16 Суммативное оценивание за четверть предполагает проведение различного рода контрольно-проверочных работ,
которые должны включать вопросы и задания, проверяющие уровни мыслительных навыков не только на знание, понимание и применение, но и на проверку уровней мышления более высокого порядка: анализ, синтез и оценивание.
Слайд 17Оценивание – это процесс наблюдения за учебной и познавательной деятельностью учащихся,
а также процесс описания, сбора, регистрации и интерпретации информации об ученике с целью улучшения качества образования.
Оценка – это результат процесса оценивания, деятельность или действие по оцениванию, качественная информация обратной связи.
Отметка – это символ, условно-формальное, количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах, буквах или иным образом.
Слайд 18Качественное оценивание должно:
выявлять возможности каждого ученика, а не его просчёты информировать
участников процесса обучения о том, что и как необходимо преподавать;
быть многосторонним и нацеленным на общественную и эмоциональную эволюцию школьника, а такжее на его познавательную деятельность;
способствовать сотрудничеству учителей и учащихся;
выявлять значимость учёбы; свидетельствовать об успехах и об оптимизации учебного процесса;
быть легко понимаемым всеми учащимися.
Слайд 19Принципы оценивания:
оценивание - существенная часть процесса обучения и эффективная школьная практика
оценивание следует
осуществлять путём использования разнообразных методов
оценивание должно быть корректирующим процессом, содержащим информацию о качестве обучения
оценивание должно вырабатывать у уч-ся способность правильной самооценки и желание постоянно улучшать результаты учёбы
оценивание основывается на упреждающих стандартах, ориентированных на конечный результат обучения и на вступление в общественную жизнь
Слайд 20Критерии оценивания по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе
на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека.
Слайд 21Общие критерии оценивания учебных достижений учащихся
Критерий А – знание и понимание
Критерий
В – умение
Критерий С – применение знаний при решении проблемных вопросов и ситуаций
Критерий Д – творческое применение знаний с сопутствующими креативными умениями и владением ИКТ
Критерий Е – исследование и владение информационно- коммуникативными технологиями при обработке информации, статистических данных
Слайд 22Зачем нужны критерии оценки для учителей:
Содержат ясные ориентиры для учебного процесса
Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися
Делают процесс оценивания объективным и последовательным
Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей
Слайд 23Зачем нужны критерии оценки для учащихся:
Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий,
критериев оценивания и способов улучшения собственной работы.
У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя.
Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа "Я еще не все сделал?".
Создают условия для самостоятельной работы учащихся.
Слайд 24Зачем нужны критерии оценки для родителей:
Получать объективные доказательства уровня обученности своего
ребенка;
Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;
Быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.
Слайд 251. Оценивается только работа учащегося, а не его личность;
2. Работа учащегося
проверяется по критериям оценивания, которые известны им заранее.
3. Оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали.
4. Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения.
5. Повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению.
Преимущества критериального оценивания
Слайд 26Примерные процедуры совместной (учитель – учащиеся) разработки критериев
Объявите учащимся цели и
задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.
Попросите каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.
Запишите на доске критерии, предложенные учащимися.
Убедитесь, что все учащиеся поняли предложенные критерии.
Расположите критерии по степени важности.
В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.
Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).