Слайд 1Как учитывать
индивидуальные особенности подростков
Педагог-психолог Корнева Т.А
Из опыта работы 8 семьи
2018г.
Слайд 2 « Вся живая повседневность, в которой нет мелочей.
Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация,
с которой оно произносится, являются
капельками, падающими в тот поток,
который мы называем жизнью ребенка,
формированием его личности».
В.П.Кащенко
Слайд 3 Особенности подросткового возраста воспитанников детских домов
Подростковый возраст относится к числу
переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков, в их стремление приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.
Подросток, воспитывающийся в условиях детского дома, сложнее проходит (переживает) данный этап. Его начинает смущать, что он из детского дома, он старается отделиться от группы детей, в кино или в магазин, ходят по одному или 2-3 подростка. Как можно реже начинает упоминать, что он из детского дома.
Слайд 4 Особенности подросткового возраста воспитанников детских домов
Известно, что подростковый возраст характеризуется
борьбой за автономию, самостоятельность, отвержение контроля и т.п. Однако, как показывают исследования Прихожан А.М. и Толстых Н.Н. «…при далеко не идеальном поведении подростки из интерната считают необходимым контроль, опеку над собой».
Подростковый возраст - последний период пребывания большинства оставшихся без родителей детей в учреждениях интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Лишаясь привычной опеки и образа жизни, бывшие воспитанники часто оказываются не готовыми к этому
Слайд 5Задача воспитания
Первоочередной задачей детских домов становится оптимизация процесса социализации детей, их
адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам, полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. Для обеспечения успеха педагог должен поддержать подростка и морально - психологически, и, если надо, прямо защищать его интересы и права перед сверстниками, учителями, если это связано с обеспечением безопасности на пути самостоятельного действий.
Слайд 6Задачи для педагогов детского дома
Главной задачей для педагогов детского дома в
данный период является понимание подростков, дать им возможность раскрыться, направить их в нужное русло, не дать им уйти в никуда. А самое главное уважение к ребенку как к личности.
«Не бывает плохих детей» - это основная идея всей работы педагога на данном этапе.
Слайд 7К проблемам подростков, воспитывающихся в детским домах можно отнести следующие:
- неконструктивные
способы реализации коммуникативных потребностей;
- нарушения в сфере самосознания;
- вспышки гнева, агрессии, обидчивость;
- преувеличенное реагирование на событие и взаимоотношения;
- провоцирование конфликтов со сверстниками, неумение общаться с ними;
- поверхностность чувств;
- состояние беспомощности;
- доминирование защитных форм поведения в конфликтной ситуации.
Слайд 8Эмоциональный портрет воспитанника детского дома
Эмоциональный портрет воспитанника детского дома, согласно исследованиям
Э.А. Минковой, характеризуется такими чертами, как :
пониженный фон настроения;
бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения;
склонность к быстрой смене настроения (приподнятое настроение переходит в угрюмость, агрессию);
однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений;
эмоциональная поверхностность, которая сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому забыванию;
неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);
повышенная склонность к страхам, тревожности, беспокойству;
основная направленность положительных эмоций – получение всё новых и новых удовольствий;
нестабильность эмоциональных контактов с окружающими;
непонимание эмоционального состояния другого человека.
Слайд 9«Социальная специфика развития внутреннего мира подростков-сирот»
Левандовская Е.А. в диссертационном исследовании показала,
что существует «социальная специфика развития внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа:
а) отставание в уровне когнитивного развития (недостаточная дифференцированность образов) внутреннего мира;(Никита)
б) более низкая эмоциональная оценка, значимость и стабильность «образа Я», связанного с дезадаптацией;(Максим-неадекватно заниженная,Даша-завышенная)
в) доминирующее положение во внутреннем мире «образа Другого» (Никита А. над Ваней)
Слайд 10Существуют следующие особенности развития внутреннего мира подростков-сирот:
а) в структурном отношении наблюдается
переход от глобальной недифференцированности (11-12 лет) к появлению иерархической структуры («образ Другого» - «образ Я» - «обобщенный образ предметного мира») внутреннего мира (13-15 лет);
б) в содержательном отношении наблюдается снижение позитивности и уровня субъективной значимости всех компонентов структуры внутреннего мира; снижается уровень стабильности представлений о другом человеке и профессии, но увеличивается стабильность представлений о школе .
Для старших подростков-сирот более значимыми становятся ценности «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание», «жизнерадостность» и «исполнительность»(Валера); менее значимыми – «счастье других», «творчество», «высокие запросы» и «широта взглядов»(Оля,Максим)
Слайд 11Развитие личности воспитанников детского дома.
Особую роль, по мнению Н.Н. Толстых и
А.М. Прихожан, в развитии личности играет уровень агрессии у воспитанников детского дома. «Наиболее простое и распространенное психологическое объяснение возникновения агрессии у детей сирот состоит в том, что агрессия есть следствие неудовлетворенности (фрустрированности) потребности в родительской, материнской любви. Некоторые добавляют, что у этих детей не удовлетворены и все другие социальные потребности - в неформальном общении, в самоутверждении, во взрослом как идеале - и именно эта тотальная неудовлетворенность ведет их к агрессивности»
. В качестве важной причины возникновения агрессивных реакций отмечаются также дефекты в становлении самоидентичности: неустойчивость, спутанность, противоречивость и неопределенность Я - концепции, которая сводится у детей, воспитывающихся без семьи, к зыбкому набору случайных характеристик и может служить как причиной, так и следствием постоянного переживания глубокого эмоционального дискомфорта. У детей, растущих вне семьи, часто отсутствуют способы социального подкрепления представления о собственной ценности, столь важного для нормального развития личности. При этих условиях такой глубокий эмоциональный дискомфорт, как правило, выливается в агрессию.(Оля,Даша,Никита)
Слайд 12Особенности работы в детском доме
Работа в детском доме отличается от работы
в других образовательных учреждениях - детском саду, школе. Можно даже сказать, что у нас не работа, а уже стиль жизни, другой взгляд на привычные вещи, другое мышление. Есть два основных отличия - большая нагрузка и огромная ответственность.
Слайд 13Основы работы воспитателя в «семье»
Воспитатель в детском доме - это самый
главный человек, потому что именно на нем лежит ответственность за все, что происходит в его группе. Поведение детей, учеба, чистота, организация досуга, коррекционная работа - вот неполный перечень ключевых направлений работы воспитателя. И кроме ответственности за жизнь и здоровье детей, на воспитателе еще несоизмерима большая ответственность за души детей.
Бытует очень поверхностное мнение, что воспитатели детского дома занимаются только бытовым сопровождением детей, на самом же деле работа воспитателя сходна с работой врача. «Не навреди!» Иногда приходится делать больно во имя спасения, часто окунаешься в такую пучину боли и человеческих страстей…
Слайд 14Особенности работы воспитателей «семьи»
Все признают, что только личность может воспитать личность,
и что главный метод воспитания - это воспитание личным примером.
Дети - наше зеркало, и они берут пример именно с нас (другого примера у них пред глазами нет). Чтобы успешно работать с детьми, мы постоянно работаем над собой. А также, чтобы в процессе воспитания достигнуть положительного результата, требования к ребенку должны быть одинаковыми со стороны всех воспитателей.
Для этого между воспитателями нашей группы налажен тесный контакт. Мы передаем смену и в мельчайших подробностях рассказываем, как был прожит предыдущий день. На что обратить особое внимание.
Слайд 15Индивидуальные особенности подростков «семьи»
На данный момент мы работаем с
подростками.
А подростковый возраст сложен тем, что ребенку кажется, что он уже вполне взрослый и может без помощи воспитателей, учителей решать свои проблемы.
Подростки активно восстают против контроля и руководства (Максим,Оля,Никита) со стороны взрослых, отстаивая право на самостоятельность. Но отрочество – это еще не то время, когда дети могут совершенно обходиться без контроля, просто нужно поменять соотношение этого контроля. Кстати, сами дети, что бы они ни заявляли в момент конфликта, тоже активно нуждаются в помощи взрослых. (При разборе конфликтов)
Отсутствие внимания к своей жизни они считают проявлением безразличия и равнодушия. Поэтому очень важно, чтоб мы, взрослые, помогли подросткам справиться с внутренними конфликтами. Именно от нас требуется гибкость поведения и реагирования на потребности ребенка. Каким образом можно искать баланс контроля и самостоятельности?
Слайд 16Требования к воспитанникам нашей группы
К первой группе отнесли требования, выполнение
которых не обсуждается (не покидать стены детского дома без ведома воспитателя, звонить, когда задерживаешься).
Ко второй группе отнесли требования, варианты, выполнения которых мы как воспитатели готовы обсуждать с подростком (сколько времени проводить около телевизора, как планировать свободное время).
К третьей группе относится то, что ребенок решает самостоятельно, но вы готовы оказать ему помощь поддержкой или советом, если потребуется (с кем дружить, какие кружки посещать). Эти группы требований мы обсуждаем с детьми.
В декабре в нашу семью поступи Максим, который хлебнул свободу в полной мере и никак не мог понять, что гулять самостоятельно, где придется, не разрешается. Мы с ним беседовали примерно в такой форме: «Мы согласны, ты уже взрослый и многие вещи можешь решать сам. Например, нам кажется, что ты способен сам решать, какие кружки посещать. В некоторых случаях мы готовы обсуждать с тобой варианты. Например, как ты считаешь, сколько времени ты можешь проводить около телевизора? Но есть некоторые правила жизни в детском доме, которые тебе придется соблюдать, пока ты живешь с нами. Например, это касается «пустого времяпровождения на улице». Постепенно некоторые требования могут переходить из одной группы в другую: скажем, когда мы стали уверены в том, что Лена, способна самостоятельно планировать выполнение уроков, она стала учиться «на доверии»
Слайд 17Индивидуальный подход к эмоционально неуравновешенным подросткам
Немалую трудность доставляют нам частые перепады
настроения и эмоциональные срывы в школе у Даши, Оли. Подростки подобно маленьким детям, поступают под влиянием не осмысленных мотивов, и сиюминутных эмоциональных состояний. Работая с этими девочками, контролируем приступы гнева у подростков. Пытаемся сдерживать их желание вступить в конфликт.
По возможности стараемся уйти от конфликта, тем самым показываем пример подросткам. Если конфликт уже произошел, стараемся разобраться в его причинах. Не оправдываем поведение , если на это нет повода.
Обязательно обсуждаем с девочками причины возникновения ссоры и пути бесконфликтного выхода из нее. Собственным примером учим подростков не провоцировать конфликты. Не обсуждаем поведение ребенка ни с кем посторонним в его присутствии.
Слайд 18Как помочь подростку?
Если Вы стали замечать, что ребенок стал излишне раздражительным,
замкнутым и даже слегка агрессивным. Если старается больше времени проводить в одиночестве. Если у ребенка снизилась успеваемость и появились проблемы в поведении в школе – это значит, у ребенка начались подростковые проблемы. Как же помочь подростку справиться со своим состоянием?
Слайд 19Остановимся на основных методах работы с детьми группы риска в этом
направлении
С Ваней обсуждаем возможные последствия поведения, это предполагает владение педагогом умением предвидеть, предсказать, что произойдет в ближайший и отсроченный период, если не принимать никаких действий. Задача педагога поддержать подростка в любом выборе и выразить готовность помочь в любом случае.
Проектирование действий педагога и подростка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в произвольной форме.
В зависимости от характера проблемы и причин её вызвавших мы применяем ту или иную социально-педагогическую технологию, разрабатываем совместно с детьми наиболее оптимальные варианты разрешения того или иного противоречия. На данном этапе определяются также подростки ( Валера), которые отвечали бы за процесс позитивных изменений.
Слайд 20 метод работы с детьми - в нашей «семье»-»активное слушания ребёнка взрослым».
Беседуя,
надо повернуться лицом к ребёнку, внимательно глядеть ему в глаза (чтобы глаза были на одном уровне);
Видя негативные переживания ребёнка, не задавать ему вопросы, такая форма беседы не отражает сочувствие.
Держать паузу между репликами – это позволит ребёнку разобраться в своих чувствах.
Отвечая на переживания ребёнка, стараться точнее обозначить, что вы поняли те чувства, которые он испытывает.
Использование бесед, разговоров по душам, индивидуальных бесед помогает добиться некоторых результатов:
• Исчезают постепенно или значительно ослабевают отрицательные переживания ребёнка;
• Убедившись, что взрослый готов его слушать, ребёнок больше начинает рассказывать о себе; иногда в одной беседе «разматывается целый клубок проблем и огорчений»;
• Высказывая наболевшее, ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.
Слайд 21Метод «Принятие подростка»
Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что
его любят и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками
Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять
Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки
Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?»
Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была
Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых
Всегда старайтесь положительно оценивать ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения
Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.
Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам
Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей
Верьте в ребенка, и тогда он точно почувствует, что в «семье» ему лучше, чем во дворе, ведь здесь его поддерживают, принимают и уважают
Слайд 22 Метод Вовлечения подростков в занятия по интересам
Слайд 29Отмечаем дни рождения, прививаем традиции
Слайд 30Учимся парикмахерскому искусству
Слайд 32Посещаем театр, приобщаемся к искусству
Слайд 37Встречаемся с волонтерами, расширяем социальные связи