Презентация, доклад на тему Коррекционная логопедическая помощь обучающимся с задержкой психического развития

Содержание

Особенности психо-речевого развития детей с ЗПР Недостаточная сформированность ВПФ (психологической базы речи) (память, внимание, различные виды восприятия, мышление)Недостаточная сформированность познавательной деятельностиОграниченный запас знаний и представлений об окружающем миреБедность словарного запасаСлабое словесно-логическое мышление, неумение

Слайд 1

Коррекционная логопедическая помощь обучающимся с ЗПР

Подготовила
учитель-логопед Суханина Г.Л.

Коррекционная логопедическая помощь обучающимся с ЗПРПодготовила учитель-логопед Суханина Г.Л.

Слайд 2Особенности психо-речевого развития детей с ЗПР
Недостаточная сформированность

ВПФ (психологической базы речи) (память, внимание, различные виды восприятия, мышление)
Недостаточная сформированность познавательной деятельности
Ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире
Бедность словарного запаса
Слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между предметами
Низкая работоспособность, повышенная утомляемость, отвлекаемость
Несформированная произвольность учебной деятельности











Особенности психо-речевого развития детей с ЗПР    Недостаточная сформированность ВПФ (психологической базы речи) (память, внимание,

Слайд 3По результатам обследования
Затрудняются в подборе предметов, относящихся к родовым понятиям: называют

5-7 предметов (дети с нормой – 9-13)
Затрудняются в обобщении предметов по существенным признакам
Не умеют находить черты сходства и различия в анализируемых предметах, определять существенные признаки, на основании которых эти предметы можно группировать
Не имеют точных представлений о единичных конкретных предметах
Заметно ограниченное употребление в речи прилагательных
Как правило не называют промежуточные цвета , полутона
С трудом подбирают антонимы и синонимы
Грамматический строй сформирован недостаточно
Самостоятельная связная речь не сформирована
Нарушения звукопроизношения
По результатам обследованияЗатрудняются в подборе предметов, относящихся к родовым понятиям: называют 5-7 предметов (дети с нормой –

Слайд 4 Нарушения речи у детей с ЗПР
Импрессивной речи
Недостаточная дифференциация речеслухового восприятия
Неразличение смысла

отдельных слов
Неразличение тонких интонационных оттенков
речи


В результате:

Экспрессивной речи

Нарушения звукопроизношения
Бедность словарного запаса
Недостаточная сформированность грамматической стороны речи, наличие аграмматизма
Несформированность связной речи


нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью основных средств языка.

Нарушения речи у детей с ЗПРИмпрессивной речиНедостаточная дифференциация речеслухового восприятияНеразличение смысла отдельных словНеразличение тонких интонационных оттенков

Слайд 5Специфические ошибки при чтении
1 Трудность в усвоении всех букв. Обучающийся не

устанавливает связь между звуком и буквой. Не запоминает какая буква соответствует тому или иному звуку. (мнестическая дислексия)
2 Трудность в усвоении графически сходных букв, их смешение при чтении. Не отличает правильную букву от неправильной, ошибки в узнавании букв (оптическая дислексия)
3 Замены и смешения звуков при чтении: фонетически близких:звонкие-глухие, твердые-мягкие, ц-с,ч-щ,ч-ть,ш-щ; побуквенное чтение,нарушение слияния звуков в слове, искажение звуко-слоговой структуры слова
4 Аграмматизмы при чтении: искажение окончаний, префиксов, суффиксов; нарушения согласований в словосочетаниях и предложениях ( аграмматическая дислексия)
5 Нарушение понимания прочитанного на уровне слова, предложения, текста
Специфические ошибки при чтении1 Трудность в усвоении всех букв. Обучающийся не устанавливает связь между звуком и буквой.

Слайд 6Процесс письма состоит из пяти психофизических компонентов:
Акустический (услышать и выделить звук).

Артикуляционный

(уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков).

Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки).

Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация.

Наличие устойчивого внимания, знание орфографических и пунктуационных правил.

Процесс письма состоит из пяти психофизических компонентов: Акустический (услышать и выделить звук).Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить

Слайд 7Звенья письма на этапе его формирования

Звенья письма на этапе его формирования

Слайд 9Специфические ошибки при письме
Замены и смешения букв, обусловленные трудностью их запоминания
Трудности

звуко-буквенного анализа:
пропуск букв и слогов – трава-трва, принес-пинес
перестановка букв и слогов – окно-онко, наступила-натуспила
недописывание букв и слогов – зеленый-зелены
наращивание слов лишними буквами – трава-тарава
слитное написание слов и или их произвольное деление – висит на стене – виситна стене, устала-у стала
Неумение определить границы предложений
Замена букв – жуки-зуки, банка-панка
Аграмматизмы – Саша и Лены собираит цветы.
Медленный темп письма
Несоблюдение размера графических элементов

Специфические ошибки при письмеЗамены и смешения букв, обусловленные трудностью их запоминанияТрудности звуко-буквенного анализа: пропуск букв и слогов

Слайд 10Принципы коррекционной работы по устранению нарушений письменной речи
1Принцип комплексности. Логопедическое воздействие

охватывает весь комплекс речевых нарушений: устную речь, чтение и письмо
2Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений.
Характер ошибок в процессе чтения зависят от этапа овладения навыком ( на аналитическом этапе формирования характерны замены звуков, нарушения слияния, а на синтетическом –аграмматизмы, замены слов)
3 Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие ( принцип обходного пути)
4 Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»
5 Дидактические принципы: доступности, сознательности, конкретности, наглядности, индивидуального подхода, учета возрастных особенностей ребенка
Принципы коррекционной работы по устранению нарушений письменной речи1Принцип комплексности. Логопедическое воздействие охватывает весь комплекс речевых нарушений: устную

Слайд 11Направления коррекционной работы по профилактике и преодолению нарушений чтения
Развитие познавательных процессов
Совершенствование

пространственно-временных ориентировок
Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков
Развитие фонематических процессов анализа и синтеза
Расширения активного словарного запаса
Формирование связной речи
Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии
Расширение поля зрения ребенка
Развитие конструктивного мышления
Развитие изобразительно-графических навыков
Развитие сукцессивных способностей

Направления коррекционной работы по профилактике и преодолению нарушений чтенияРазвитие познавательных процессовСовершенствование пространственно-временных ориентировокФормирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуковРазвитие

Слайд 12Направления коррекционной работы по профилактике и преодолению нарушений письма
1Традиционные
совершенствование фонематической дифференциации

звуков речи и усвоение их правильного буквенного обозначения на письме - при коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания (или акустической) 

коррекция дефектов звукопроизношения и совершенствование фонематической дифференциации звуков, усвоение их правильного буквенного обозначения на письме - при коррекции акустико-артикуляторной дисграфии; 

совершенствование навыка произвольного языкового анализа и синтеза, способности воспроизводить на письме звукослоговую структуру слов и структуру предложений - при коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза; 

совершенствование синтаксических и морфологических обобщений, морфологического анализа состава слова - при коррекции аграмматической дисграфии; 
совершенствование зрительного восприятия, памяти;
пространственных представлений;
зрительного анализа и синтеза;
уточнение речевого обозначения пространственных соотношений - при коррекции оптической дисграфии. 
 







Направления коррекционной работы по профилактике и преодолению нарушений письма1Традиционныесовершенствование фонематической дифференциации звуков речи и усвоение их правильного

Слайд 132 Оптимизация письма как вида психической деятельности
- формирование мотивации к овладению

правильным письмом
- развитие когнитивных функций (полноценность письма как интеллектуальной деятельности обепечивается сформированностью восприятия, произвольного внимания, слухоречевой и зрительной памяти, мышления)
- развитие произвольной саморегуляции
- формирование самоконтроля при письме ( не замечают ошибок ни походу записи, ни при проверке: многократное списывание не приносит результатов)

2 Оптимизация письма как вида психической деятельности - формирование мотивации к овладению правильным письмом- развитие когнитивных функций

Слайд 14Основные направления логопедической работы с детьми с ЗПР
Развитие мыслительных операций анализа,

синтеза, сравнения, обобщения, зрительного восприятия, зрительной памяти
Коррекция нарушений моторного развития
Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений слоговой структуры слова
Обогащение словарного запаса
Формирование морфологической и синтаксической систем языка
Развитие фонематических процессов анализа и синтеза
Формирование анализа структуры предложения
Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функций речи
Коррекция нарушений чтения и письма
Основные направления логопедической работы с детьми с ЗПРРазвитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, зрительного восприятия, зрительной

Слайд 15Схема взаимодействия участников коррекционного процесса
Логопед
Ребенок
с нарушениями
речи
Ребенок
с нарушениями
речи

Схема взаимодействия участников коррекционного процессаЛогопедРебенок с нарушениями речиРебенок с нарушениями речи

Слайд 16
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть