Слайд 1ТОГБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Приют надежды»
Коррекция эмоционально-волевой сферы у
дошкольников с ОНР посредством игровых и здоровьесберегающих технологий
Педагогический проект
Автор проекта: учитель-логопед
Коновалова Ирина Николаевна
Слайд 2Актуальность
Проходя сложный путь социализации, ребенок подвергается частым воздействиям окружающей действительности. У
некоторых детей под этим воздействием истощается запас адаптационной энергии. Это выражается в напряжении организма, в конфликтных ситуациях со взрослыми, ровесниками, нарушении поведения и т.д.
Известно, что важным фактором, обеспечивающим успешность социальной адаптации, является адекватное поведение человека в обществе, которое обусловлено гармоничным взаимодействием интеллекта и эмоциональной стороны психики. Требования ФГОС ДО к уровню речевого развития детей требуют широкого применения современных педагогических технологий, поэтому возникла необходимость в поиске новых средств, игровых технологий по коррекции речи и эмоционально-волевой сферы. Исходя из этого, необходимо способствовать развитию не только интеллекта, но и эмоционального компонента психики ребенка.
Слайд 3Противоречия
между возрастающим вниманием к дошкольникам с ОНР и недостаточной
разработанностью сущности и содержания развития эмоционально-волевой сферы;
между признанием важной роли развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ОНР и неполной разработанностью методологического инструментария;
теоретической разработанностью развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ОНР и неактивным внедрением в практику сопровождения процесса развития эмоционально-волевой сферы.
Слайд 4Проблема
В связи с противоречиями возникает вопрос, заключающуюся в том, что дошкольники
с ОНР не всегда готовы адекватно эмоционально оценить поступки как свои, так и чужие, демонстрируют пассивное отношение к своему эмоционально-волевому развитию, не могут самостоятельно находить решения возникающих проблем.
Слайд 5Цель
Создать условия, направленные на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы у детей
с ОНР.
Слайд 6Задачи
Изучить и классифицировать, внедрить в практику различные варианты игровых и здоровьесберегающих
технологий с целью повышения качества работы по коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОНР.
Развить представления детей об эмоциях (выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах; осознание детьми факта возникновения эмоций; понимание эмоциональной жизни других, смысла эмоциональных проявлений -причинно-следственные связи; осмысление внешних признаков проявления эмоционально-положительных, отрицательных; границ их адекватного проявления).
Расширить словарь эмоциональной лексики, овладение детьми понятиями, соответствующим тому или иному состоянию.
Побуждать к самостоятельным этическим размышлениям.
Стимулировать проявление индивидуально-неповторимого стиля игрового поведения, самобытность эмоционального реагирования.
Слайд 7Новизна проекта
В использовании системы новых игровых и здоровьесберегающих технологий.
Слайд 8
ТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: коррекционно-развивающий
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети 5-6 лет, учитель-логопед,
педагоги, родители
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: индивидуальная, подгрупповая, работа в парах
Слайд 9Планируемые результаты
Использование новых игровых и здоровьесберегающих технологий помогут развить представления детей
об эмоциях, осознать себя, свои чувства; с их помощью развить способность выражать социально одобряемым способом свое отношение к окружающему миру; развить уверенность в себе. Как следствие - ребенку легче адаптироваться в обществе.
Расширить словарь эмоциональной лексики, дети овладеют понятиями, соответствующими тому или иному состоянию
Обосновать возможность использования системы в дошкольном учреждении в процессе реализации мини-программы «Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с ОНР», показать эффективность коррекционной работы учителя-логопеда.
Распространить опыт работы по использованию новых игровых и здоровьесберегающих технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы детей среди педагогов дошкольных учреждений.
Слайд 10I этап –организационный
Формулирование темы. Обоснование темы.
Формулировка цели, определение задач.
Определение сроков
реализации.
Методическое обеспечение проекта: изучение методической литературы, разработка перспективного плана и конспектов занятий.
Подготовка методической базы для обоснования преимуществ системы использования новых игровых и здоровьесберегающих технологий по коррекции эмоционально-волевой сферы у дошкольников.
Подбор критериев оценки ожидаемых результатов, прогнозирование.
Подготовка консультаций с педагогами по теме проекта.
Формы работы с родителями:
Рекомендации «Влияние родительских установок на развитие детей»
Памятка для родителей «Фразы родителей, помогающие ребенку вырасти счастливым».
Беседа «Дети, которых не понимают взрослые»
Слайд 11II этап - практический
Проведение занятий по разработанным перспективным планам
Проведение консультаций с
педагогами по теме проекта.
Проведение семинара по обмену опытом с коллегами.
Проведение начальной диагностики по разработанным критериям.
Слайд 12Формы и методы работы с детьми
Познавательная деятельность
Комплекс занятий направленных на знакомство
детей с чувствами:
«Давайте познакомимся», «Радость», «Грусть-Горе», «Обида-Гнев», «Удивление», «Стыд», «Вина», «Страх», «Закрепление знаний о чувствах».
Занятия включают в себя игры (подвижные, дидактические, психологические), этюды на выражение эмоций, психогимнастику, рисуночные техники, беседы, релаксацию.
Слайд 13Игровая деятельность (способствует развитию творческого потенциала личности, а так же гибкого
и вместе с тем целенаправленного поведения).
Дидактические игры на преодоление эмоционального напряжения:
«Как можно общаться без слов», «Спрятанные проблемы», «Передай настроение», «Выбери партнера» и др.
Слайд 14Рисуночные техники: (рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения
эмоций; помогает снимать напряжение, «выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря»; помогают наладить контакт с ребенком).
«Оживи кляксу», «Смешной рисунок», «Рисуем музыку», «Рисунок семьи», «Туча» и др.
Слайд 15Танцевально-двигательные техники:
«Зеркальный танец», «Походка и настроение», «Из темени дерево», «Насос и
надувная кукла» и др.
Слайд 16Тренинги (направлены на развитие адекватного отношения к людям; на повышение уровня
интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений; обогащение представлений воспитанников о способах решение проблемных ситуаций, связанных с общением; возможность оценивать эти ситуации с различных точек зрения)
«Удивление», «Волшебник и темнота», «Цветное настроение»
Релаксация
Психогимнастика
Слайд 17Работа с педагогами и родителями по теме проекта
Формы работы с педагогами:
Семинар-практикум
«Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОНР средствами специальных игр и технологий»;
Консультации «Нетрадиционные методы терапии и коррекции психических процессов (снятие тревожности и негативных настроений) в работе с детьми», «Коррекция тревожности методом интегративной игровой терапии»;
Выступление на методобъединении учителей-логопедов «Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми с ОНР»;
Консультация «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника»;
Формы работы с родителями:
Рекомендации «Влияние родительских установок на развитие детей»
Памятка для родителей «Фразы родителей, помогающие ребенку вырасти счастливым».
Консультация «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника»
Беседа «Дети, которых не понимают взрослые»
Слайд 18Диагностические критерии
Диагностика эмоционально-волевой
сферы
Развитие эмоционального
реагирования
Представления
об эмоциях
Словарь эмоциональной
лексики
Слайд 19III этап – итоговый
Проведение итоговой диагностики, анализ результатов коррекционной деятельности;
Обобщение и
теоретическое осмысление данных, подготовка и формулировка выводов на основе результатов;
Сравнение результатов достижений (начальная и итоговая диагностика).
Слайд 20Уровень развития эмоционально-волевой сферы (методика Краснощековой, Ухановой, Кошелевой)
Анализ работы по
определению уровня эмоциональной активности и развития эмоционально-волевой сферы с использованием различных игровых технологий и методик позволяют сделать выводы, что у детей имеющих стабильный эмоциональный фон автоматизация поставленных звуков идет более успешно. Индивидуальные занятия проходят в более спокойной интересной обстановке.
Слайд 21Результативность работы по проекту
Исходя из анализа работы по проектной деятельности, можно
сделать следующие выводы:
дети научились распознавать и различать свои эмоциональные состояния и состояния других людей;
у детей повысился уровень положительной эмоциональной активности в различных видах деятельности;
отмечается развитие положительной эмоциональной сферы детей через обогащение социально-адаптивного поведения.
значительно расширился словарь эмоциональной лексики, дети овладели понятиями, соответствующими тому или иному эмоциональному состоянию.
Слайд 22Распространение опыта
Публикации в сети Интернет
Сайт ТОГБОУ Центр «Приют надежды» http://morshanskpriut.68edu.ru/
Социальная сеть
работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/irina-nikolaevna-konovalova
На базе ТОГБОУ
В разновозрастных группах внедрены и используются перспективные планы и конспекты занятий по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников с нарушением речи.
Слайд 23Список используемой литературы
Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика
и критерии оценки / М.Э.Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. – 2008. - №4. – С.64.
Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с
Громова Т.В. Страна Эмоций. Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка / Т.В.Громова. - М.: УЦ «Перспектива», 2002. – 48 с.
Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А.Данилина.- М.: Изд-во Айрис-Пресс, 2006. - 160 с.
Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д.Дилео. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2007. – 272 с.
Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В.Краснощёкова.- Ростов Н/Д: Изд-во Феникс, 2006. – 299 с. С.34-87.
Психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Проспект, 2007. – 431 с
Теплякова О. Практическая энциклопедия развивающих игр / О.Теплякова, О.Козлова. - М.: РОСМЭН, 2009. - 160 с.
Уханова А.В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников /
А.В.Уханова // Вестник практической психологии образования. – 2009. - №2. - C.115-124.
М.И.Чистякова «Психогимнастика» Москва, Просвещение, «Владос», 1995
http://www.logoportal.ru/ Логопедический портал
http://www.logoped.ru/ Сайт для учителей-логопедов
http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования