Презентация, доклад на тему Коррекция эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ОНР посредством игровых и здоровьесберегающих технологий

Содержание

АктуальностьПроходя сложный путь социализации, ребенок подвергается частым воздействиям окружающей действительности. У некоторых детей под этим воздействием истощается запас адаптационной энергии. Это выражается в напряжении организма, в конфликтных ситуациях со взрослыми, ровесниками, нарушении поведения и т.д. Известно,

Слайд 1ТОГБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Приют надежды»
Коррекция эмоционально-волевой сферы у

дошкольников с ОНР посредством игровых и здоровьесберегающих технологий

Педагогический проект

Автор проекта: учитель-логопед
Коновалова Ирина Николаевна

ТОГБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Приют надежды»Коррекция эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ОНР посредством игровых и

Слайд 2Актуальность
Проходя сложный путь социализации, ребенок подвергается частым воздействиям окружающей действительности. У

некоторых детей под этим воздействием истощается запас адаптационной энергии. Это выражается в напряжении организма, в конфликтных ситуациях со взрослыми, ровесниками, нарушении поведения и т.д.
Известно, что важным фактором, обеспечивающим успешность социальной адаптации, является адекватное поведение человека в обществе, которое обусловлено гармоничным взаимодействием интеллекта и эмоциональной стороны психики. Требования ФГОС ДО к уровню речевого развития детей требуют широкого применения современных педагогических технологий, поэтому возникла необходимость в поиске новых средств, игровых технологий по коррекции речи и эмоционально-волевой сферы. Исходя из этого, необходимо способствовать развитию не только интеллекта, но и эмоционального компонента психики ребенка.

АктуальностьПроходя сложный путь социализации, ребенок подвергается частым воздействиям окружающей действительности. У некоторых детей под этим воздействием истощается

Слайд 3Противоречия
между возрастающим вниманием к дошкольникам с ОНР и недостаточной

разработанностью сущности и содержания развития эмоционально-волевой сферы;
между признанием важной роли развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ОНР и неполной разработанностью методологического инструментария;
теоретической разработанностью развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ОНР и неактивным внедрением в практику сопровождения процесса развития эмоционально-волевой сферы.

Противоречия  между возрастающим вниманием к дошкольникам с ОНР и недостаточной разработанностью сущности и содержания развития эмоционально-волевой

Слайд 4Проблема
В связи с противоречиями возникает вопрос, заключающуюся в том, что дошкольники

с ОНР не всегда готовы адекватно эмоционально оценить поступки как свои, так и чужие, демонстрируют пассивное отношение к своему эмоционально-волевому развитию, не могут самостоятельно находить решения возникающих проблем.

ПроблемаВ связи с противоречиями возникает вопрос, заключающуюся в том, что дошкольники с ОНР не всегда готовы адекватно

Слайд 5Цель
Создать условия, направленные на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы у детей

с ОНР.


ЦельСоздать условия, направленные на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОНР.

Слайд 6Задачи
Изучить и классифицировать, внедрить в практику различные варианты игровых и здоровьесберегающих

технологий с целью повышения качества работы по коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОНР.
Развить представления детей об эмоциях (выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах; осознание детьми факта возникновения эмоций; понимание эмоциональной жизни других, смысла эмоциональных проявлений -причинно-следственные связи; осмысление внешних признаков проявления эмоционально-положительных, отрицательных; границ их адекватного проявления).
Расширить словарь эмоциональной лексики, овладение детьми понятиями, соответствующим тому или иному состоянию.
Побуждать к самостоятельным этическим размышлениям.
Стимулировать проявление индивидуально-неповторимого стиля игрового поведения, самобытность эмоционального реагирования.


ЗадачиИзучить и классифицировать, внедрить в практику различные варианты игровых и здоровьесберегающих технологий с целью повышения качества работы

Слайд 7Новизна проекта
В использовании системы новых игровых и здоровьесберегающих технологий.


Новизна проектаВ использовании системы новых игровых и здоровьесберегающих технологий.

Слайд 8
ТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: коррекционно-развивающий

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети 5-6 лет, учитель-логопед,

педагоги, родители

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: индивидуальная, подгрупповая, работа в парах

ТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: коррекционно-развивающийСРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 годУЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети 5-6 лет, учитель-логопед, педагоги, родители ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: индивидуальная, подгрупповая,

Слайд 9Планируемые результаты
Использование новых игровых и здоровьесберегающих технологий помогут развить представления детей

об эмоциях, осознать себя, свои чувства; с их помощью развить способность выражать социально одобряемым способом свое отношение к окружающему миру; развить уверенность в себе. Как следствие - ребенку легче адаптироваться в обществе.
Расширить словарь эмоциональной лексики, дети овладеют понятиями, соответствующими тому или иному состоянию
Обосновать возможность использования системы в дошкольном учреждении в процессе реализации мини-программы «Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с ОНР», показать эффективность коррекционной работы учителя-логопеда.
Распространить опыт работы по использованию новых игровых и здоровьесберегающих технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы детей среди педагогов дошкольных учреждений.


Планируемые результатыИспользование новых игровых и здоровьесберегающих технологий помогут развить представления детей об эмоциях, осознать себя, свои чувства;

Слайд 10I этап –организационный
Формулирование темы. Обоснование темы.
Формулировка цели, определение задач.
Определение сроков

реализации.
Методическое обеспечение проекта: изучение методической литературы, разработка перспективного плана и конспектов занятий.
Подготовка методической базы для обоснования преимуществ системы использования новых игровых и здоровьесберегающих технологий по коррекции эмоционально-волевой сферы у дошкольников.
Подбор критериев оценки ожидаемых результатов, прогнозирование.
Подготовка консультаций с педагогами по теме проекта.
Формы работы с родителями:
Рекомендации «Влияние родительских установок на развитие детей»
Памятка для родителей «Фразы родителей, помогающие ребенку вырасти счастливым».
Беседа «Дети, которых не понимают взрослые»



I этап –организационныйФормулирование темы. Обоснование темы. Формулировка цели, определение задач.Определение сроков реализации.Методическое обеспечение проекта: изучение методической литературы,

Слайд 11II этап - практический
Проведение занятий по разработанным перспективным планам
Проведение консультаций с

педагогами по теме проекта.
Проведение семинара по обмену опытом с коллегами.
Проведение начальной диагностики по разработанным критериям.


II этап - практическийПроведение занятий по разработанным перспективным планамПроведение консультаций с педагогами по теме проекта.Проведение семинара по

Слайд 12Формы и методы работы с детьми
Познавательная деятельность
Комплекс занятий направленных на знакомство

детей с чувствами:
«Давайте познакомимся», «Радость», «Грусть-Горе», «Обида-Гнев», «Удивление», «Стыд», «Вина», «Страх», «Закрепление знаний о чувствах».
Занятия включают в себя игры (подвижные, дидактические, психологические), этюды на выражение эмоций, психогимнастику, рисуночные техники, беседы, релаксацию.


Формы и методы работы с детьми Познавательная деятельностьКомплекс занятий направленных на знакомство детей с чувствами:«Давайте познакомимся», «Радость»,

Слайд 13Игровая деятельность (способствует развитию творческого потенциала личности, а так же гибкого

и вместе с тем целенаправленного поведения).
Дидактические игры на преодоление эмоционального напряжения:
«Как можно общаться без слов», «Спрятанные проблемы», «Передай настроение», «Выбери партнера» и др.



Игровая деятельность (способствует развитию творческого потенциала личности, а так же гибкого и вместе с тем целенаправленного поведения).Дидактические

Слайд 14Рисуночные техники: (рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения

эмоций; помогает снимать напряжение, «выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря»; помогают наладить контакт с ребенком).
«Оживи кляксу», «Смешной рисунок», «Рисуем музыку», «Рисунок семьи», «Туча» и др.



Рисуночные техники: (рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций; помогает снимать напряжение, «выразить свои

Слайд 15Танцевально-двигательные техники:
«Зеркальный танец», «Походка и настроение», «Из темени дерево», «Насос и

надувная кукла» и др.


Танцевально-двигательные техники:«Зеркальный танец», «Походка и настроение», «Из темени дерево», «Насос и надувная кукла» и др.

Слайд 16Тренинги (направлены на развитие адекватного отношения к людям; на повышение уровня

интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений; обогащение представлений воспитанников о способах решение проблемных ситуаций, связанных с общением; возможность оценивать эти ситуации с различных точек зрения)
«Удивление», «Волшебник и темнота», «Цветное настроение»
Релаксация
Психогимнастика


Тренинги (направлены на развитие адекватного отношения к людям; на повышение уровня интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений; обогащение представлений

Слайд 17Работа с педагогами и родителями по теме проекта
Формы работы с педагогами:
Семинар-практикум

«Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОНР средствами специальных игр и технологий»;
Консультации «Нетрадиционные методы терапии и коррекции психических процессов (снятие тревожности и негативных настроений) в работе с детьми», «Коррекция тревожности методом интегративной игровой терапии»;
Выступление на методобъединении учителей-логопедов «Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми с ОНР»;
Консультация «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника»;
Формы работы с родителями:
Рекомендации «Влияние родительских установок на развитие детей»
Памятка для родителей «Фразы родителей, помогающие ребенку вырасти счастливым».
Консультация «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника»
Беседа «Дети, которых не понимают взрослые»

Работа с педагогами и родителями по теме проекта Формы работы с педагогами:Семинар-практикум «Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с

Слайд 18Диагностические критерии
Диагностика эмоционально-волевой
сферы
Развитие эмоционального
реагирования
Представления
об эмоциях
Словарь эмоциональной
лексики

Диагностические критерии Диагностика эмоционально-волевой сферыРазвитие эмоционального реагированияПредставления об эмоцияхСловарь эмоциональной лексики

Слайд 19III этап – итоговый
Проведение итоговой диагностики, анализ результатов коррекционной деятельности;
Обобщение и

теоретическое осмысление данных, подготовка и формулировка выводов на основе результатов;
Сравнение результатов достижений (начальная и итоговая диагностика).


III этап – итоговый Проведение итоговой диагностики, анализ результатов коррекционной деятельности;Обобщение и теоретическое осмысление данных, подготовка и

Слайд 20Уровень развития эмоционально-волевой сферы (методика Краснощековой, Ухановой, Кошелевой)
Анализ работы по

определению уровня эмоциональной активности и развития эмоционально-волевой сферы с использованием различных игровых технологий и методик позволяют сделать выводы, что у детей имеющих стабильный эмоциональный фон автоматизация поставленных звуков идет более успешно. Индивидуальные занятия проходят в более спокойной интересной обстановке.


Уровень развития эмоционально-волевой сферы (методика Краснощековой, Ухановой, Кошелевой)  Анализ работы по определению уровня эмоциональной активности и

Слайд 21Результативность работы по проекту
Исходя из анализа работы по проектной деятельности, можно

сделать следующие выводы:
дети научились распознавать и различать свои эмоциональные состояния и состояния других людей;
у детей повысился уровень положительной эмоциональной активности в различных видах деятельности;
отмечается развитие положительной эмоциональной сферы детей через обогащение социально-адаптивного поведения.
значительно расширился словарь эмоциональной лексики, дети овладели понятиями, соответствующими тому или иному эмоциональному состоянию.


Результативность работы по проекту Исходя из анализа работы по проектной деятельности, можно сделать следующие выводы:дети научились распознавать

Слайд 22Распространение опыта
Публикации в сети Интернет
Сайт ТОГБОУ Центр «Приют надежды» http://morshanskpriut.68edu.ru/
Социальная сеть

работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/irina-nikolaevna-konovalova
На базе ТОГБОУ
В разновозрастных группах внедрены и используются перспективные планы и конспекты занятий по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников с нарушением речи.


Распространение опыта Публикации в сети ИнтернетСайт ТОГБОУ Центр «Приют надежды» http://morshanskpriut.68edu.ru/Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/irina-nikolaevna-konovalovaНа базе

Слайд 23Список используемой литературы
Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика

и критерии оценки / М.Э.Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. – 2008. - №4. – С.64.
Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с
Громова Т.В. Страна Эмоций. Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка / Т.В.Громова. - М.: УЦ «Перспектива», 2002. – 48 с.
Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А.Данилина.- М.: Изд-во Айрис-Пресс, 2006. - 160 с.
Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д.Дилео. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2007. – 272 с.
Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В.Краснощёкова.- Ростов Н/Д: Изд-во Феникс, 2006. – 299 с. С.34-87.
Психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Проспект, 2007. – 431 с
Теплякова О. Практическая энциклопедия развивающих игр / О.Теплякова, О.Козлова. - М.: РОСМЭН, 2009. - 160 с.
Уханова А.В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников /
А.В.Уханова // Вестник практической психологии образования. – 2009. - №2. - C.115-124.
М.И.Чистякова «Психогимнастика» Москва, Просвещение, «Владос», 1995
http://www.logoportal.ru/ Логопедический портал
http://www.logoped.ru/ Сайт для учителей-логопедов
http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования




Список используемой литературы  Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М.Э.Вайнер

Слайд 24 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть