Слайд 1
Коррекционная логопедическая помощь обучающимся с ЗПР
Подготовила
учитель-логопед Суханина Г.Л.
Слайд 2Особенности психо-речевого развития детей с ЗПР
Недостаточная сформированность
ВПФ (психологической базы речи) (память, внимание, различные виды восприятия, мышление)
Недостаточная сформированность познавательной деятельности
Ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире
Бедность словарного запаса
Слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между предметами
Низкая работоспособность, повышенная утомляемость, отвлекаемость
Несформированная произвольность учебной деятельности
Слайд 3По результатам обследования
Затрудняются в подборе предметов, относящихся к родовым понятиям: называют
5-7 предметов (дети с нормой – 9-13)
Затрудняются в обобщении предметов по существенным признакам
Не умеют находить черты сходства и различия в анализируемых предметах, определять существенные признаки, на основании которых эти предметы можно группировать
Не имеют точных представлений о единичных конкретных предметах
Заметно ограниченное употребление в речи прилагательных
Как правило не называют промежуточные цвета , полутона
С трудом подбирают антонимы и синонимы
Грамматический строй сформирован недостаточно
Самостоятельная связная речь не сформирована
Нарушения звукопроизношения
Слайд 4
Нарушения речи у детей с ЗПР
Импрессивной речи
Недостаточная дифференциация речеслухового восприятия
Неразличение смысла
отдельных слов
Неразличение тонких интонационных оттенков
речи
В результате:
Экспрессивной речи
Нарушения звукопроизношения
Бедность словарного запаса
Недостаточная сформированность грамматической стороны речи, наличие аграмматизма
Несформированность связной речи
нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью основных средств языка.
Слайд 5Специфические ошибки при чтении
1 Трудность в усвоении всех букв. Обучающийся не
устанавливает связь между звуком и буквой. Не запоминает какая буква соответствует тому или иному звуку. (мнестическая дислексия)
2 Трудность в усвоении графически сходных букв, их смешение при чтении. Не отличает правильную букву от неправильной, ошибки в узнавании букв (оптическая дислексия)
3 Замены и смешения звуков при чтении: фонетически близких:звонкие-глухие, твердые-мягкие, ц-с,ч-щ,ч-ть,ш-щ; побуквенное чтение,нарушение слияния звуков в слове, искажение звуко-слоговой структуры слова
4 Аграмматизмы при чтении: искажение окончаний, префиксов, суффиксов; нарушения согласований в словосочетаниях и предложениях ( аграмматическая дислексия)
5 Нарушение понимания прочитанного на уровне слова, предложения, текста
Слайд 6Процесс письма состоит из пяти психофизических компонентов:
Акустический (услышать и выделить звук).
Артикуляционный
(уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков).
Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки).
Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация.
Наличие устойчивого внимания, знание орфографических и пунктуационных правил.
Слайд 7Звенья письма на этапе его формирования
Слайд 9Специфические ошибки при письме
Замены и смешения букв, обусловленные трудностью их запоминания
Трудности
звуко-буквенного анализа:
пропуск букв и слогов – трава-трва, принес-пинес
перестановка букв и слогов – окно-онко, наступила-натуспила
недописывание букв и слогов – зеленый-зелены
наращивание слов лишними буквами – трава-тарава
слитное написание слов и или их произвольное деление – висит на стене – виситна стене, устала-у стала
Неумение определить границы предложений
Замена букв – жуки-зуки, банка-панка
Аграмматизмы – Саша и Лены собираит цветы.
Медленный темп письма
Несоблюдение размера графических элементов
Слайд 10Принципы коррекционной работы по устранению нарушений письменной речи
1Принцип комплексности. Логопедическое воздействие
охватывает весь комплекс речевых нарушений: устную речь, чтение и письмо
2Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений.
Характер ошибок в процессе чтения зависят от этапа овладения навыком ( на аналитическом этапе формирования характерны замены звуков, нарушения слияния, а на синтетическом –аграмматизмы, замены слов)
3 Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие ( принцип обходного пути)
4 Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»
5 Дидактические принципы: доступности, сознательности, конкретности, наглядности, индивидуального подхода, учета возрастных особенностей ребенка
Слайд 11Направления коррекционной работы по профилактике и преодолению нарушений чтения
Развитие познавательных процессов
Совершенствование
пространственно-временных ориентировок
Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков
Развитие фонематических процессов анализа и синтеза
Расширения активного словарного запаса
Формирование связной речи
Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии
Расширение поля зрения ребенка
Развитие конструктивного мышления
Развитие изобразительно-графических навыков
Развитие сукцессивных способностей
Слайд 12Направления коррекционной работы по профилактике и преодолению нарушений письма
1Традиционные
совершенствование фонематической дифференциации
звуков речи и усвоение их правильного буквенного обозначения на письме - при коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания (или акустической)
коррекция дефектов звукопроизношения и совершенствование фонематической дифференциации звуков, усвоение их правильного буквенного обозначения на письме - при коррекции акустико-артикуляторной дисграфии;
совершенствование навыка произвольного языкового анализа и синтеза, способности воспроизводить на письме звукослоговую структуру слов и структуру предложений - при коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
совершенствование синтаксических и морфологических обобщений, морфологического анализа состава слова - при коррекции аграмматической дисграфии;
совершенствование зрительного восприятия, памяти;
пространственных представлений;
зрительного анализа и синтеза;
уточнение речевого обозначения пространственных соотношений - при коррекции оптической дисграфии.
Слайд 132 Оптимизация письма как вида психической деятельности
- формирование мотивации к овладению
правильным письмом
- развитие когнитивных функций (полноценность письма как интеллектуальной деятельности обепечивается сформированностью восприятия, произвольного внимания, слухоречевой и зрительной памяти, мышления)
- развитие произвольной саморегуляции
- формирование самоконтроля при письме ( не замечают ошибок ни походу записи, ни при проверке: многократное списывание не приносит результатов)
Слайд 14Основные направления логопедической работы с детьми с ЗПР
Развитие мыслительных операций анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, зрительного восприятия, зрительной памяти
Коррекция нарушений моторного развития
Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений слоговой структуры слова
Обогащение словарного запаса
Формирование морфологической и синтаксической систем языка
Развитие фонематических процессов анализа и синтеза
Формирование анализа структуры предложения
Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функций речи
Коррекция нарушений чтения и письма
Слайд 15Схема взаимодействия участников коррекционного процесса
Логопед
Ребенок
с нарушениями
речи
Ребенок
с нарушениями
речи