Слайд 1Интеграция детей с ОВЗ в школы и их обучение
Учитель-дефектолог: Чевычелова Ирина
Николаевна
Слайд 2Дети с ограниченными возможностями здоровья – группа детей с сенсорными, интеллектуальными,
эмоционально-волевыми,
физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии.
Эволюция понятия: «аномальные», «с отклонениями в развитии»,
«с особыми образовательными потребностями», «с ограниченными возможностями здоровья».
Дети с особыми образовательными потребностями – не является правоустанавливающим понятием, используется применительно
к обучающимся с несоответствием своих возможностей «общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным
нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения».
Слайд 3Интеграция – восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей.
Интегрированное обучение –
это совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов – специалистов.
Интегрируемый ребенок – ребенок , имеющий ограниченные возможности здоровья и способный посещать уроки в
общеобразовательной школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь.
Слайд 4Частичная интеграция – это целенаправленное расширение минимальных возможностей детей в области
социальной интеграции (для детей с сохранными потенциальными возможностями, но еще неспособных овладеть образовательным стандартом).
Дети с ограниченными возможностями здоровья включаются по 1–2 человека в обычные группы на отдельные занятия или на часть дня.
Инклюзия – это вовлечение в процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.
Слайд 5Коррекционное обучение — особый вид обучения, цель которого полное или частичное
преодоление имеющихся у детей
нарушений в развитии и обеспечение их потребности в личном росте и социализации.
Коррекционно-воспитательная работа — система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психического или физического развития детей и на их адаптацию в обществе.
Комбинированная интеграция – обучение или воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
(имеющих уровень психофизического и речевого развития, близкий к возрастной норме) по 1–2 человека в массовых группах (классах).
При этом дети получают постоянную коррекционную помощь у специалистов (сурдопедагога, тифлопедагога, дефектолога, логопеда).
Слайд 6Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано двумя
путями:
посредством открытия специального класса для данной категории детей в общеобразовательном учреждении;
путем совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, одном классе общеобразовательного учреждения.
Специальные классы могут создаваться для определенной категории детей (с нарушением слуха, или зрения, или задержкой психического развития и др.) или объединять различные категории детей (с задержкой психического развития и умственной отсталостью и др.).
Более пристального рассмотрения требует вопрос совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в одном классе с детьми, не имеющими подобных нарушений.
Слайд 7Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки
педагогов
общеобразовательных учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогам массовых школ основными методами
воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками. Учителя-дефектологи должны быть специально
подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях интегрированного обучения.
Учителя, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом-психологом заполняют на них карты сопровождения.
Слайд 8
Интегрированному обучению по программе общеобразовательной школы (при наличии соответствующих условий) подлежат
дети:
имеющие снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;
имеющие остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;
имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;
имеющие задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития.
Дети, имеющие тяжелые сенсорные, физические и интеллектуальные нарушения развития, которые не подлежат (или ограниченно подлежат) интегрированному обучению в общеобразовательных учреждениях:
имеющие потерю слуха (в речевой области) ниже 75 Дб (или сочетание снижения слуха с умственной отсталостью,
нарушением зрения, ДЦП);
имеющие потерю зрения ниже 0,1 (или сочетание снижения зрения с нарушением других зрительных функций, умственной отсталостью, нарушением слуха, ДЦП);
имеющие умственную отсталость в степени выраженной дебильности, имбецильности;
с ДЦП в сочетании с нарушениями интеллекта, слуха, зрения и функционально зависимые (не передвигающиеся самостоятельно, (не обслуживающие себя, требующие индивидуального ухода).
Слайд 9При интегрированном обучении для детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы
на основе базисного учебного
плана специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по
каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на
основании федеральных государственных образовательных стандартов.
Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счет части учебного плана,
формируемого участниками образовательного процесса, либо за счет реализации программ дополнительного образования
интеллектуально-познавательной направленности.
Если сроки освоения общеобразовательной программы не совпадают с нормой, то для детей с ОВЗ заводят отдельный классный
журнал, где фиксируют прохождение программного материала.
Слайд 10ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Особые образовательные потребности различаются у детей
разных категорий,
поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса , находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:
-начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного
нарушения развития;
-ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
-использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе
специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;
-индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
-обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
-максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Слайд 11Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому
ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого
разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную
речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь
каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Слайд 12Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с
ОВЗ в развитии являются:
игровые ситуации;
дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Слайд 13ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дети с ЗПР – это преимущественно дети
с нормальным интеллектом, у которых
отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).
Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому,
что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания.
Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются
причинами того, что эти дети, несмотря на их
возможности, не достигают в школе желаемых результатов.
При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного
материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.
Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения
доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов;
использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).
Слайд 14Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе,
успехе, доверии, рефлексии изученного.
Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру,
личностно ориентированных заданий поверили в
свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы
необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность
заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
Слайд 15Учителю необходимо:
следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала
проверять, понял ли его ребенок;
посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;
разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
требовать структурирования действий при делении и умножении чисел.
Повторение таблицы умножения остается хорошим упражнением слабых в счете обучающихся.