Слайд 1Причины и методы устранения ошибок на пропуски, замену и искажение букв,
слогов, слов.
Коррекция письменной речи.
Слайд 3
Специфические ошибки при дисграфии.
1. замены и смешения букв, обозначающих звуки близкие
по звучанию. В основе данных ошибок лежит фонетико –фонематическое недоразвитие (умение слышать и различать звуки.) Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые, аффрикаты и их компоненты (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с, с-ш, б-п, д-т).
Частыми ошибками являются замены гласных, находящихся даже в ударном положении, например, туча-точа, декабрь-декобрь и др.
2. Нарушение слоговой структуры слова. Механизмом данного вида ошибок является лексико – грамматические нарушения: анализа предложений (Сколько слов в предложении? Какое второе слово в предложении? и др.).
Слайд 43.Несформированность умения делать анализ предложения обнаруживается в слитном написании слов, особенно
предлогов со словами; в раздельном написании слов, особенно приставки и корня. Наиболее распространенными являются следующие ошибки на письме: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных букв; перестановки букв; добавление лишних букв; пропуски, перестановки и добавления слогов.
4.Смешение букв сходных по начертанию- является неспособность овладеть графическим образом букв.
В письменных работах при этом нарушении появляются ошибки в виде замен букв сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих букв: д-б, п-н, п-и, ш-щ, н-к, м-л и др.
Слайд 5Виды дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия на почве расстройств устной речи.
Ребенок пишет
так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме.
Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.
Слайд 6Акустическая дисграфия -ФФН
проявляется в заменах букв фонетически близких звуков, в нарушении
обозначения мягких согласных, это буквы обозначающие свистяшие и щипящие (с-ш,с-ц, з-ж,.. ), звонкие и глухие (п-б, д-т, г-к. в-ф..), аффрикаты (ч-ть, ч-щ. ц-ть. и др.) а также гласные (о-у, ё-ю, е-и, а—я.
о-ё, у-ю, и-ы.
Слайд 7Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
проявляется на письме в
искажениях слоговой структуры слова и предложения. Наиболее сложные является искажения звуко –буквенной состава слова (фонематический анализ).
Характерные ошибки:
пропуски согласных при стечении (диктант – «дикат»,
пропуски гласных (санки –снки»)
перестановки букв (окно- «коно»)
добавление букв (январь – «янаварь»)
Пропуски, добавления, перестановки слогов (велосипед- «весипед»,молоток – «мотолок» )
Слайд 8Аграмматическая дисграфия (ОНР)
(охарактеризована в работах Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой,
Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.
Слайд 9На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры
слова, замене префиксов (приставка), суффиксов (захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козленки»); изменении падежных окончаний («много деревов»); нарушении предложных конструкций (над столом – «на столом»); изменении падежа местоимений (около него – «около ним»); числа существительных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»); отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
Слайд 10– обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений.
В чём выражается?
Отдельные буквы
не узнаются, не соотносятся с определёнными звуками;
Наиболее часто смешиваются следующие буквы: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, м-л, б-д, п-т, н-к, о-а, Е-З;
- Зеркальное изображение букв отдельных элементов.
Оптическая дисграфия
Слайд 12Образ буквы, чтобы запомнить Р и П,
З и Е (письменные)
Слайд 13Рекомендации по коррекции дисграфии у детей.
Что делать, если у
ребенка обнаружилась дисграфия?
Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься.
Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Слайд 14Упражнение "Корректурная правка".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно
крупным (не мелким) шрифтом.
Ученик каждый день в течение 5 минут (не больше) работает над следующим заданием:
зачеркни в сплошном тексте заданные буквы.
Через 5-6 дней:
-зачеркни 2 буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек.
Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика.
Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать.
Слайд 15Итак, нужно ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в
любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы.
Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.
Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
Слайд 16Пишем вслух".
"Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что
пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
Пример : "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).
Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным ло*шка.
Слайд 17"Вглядись и разберись" (пунктуация для дисграфиков и не только).
Материал для
работы:
-сборники диктантов (с уже поставленными запятыми).
Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух.
Слайд 18Ищем «случайные» ошибки.
Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке
текста с помощью карточки- памятки. Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей.
Слайд 19Памятка
Проверь свою работу
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
Не пропустил ли
ты букву?
Не добавил ли лишнюю букву?
Не написал ли вместо одной буквы другую?
Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!
Слайд 20Упражнение « Собери слова из звуков».
Упражнение направлено на концентрацию слухового внимания,
т.е. умение работать «с голоса» учителя, не отрывая взгляда от строки, следуя общему темпу работы.
Можно произносить каждое слово по отдельным звукам.(что получилось).
Можно слово записывают в транскрипционные скобки.
Слайд 21«Самый зоркий»
Посмотреть на карточку, прочитать то, что на ней
написано, запомнить и записать в тетради (можно использовать словарные слова).
Время экспозиции карточки – не более 2 секунд.
Пример: набор карточек – знакомые детям слова из 4-16 букв.
Йод, автомобиль, яблоко, карандаш.
Слайд 22«Напиши буквы разным цветом»
Запись под диктовку слов с определенными буквами, обозначить
твердые согласный синим карандашом.
мягкие согласные – зеленым.
Слайд 23Каждый день писать короткие диктанты карандашом.
Небольшой текст не утомит ребенка,
и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…)
Нужно писать тексты с проверкой. Ошибки не исправлять в тексте. Просто пометить на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!)
Затем давать тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Давать ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
Слайд 24Занимаясь с учеником, помните
1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим
режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
2. Отказаться от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у детей с нарушениями может развиться невроз.
3. Нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Не нужно читать больших текстов и не писать больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.