Слайд 1Использование игровых технологий
в коррекционном обучении
учащихся с РАС
(из опыта работы
в классе глубокой коррекции)
учитель I категории
МБОУ КШ «Надежда» г. Южно-Сахалинска
Пащенко Т.А.
Слайд 2РАС - расстройство аутистического спектра (сокращённо РАС) —общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности
поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими актами.
В Международной классификации болезней (МКБ-10) расстройства аутистического спектра не выделены отдельной категорией, но включены в рубрику F 84 «Общие расстройства развития». РАС объединяют детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, другие расстройства онтогенеза. В новую версию классификатора (МКБ-11) введена отдельная диагностическая единица «Расстройство аутистического спектра».
Слайд 3Наиболее существенные симптомы (особенности) детей с РАС:
одиночество ребенка, отгороженность от внешнего
мира;
отсутствие стремления к межличностному общению, избегание телесных контактов;
сопротивление любым переменам обстановки;
склонность к стереотипиям и сенсорным играм;
наличие сверхпривязанности к некоторым предметам;
однообразие интересов и пристрастий;
слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним;
неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;
речевые нарушения;
повышенная тревожность;
недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;
наличие ритуалов.
Слайд 4Основные принципы и правила работы для детей с ОВЗ:
- при организации
учебного процесса следует исходить из возможностей ребенка;
– задание должно лежать в зоне умеренной трудности,
но быть доступным;
- индивидуальный подход к каждому ученику;
- предотвращение наступления переутомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, включение в урок игры, использование интересных и красочных средств наглядности,);
- проявление педагогического такта.
Слайд 5Под игровыми технологиями в педагогической науке понимается обширная группа методов и приемов
организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В педагогическом процессе существуют группы игр, которые выполняют ряд функций: обучающие, воспитательные, развивающие, социализирующие, коммуникативные, творческие, диагностические, игротерапевтические и т.д.
Слайд 6
Стереотипная игра
У аутичного ребенка всегда есть любимые игры – одна или
несколько.
В таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая повторяющиеся странные действия (стереотипии).
Слайд 7Главные особенности стереотипных игр:
– цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для
окружающих;
– в этой игре подразумевается единственный участник – сам ребенок;
– повторяемость – ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций;
– неизменность – раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени;
– длительность – ребенок может играть в такую игру годами.
Стереотипная игра аутичного ребенка в начале коррекционной работы может стать основой построения взаимодействия с ним.
Слайд 8Начиная коррекционную работу с ребенком-аутистом, важно знать:
- На этапе налаживания контакта
не рекомендуется настаивать на проведении конкретных игр, выполнении определенных заданий. Будьте чутки к реакциям ребенка, действуйте в зависимости от ситуации, его желаний и настроения. Иногда он сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна. На начальных этапах работы, стоит принять предложение ребенка (не забывая, конечно, о целях работы).
- Все, что происходит на занятии, должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации.
Слайд 9- Помните, что поведение ребенка во время занятия может быть самым
разным. Если он вышел из состояния равновесия, следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный момент и постараться помочь ему выйти из состояния дискомфорта.
- Нужно быть готовым к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у разных детей с диагнозом аутизм может быть различной: на что один отреагировал вполне дружелюбно, у другого может вызвать резко отрицательную реакцию. Мало того, один и тот же ребенок может вести себя совершенно по-разному в похожих ситуациях. Не бойтесь пробовать! В случае, если ребенок принял предложенное, постараться развить ситуацию, если же возникла реакция отторжения, следует остановить игру. От вас потребуется определенная гибкость, позволяющая действовать в зависимости от развития событий.
Слайд 10Сенсорные игры
Сенсорными мы условно называем те игры, основная цель которых -
дать ребенку какие-либо чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.
Считается, что наладить контакт с ребенком-аутистом можно через стереотипную сенсорную игру.
Целесообразность проведения с аутичным ребенком таких игр основывается на положении о том, что сенсорный компонент имеет для него особую значимость.
Преимуществом всех сенсорных игр является то, что они полностью безопасны и направлены только на достижение положительных результатов.
Слайд 11Рекомендации по проведению сенсорных игр:
- Если ребенок не включается в игру,
не обращает внимания на ваши действия, не проявляет желания продолжить ваше совместное общение - не настаивайте! Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их. И снова – не ждите от ребенка активности, просто наблюдайте за ним, радуйтесь любому, самому минимальному его участию в игре, очень аккуратно дозируйте ваше с ним общение.
- Помните, что ребенка могут испугать новые действия, которые вы предлагаете. Поскольку предположить заранее, какое впечатление произведет на него сенсорный эффект, невозможно, то будьте осторожны: предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за тем, как реагирует ребенок, и при первых признаках тревоги, протеста, немедленно прекратите игру.
Слайд 12-Если ему понравилась предложенная Вами игра, Вам потребуется некоторое количество повторений.
Ребенку необходимо время, чтобы почувствовать, воспринять, запомнить новые ощущения.
-Следует учитывать тот факт, что произвольное внимание ребенка кратковременно и неустойчиво, поэтому, не затягивайте игру-обучение надолго. Сначала Ваши действия будут краткими: пусть ваш совместный урок длится всего три минуты. Главная задача на этом этапе - при помощи эмоционального воздействия сохранить логику и смысл урока-игры.
Слайд 13-Во время игры ребенок может отвлечься, начать что-то говорить, не относящееся
к данному моменту (детям-аутистам свойственны фразы-штампы из рекламных роликов или они могут как-то по-своему прокомментировать Ваши действия). Обязательно услышьте это. Улыбнитесь в ответ, повторите, что он сказал – неважно, что это будет. Главное – у вас с ним состоялось общение, Ваша ответная реакция станет для ребенка подтверждением, что вы его понимаете, что вызовет еще большее доверие к вам.
Слайд 14-Выбирая для урока игру, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты. Отталкивайтесь
от предпочтений ребенка, и от вашего педагогического чутья. Надо быть готовым к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет, но не с первого раза; а с чем-то не согласится категорически.
-Всегда есть опасность, что предложенные действия ребенок начнет воспроизводить в неадекватной форме. Не стоит ругать, запрещать. Просто аккуратно заберите тетрадь, учебник, а ребенка переключите на спокойную игру.
Слайд 15Значение и место игры в жизни ребенка:
«Используйте игру в общей
системе воспитания ребенка».
К.Д. Ушинский
«Игра служит источником развития ребенка».
А.С. Макаренко
«Игры должны служить преддверием для вещей серьезных».
Я.А. Коменский
«Игры снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний».
З. Фрейд
Слайд 17Список литературы
1. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты.
М.: ВЛАДОС, 2012г.
2. Гринспен С., Уидер С. На «ты» с аутизмом.
М.: Изд-во «Теревинф», 2016г.
3. Лебединская К.С., Никольская О.С. и др. Дети с нарушениями общения.
М.: Просвещение, 2017.
4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.
М.: МГУ, 2015г.
4. Никольская О.С. Аутичный ребенок.
М.: «Теревинф», 2011г.
5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок.
Пути помощи. - М.: Теревинф, 2015.
6. Панкова С.Ю. Работа с детьми с ОВЗ.
Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2014г.
7. Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012г. «Об образовании в РФ».
8. Приказ Минобразования РФ от 19 декабря 2014г. № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ».
9. Приказ Минобразования РФ от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении ФГОС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).