Презентация, доклад на тему Формирование диалогической речи дошкольников с ОНР

Проблема исследования. Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Согласно взглядам отечественных психологов общение выступает

Слайд 1Формирование диалогической речи дошкольников с ОНР
Выполнила : Ильясова Зиля Рудисовна
Научный руководитель:

Комарова Любовь Юрьевна
к.пед.н.,доцент

Формирование диалогической речи дошкольников с ОНРВыполнила : Ильясова Зиля РудисовнаНаучный руководитель: Комарова Любовь Юрьевнак.пед.н.,доцент

Слайд 2
Проблема исследования. Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных

в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Согласно взглядам отечественных психологов общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.
По мнению А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом . Исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Он традиционно рассматривался как обмен партнеров высказываниями-репликами. Внимание исследователей было сосредоточено, главным образом, на анализе диалога с точки зрения становления языковой компетенции ребенка.
Объект исследования: процесс развития диалогическая речь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с помощью игр-драматизаций.
Предмет исследования: развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами игр-драматизаций.

Научный аппарат

Проблема исследования. Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку

Слайд 3 Цель исследования: изучить возможности использования игр-драматизаций в развитии диалогической речи у

детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи. Гипотеза: развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет проходить эффективно при условии использования в процессе коррекционной логопедической работы игр-драматизаций. Исходя из цели, объекта, предмета исследования и выдвинутой нами гипотезы, были поставлены следующие задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2.Выявить особенности развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 3.Выявить педагогические условия по использованию игр-драматизаций в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 4.Разработать и апробировать комплекс упражнений по использованию игр драматизаций в коррекционной работе по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: изучить возможности использования игр-драматизаций в развитии диалогической речи у детей дошкольного

Слайд 4Методологической основой исследования являются – психолингвистические исследования о структуре речевой деятельности,

процессе порождения речевого высказывания А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.Р. Львова, принципы Р.Е. Левиной о связи речи с другими сторонами психического развития, положение о генезисе, структуре и функциях общения Л.С. Выготского, И.А. Зимней, В.С. Мухиной, принцип системности, онтогенетический и патогенетический принципы; положения о культурно-исторической теории развития высших психических функций (Л.С. Выготский); системный подход к речи (П.К.Анохин, В.И. Бельтюков, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, В.Н.Садовский, К.В.Судаков и др.); положения об общих и специфических особенностях нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, Л.И.Белякова, Т.А.Власова, Л.В. Занков, В.И Лубовский, В.Г.Петрова, Ж.И Шиф и др.).
Методы исследования:
теоретические: изучение и анализ научной литературы по данной проблеме;
эмпирические: для изучения уровня диалогической речи использована методика Р.Е. Левиной [24], для оценки формы общения использована методика М.И. Лисиной [27], включающие в себя серию заданий, педагогический эксперимент;
количественный и качественный анализ полученных данных, статистическая обработка результатов.
База исследования: детский сад компенсирующего вида МДОУ д/с «Ляйсан» село Ташлияр Муслюмовского района Республики Татарстан. В эксперименте принимали участие дети старшей группы.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а так же в обосновании применения игр-драматизаций в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость: результаты данной работы можно использовать в работе логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов и родителей.

Методологической основой исследования являются – психолингвистические исследования о структуре речевой деятельности, процессе порождения речевого высказывания А.А. Леонтьева,

Слайд 5Исследование проводилось на базе детского сада компенсирующего вида МДОУ д/с «Ляйсан»

село Ташлияр Муслюмовского района Республики Татарстан.
Первый этап был посвящен изучению специальной литературы по проблеме исследования. В задачу данного этапа входил анализ методик обследования особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и разработка структуры, содержания и методики констатирующего эксперимента.
Основной задачей второго этапа являлось проведение констатирующего эксперимента по выявлению особенностей диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; анализ результатов констатирующего эксперимента.
Задачей третьего этапа стало формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, анализ результатов экспериментальной деятельности.

Организация исследования

Исследование проводилось на базе детского сада компенсирующего вида МДОУ д/с «Ляйсан» село Ташлияр Муслюмовского района Республики Татарстан.

Слайд 6Констатирующий эксперимент проводился с 1 по 15 сентября 2011г. В экспериментальной

части нашей работы мы своей целью ставили – выявить особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Изучить диалогическую речь дошкольников с ОНР.
2. Определить уровень успешности выполнения заданий методики по диагностике диалогической речи детей.
3. Выявить особенности диалогической речи детей с ОНР.

Нами было проведено две серии заданий – беседа с ребенком по методике Р.Е. Левиной (для определения, каким образом дети 6 лет могут вступать в разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы), и методика М.И. Лисиной (направленная на обследование ведущей формы общения).

Констатирующий эксперимент проводился с 1 по 15 сентября 2011г. В экспериментальной части нашей работы мы своей целью

Слайд 7

Схема обследования включала следующие разделы:

Исследование проводилось по методикам Р.Е. Левиной и М.И. Лисиной и включало в себя несколько серий заданий. При их отборе предусматривалось наличие коммуникативной задачи для испытуемого, обеспечение естественных для диалогической речи условий, соответствие заданий возрастным особенностям и интересам дошкольников.
Первая серия заданий по методике Р.Е. Левиной предусматривала установление контакта с каждым ребенком, создание атмосферы дружеского общения.
С помощью второй серии заданий выявлялась форма общения детей шестого года жизни с ОНР. Для выявления формы общения дошкольников со взрослыми применялось апробированная на детях с нормальным речевым развитием методика М.И. Лисиной, которую мы использовали с некоторыми модификациями.
Первая модель, ситуативно-деловая форма общения. В этой ситуации организовывалась игра с участием взрослого.
Вторая модель, внеситуативно-познавательная форма общения. Общение осуществлялось на фоне чтения и обсуждения книг. Книги были подобраны соответственно возрасту детей и имели познавательный характер.
Третья модель, внеситуативно-личностная форма общения. В этой ситуации проводилась беседа с детьми на личностные темы.
Схема обследования включала следующие разделы:Исследование проводилось

Слайд 8Анализ результатов констатирующего эксперимента:

У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

снижена потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками.
Обращение к взрослому как к партнеру по деятельности отмечалось редко. Невелико было количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности относительно редко наблюдались личностные контакты со взрослым.
Предпочтительным видом коммуникации являлось совместное чтение и обсуждение книг.
У детей отмечалась содержательная бедность, структурная неполнота используемой речевой продукции.
Преобладавшее число контактов детей носило ситуативный характер. Выявился средний уровень личностной активности. Во время эксперимента дети использовали коммуникативные трудности.
Несформированность мотивационного компонента общения определила низкий уровень развития речевых средств: снижение речевой активности, низкий уровень переработки словесной информации, ситуативность речи и других особенностей коммуникативных умений, малоразговорчивость, малоинициативность, снижение активности общения.
Речь дошкольника с ОНР носит преимущественно ситуативный характер у детей нет навыков и умений связно излагать свои мысли, для них характерна подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями.


Анализ результатов констатирующего эксперимента:У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи снижена потребность в общении как со

Слайд 9На формирующем этапе эксперимента была апробирована система коррекционной работы, , направленных

на развитие диалогической речи детей с ОНР, которая опиралась на работы Антипиной А.Е., Артемовой Л.В., Вакуленко Ю.А., Тумановой Т.В., Филичевой Т.Б.

Для достижения этой цели мы ставили перед собой комплекс задач:
поддерживать у детей живой интерес к игре-драматизации, желание участвовать в действии и использовать для этого все окружающее пространство;
стимулировать эмоциональное восприятие детьми игр-драматизаций;
развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание;
воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения; побуждать детей к активному общению;
развивать навыки диалогической и монологической речи, учить детей эмоционально проговаривать фразы;
пополнять словарь лексикой, отражающей язык чувств и эмоциональное состояние человека;
развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем;
учить сочетать речь и движения;
учить находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях, развивать эмоциональную память;
формировать у детей представление об элементарных нравственно-этических нормах;
развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук;
привлекать родителей к активному участию в играх-инсценировках;
привлекать детей к режиссерской работе.

На формирующем этапе эксперимента была апробирована система коррекционной работы, , направленных на развитие диалогической речи детей с

Слайд 10Все обучение проводилось поэтапно: от знакомства с литературным произведением через работу

над ролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом) до показа стендового театра и постановки произведения. Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации.
Для формирования интонационной выразительности речи мы использовали специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков.
Для освоения выразительной речи мы вводили упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи.
В структуру занятий были включены этюды и упражнения на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов, мимики. Проводилась пальчиковая гимнастика, которая является подготовительным этапом в подготовке руки ребенка к управлению верховыми куклами.
В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи, использовалось моделирование. Замена абстрактных вербальных образов зрительными значительно облегчает обучение.
Были разработаны опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога. Детям предлагаются карточки с изображенными на них картинками-символами.
Таким образом, в процессе организации игр-драматизаций у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.

Все обучение проводилось поэтапно: от знакомства с литературным произведением через работу над ролью (техникой речи, интонацией, позой,

Слайд 14У детей шестого года жизни вследствие проведенного формирующего этапа исследования отмечается

динамика развития диалогического высказывания, вступления в контакт с людьми.
Дети с ОНР стали пользоваться всеми средствами общения, хотя и продолжают прибегать к экспрессивно-мимическим.
У детей повысилась потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Обращению к взрослому как к партнеру по деятельности стало отмечаться чаще. Увеличилось количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности, чаще наблюдались личностные контакты со взрослым. У детей отмечалось повышение структурной полноты используемой речевой продукции.
Преобладавшее число контактов детей перестало носить ситуативный характер.
Выявился высокий уровень личностной активности.

Таким образом, можно говорить о том, что успешному развитию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи способствовала работа с использованием игр-драматизаций.
Уровень развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР значительно повысился, следовательно, гипотеза о том, что развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи будет проходить эффективно при условии использования в процессе коррекционной работы игр-драматизаций экспериментально подтвердилась.

Анализ результатов экспериментальной деятельности

У детей шестого года жизни вследствие проведенного формирующего этапа исследования отмечается динамика развития диалогического высказывания, вступления в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть