Слайд 1Комплексный подход
к коррекции речевых недостатков
у младших школьников с ОВЗ
в системе логопедической работы
Трифонова любовь Николаевна
логопед
Слайд 2Информация об опыте
Научно-теоретическими и методическими базами опыта являются
Учение о зоне ближайшего
развития Л.С. Выготского
Технология развивающего обучения Ф.Б.Эльконина –В.В.Давыдова
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина
Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
Методические рекомендации ведущих педагогов-дефектологов и практикующих учителей-логопедов И.Н.Садовниковой, А.В. Ястребовой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Алтуховой, Л.Г.Милостивенко, Л.М. Козыревой, О.Б. Иншаковой, В.Б. Эдигей.
Слайд 3Цель исследования
Определить, насколько эффективны педагогические условия коррекционной деятельности,
созданные на основе комплексного подхода к профилактике и коррекции речевых недостатков младших школьников
Слайд 4Задачи
Определить методы и приёмы обучения, оптимальные для коррекции речевых недостатков
Привлечь родителей
обучающихся к участию в коррекционно-развивающем процессе
Разработать многофункциональные задания и упражнения , позволяющие развивать у детей речевые навыки параллельно с познавательной сферой
Активизировать познавательную деятельность младших школьников с нарушениями речи в ходе использования комплексно-тематического метода обучения, нетрадиционных форм проведения занятий, создания ситуаций успеха
Слайд 5Методы исследования
Теоретические – изучение методической литературы, рекомендаций ведущих педагогов-дефектологов по организации
и содержанию логопедической работы.
Эмпирические – изучение и анализ педагогической практики, собственного опыта работы и опыта работы коллег по данным направлениям, педагогическое наблюдение, сравнительный анализ результатов использования различных методов обучения.
Слайд 6В опыте отражены пути разрешения противоречий
Между низким уровнем обучаемости детей с
нарушениями речи и требованиями общеобразовательных программ.
Между повышенной утомляемостью, низкой мотивацией к обучению и работоспособностью младших школьников с речевыми недостатками и проведением занятий во внеурочное время.
Между необходимостью в помощи родителей и отсутствием у них специальных знаний по логопедии и психологии.
Между потребностью в дидактических материалах, разработках, специальных учебниках и пособиях и их отсутствии.
Слайд 7Опыт работы опирается на основные принципы логопедии
Патогенетический принцип
(принцип учёта механизмов
данного нарушения) предусматривает формирование тех психических функций, недостаточность которых лежит в основе того или иного нарушения речи.
Слайд 82.Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных
систем, на различные анализаторы.
Яркий пример – применение
мнемотехнических приёмов
для дифференциации букв,
имеющих кинетическое
сходство
Слайд 93.Принцип поэтапного («пошагового») формирования речевой функции.
Становление умственных действий представляет собой
сложный и длительный. Так, например, при процессе дифференциации букв вначале выбор нужной буквы из пары осуществляется с опорой на развёрнутые, внешние действия, но в дальнейшем они сокращаются, свёртываются, автоматизируются и постепенно переводятся во внутренний план, становятся умственными действиями, то есть интериоризуются
(П.Я. Гальперин).
Слайд 104.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода подразумевает учёт
«зоны ближайшего развития»
(по Л.С. Выготскому).
Объём и содержание заданий подбирается исходя из стартовых возможностей каждого ученика.
Очень важно оценивать школьника с речевыми недостатками не по традиционной пятибальной системе, а исходя из его собственных успехов и достижений: «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера. Если ты постараешься, завтра ты напишешь (прочтёшь) ещё лучше».
Слайд 115.Принцип последовательности
Заключается в построении коррекционной работы от простого к сложному.
Особенно
наглядно прослеживается в дидактических материалах
Слайд 126.Принцип деятельностного подхода
Предполагает решение коррекционных задач в сотрудничестве педагога и ученика,
активную позицию ребёнка в получении знаний.
Учащимся речевыми недостатками доступны не только иллюстративно-объяснительные и репродуктивные, но и проблемные методы обучения.
Слайд 137.Принцип системности
предполагает формирование речи в единстве всех её компонентов как единой
функциональной системы.
Он особенно актуален, поскольку в практике работы учителя-логопеды сталкиваются со смешанными дисграфиями и дислексиями (нарушениями письма и чтения, обусловленными несформированностью нескольких речевых и психических функций).
Слайд 148.Принцип комплексно-игрового подхода к обучению
Комплексно-игровой метод наряду с
использованием нетрадиционных форм проведения занятий повышает активность учащихся, формирует положительную мотивацию к получению знаний, способствует удержанию внимания на всех этапах урока.