Слайд 1
«Кинезитерапия и коррекционная ритмика
в работе с детьми с детским церебральным
параличом»
Автор: учитель-логопед Белоусова Марина Игоревна
Москва – 2018
Слайд 2Применение кинезитерапии при лечении детей с детским церебральным параличом является эффективным
средством немедикаментозного воздействия.
Кинезитерапия (лечение движением) занимает важное место в комплексной реабилитации лиц с нарушениями речи, в частности взрослых с афазией.
Слайд 3Кинезитерапевтические методы:
- В. Войта;
- Б. и К. Бобатов;
- метод нейромоторного
перевоспитания;
- коррекционная ритмика.
Слайд 4Метод рефлекс – реабилитации
предложенный М.М.Грейсом (к.м.н., детский невролог – реабилитолог),
базируется на рефлекторных механизмах регуляции мышечного тонуса.
Это система комплексной реабилитации больных с ДЦП всех возрастных групп, позволяющая раскрыть и улучшить имеющийся двигательный потенциал больного ребёнка, сформировать и закрепить необходимые ему двигательные навыки. Применение разработанной системы реабилитации сокращает сроки проводимого лечения, быстрее формирует самостоятельное передвижение, улучшает социальную адаптацию детей.
Слайд 5Нейродинамический метод восстановления
Берты и Карла Бобат
С самого начала кинезитерапевтического воздействия все
движения управляются руками взрослого, который контролирует три сферы движений и позы: голова, плечевой и тазовый пояс. Пассивное перемещение в пространстве каждой из этих сфер позволяет вызвать желаемые рефлексы - реакции выпрямления. Это те рефлексы, которые в физиологических условиях появляются в раннем возрасте.
Важной группой рефлексов, используемых по методике К. Бобата, являются реакции равновесия. Равновесие тренируют поочередно в каждой новой позиции, которая запечатлелась у ребенка благодаря использованию реакции выпрямления и которую он в состоянии самостоятельно выдержать хотя бы на некоторое время. Благодаря тренировке равновесия такая позиция совершенствуется до полного и свободного ее удержания. Ребенок, восстанавливаемый таким образом, расширяет свои возможности удержания равновесия, стремясь приблизиться к нормальному для его здоровых ровесников стандарту развития.
Слайд 6Метод В. Войта
Основа Войта-терапии – это изменение мышечного тонуса в процессе
рефлекторных движений. Эта технология формирует стереотип движений (образец движений, которые распространяются по всему телу). Рефлекторная гимнастика Войта широко применяется в педиатрии для лечения двигательных расстройств. Рефлекторные движения приводят в норму мышечный тонус у грудных детей с гипертонусом. Гимнастика В. Войта направлена на обучение ребенка правильным движениям: формированию выпрямительных реакций, нормальной опоры стоп и рук, перекрестным движениям. Сначала лежа на животе, ребенок пытаться ползти. Далее он учится переворачиваться со спины на живот, затем присаживаться, ползать на четвереньках и ходить. Каждому этапу двигательного развития соответствует свой психический и речевой этап: сначала ребенок фиксирует взгляд, потом следит за игрушкой, улыбается, гулит, произносит первые слоги, узнает окружающих взрослых, показывает игрушки указательным пальцем.
Слайд 7Кинезитерапия - это область физической реабилитации, где в качестве основного лечебного
средства используются движения - позы, активные и пассивные упражнения.
Слайд 8Кинезитерапия играет при ДЦП важную роль, по мнению Е.Ф.Архиповой, М.В.Ипполитовой, Е.М.
Мастюковой. Без ее широкого и правильного применения результаты лечения ДЦП не могут быть высокими и стабильными. С помощью современных методов кинезитерапии возможно выровнять тонус мышц плечевого пояса и привести руки детей с ДЦП в хорошее функциональное состояние. После этого переходят к работе над мышцами спины и нижних конечностей. Такой подход в реабилитации называется поэтапным.
Слайд 9Кинезитерапия в работе с детьми с ДЦП тесно сочетается с коррекционной
ритмикой. Коррекционная ритмика - вид кинезитерапии, при котором помимо коррекции двигательных расстройств развиваются высшие психические функции: внимание, память, воображение и речь. В основе коррекционной ритмики лежит ритм и музыкально-ритмическое движение.
Слайд 10 Задачей лечебной, коррекционной ритмики является развитие чувства ритма и использование
его в лечебно-восстановительных целях. Связь музыки и ритмического движения является основой коррекционной ритмики, при котором ведущей составляющей является музыка, которая задает ритм движений.
Занятия ритмикой дают положительную динамику в развитии психоэмоциональной, психомоторной сферы детей с ДЦП. Ритмика проводится в специальных учреждениях квалифицированным ритмистом, владеющим знаниями в области специальной психологии и педагогики, практическими навыками ритмических движений.
Слайд 11В коррекционной работе с детьми с ДЦП также используется метод психогимнастики.
Это комплекс упражнений, игр, этюдов, с помощью которых преодолеваются психоэмоциональные и двигательные нарушения у детей. На подобных занятиях дети обучаются элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, развиваются навыки релаксации. Большое значение уделяется коррекции коммуникативных нарушений, трудностей общения со сверстниками. Во время занятий чаще используется невербальный материал, что очень важно при выраженной дизартрии, сочетающейся с алалией.
Слайд 12Методика саморелаксации мышечного тонуса применяется при негрубых, легких проявлениях детского церебрального
паралича. Обучение навыкам саморелаксации проводится детским психиатром или психологом и направлена на обучение детей элементам мышечного расслабления.
Слайд 13Саморелаксация проводится в несколько этапов:
1. Детей учат прислушиваться к своим
мышечным ощущениям при выполнении упражнений на напряжение или расслабление мышц тела. Дети выполняют пассивные движения руками и ногами на сгибание и удержание определенной позы.
2. Обучение навыкам релаксации в малой группе, когда дети по инструкции взрослого выполняют движения на сжатие, затем на расслабление рук, ног, мышц шеи.
3. Завершающий этап, когда внимание взрослого обращается на работу мышц артикуляторного аппарата.
Подобная методика обучения навыкам саморелаксации представлена в работах зарубежных психиатров Г.Шульца, Ж.Берже и адаптирована для детей Э. Якобзоном.
Слайд 14Логопедическая ритмика эффективно применяется в работе с детьми с негрубыми нарушениями
двигательной сферы, была разработана В.А. Гринер.
Сочетание движения, музыки и речи является прекрасной базой для развития темпа и ритма движений и речи детей с моторными нарушениями. Из всего многообразия музыкальных и двигательных средств наиболее успешно применяются упражнения на различные виды ходьбы, упражнения для развития дыхания и голоса, упражнения на развитие координации движений и речи, игры с предметами и пение.
Слайд 15Упражнения для развития дыхания и голоса развивают диафрагмальное и фонационное дыхание
и являются базой для развития произносительной стороны речи.
Технологии формирования дыхания представлены в трудах профессора Беляковой Л. И. И соавторов, в учебном пособии по логопедической ритмике Волковой Г.А., в ряде работ Филатовой Ю.О., в практических разработках Щербаковой Н.А. Развитие качеств голоса содержатся в рекомендациях профессора Лавровой Е.В., Ипполитовой А.Г., Авторские приемы преодоления носового оттенка в речи представлены в работах Ермаковой И.И. и Алмазовой Е.С.
Слайд 16В упражнениях на координацию слова с движением и музыкой используется общность
средства выразительности как музыкальной, так и разговорной речи. Могут применяться двигательные упражнения без музыкального сопровождения, связанные со словесным, стихотворным ритмом. Специальные игры поводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него. Игра развивает внимание, сообразительность, укрепляет у ребенка двигательный аппарат, его мускулатуру, воспитывать ловкость и решительность.
Слайд 17Особое место в занятиях по логопедической ритмике занимает пение. Даже в
тех случаях, когда у детей имеются резкие расстройства дыхания, когда они говорят на вдохе, с угасанием голоса к концу фразы, пение помогает восстановить нарушенное нормальное речевое дыхание. Помимо регуляции дыхания, пение способствует развитию всех качеств голоса, который у детей с дизартрией при ДЦП чаще всего бывает очень слабым, монотонным, интонационно невыразительным, ослабевающим к концу фразы.
Слайд 18Выводы:
1. Кинезитерапия при лечении детей с ДЦП является эффективным средством немедикаментозного
воздействия.
2. Среди применяемых методов кинезитерапии наиболее известны методы Войта, Берты и Карла Бобатов, коррекционная ритмика, психогимнастика и другие технологии.
3. Кинезитерапия в работе с детьми с ДЦП тесно сочетается с коррекционной ритмикой.
4. При развитии двигательной и эмоционально-волевой сферы удачно используется психогимнастика.
5. Методика саморелаксации, направленная на регуляцию мышечного тонуса применяется на занятиях логопедической ритмикой.
6. В процессе логоритмических занятий развиваются дыхательные, голосовые, произносительные возможности детей с негрубыми расстройствами движения и речи.
7. Все апробированные в практике коррекционной работы техники направлены на коррекцию двигательных и речевых нарушений детей с ДЦП, и в конечном итоге на их социальную адаптацию в обществе.