Слайд 1
КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(проект)
Васильева О.С.
Учитель-логопед
МБОУ СОШ № 126 г.Снежинска
Слайд 2образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты),
организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации;
адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Слайд 3Предметом
регулирования настоящего ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются отношения
в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Слайд 4 Стандарт утверждает основные принципы:
создания благоприятной социальной ситуации развития и обучения
каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями;
взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками;
приобщения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Слайд 5Стандарт преследует следующие цели:
обеспечение государством равенства возможностей для каждого обучающегося с
ОВЗ и создания оптимальных специальных условий для получения качественного образования;
обеспечение государственных гарантий получения образования обучающимися с ОВЗ;
обеспечение государственных гарантий реализации заданных Стандартом дифференцированных уровней и вариантов образования обучающихся с ОВЗ;
обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации;
обеспечения равных возможностей социального развития и освоения образования обучающимся с ОВЗ независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня школьного образования.
Слайд 6Стандарт является основой для:
разработки и реализации всех видов образовательных программ ;
разработки нормативов финансового обеспечения реализации образовательных программ;
формирования учредителем государственного задания в отношении образовательных организаций;
объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям ФГОС к условиям реализации и структуре образовательных программ;
подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников;
Образовательные программы утверждаются Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС.
При разработке Программ Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы в соответствии с объёмом решаемых образовательных, педагогических задач.
Программы реализуются в течение всего времени пребывания обучающегося с ОВЗ в Организации.
Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества образования обучающихся с ОВЗ.
Слайд 7Специальные положения ФЗ «об образовании в РФ»
содержание образования и воспитания
обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой;
образование может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях;
государство обеспечивает подготовку педагогических работников;
при получении образования обучающимся предоставляются бесплатно специальные учебники и иная учебная литература;
родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей;
педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
обучающиеся не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК.
лицам с ОВЗ выдаётся свидетельство об обучении по образцу и в законном порядке.
Слайд 8Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна
Нарушения:
слуха;
зрения;
речи;
опорно-двигательного аппарата;
задержкой психического развития;
интеллекта;
расстройствами аутистического спектра;
множественными
нарушениями развития.
Слайд 9Для каждой категории детей с ОВЗ требуется дифференциация стандарта – разработка
вариантов, на практике обеспечивающих:
охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям;
преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребёнка к освоению цензового уровня образования, а также – ограничений в получении специальной помощи детьми с ОВЗ, включёнными в общий образовательный поток.
Слайд 10Современные тенденции в изменении состава обучающихся с овз
рост доли детей
с тяжёлыми комплексными нарушениями («утяжеление» состава обучающихся).
практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ достигает к началу школьного обучения близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.
Слайд 11Предметом стандартизации в стандарте образования обучающихся с ОВЗ становится сам уровень
образования, который в результате обучения осваивает ребёнок.
I уровень образования детей с ОВЗ – в целом соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту окончания школы, предполагая при этом удовлетворение образовательных потребностей как в «академическом» компоненте, так и в области жизненной компетенции ребёнка.
II уровень – не соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту окончания школы, предусматривается значительное сокращение «академического» компонента и специфическое расширение компонента жизненной компетенции.
III уровень – является индивидуальным и не соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту окончания школы. «Академический» компонент редуцируется до полезных ребёнку элементов знаний, и максимально расширяется область развития его жизненной компетенции.
Слайд 12Варианты фгос для разных категорий детей
Первый вариант стандарта - А
Обучающийся
получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
Второй вариант стандарта - В
Обучающийся получает образование, сопоставимое по уровню его «академического» компонента с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки и находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья.
Третий вариант стандарта - С
Образование не сопоставимо по конечному результату с образованием здоровых сверстников. «Академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции. Ребёнок находится в среде сверстников с ОВЗ.
Четвёртый вариант стандарта - Д
Обучающийся получает образование, уровень которого определяется его индивидуальными возможностями. При ограничении содержания «академического» компонента требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. Обучающийся находится в среде сверстников с различными ОВЗ.
Слайд 13Варианты ФГОС для разных категорий детей
Слайд 14Семь областей «академического» компонента
Язык – знания о языке и речевая практика
Математика – знание математики и практика применения математических знаний
Естествознание – знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром
Человек – знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми
Обществознание – знания о человеке в социуме и практика взаимодействия с близким и дальним социальным окружением; практика трудового взаимодействия
Искусство – знания в области искусств и практика художественных ремёсел
Физическая культура – знания о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни
Слайд 15Требования к результатам освоения программ
«АКАДЕМИЧЕСКИЙ» КОМПОНЕНТ
Подход к оценке знаний и
умений предлагается сохранить в его традиционном виде применительно ко всем вариантам стандарта. При этом учёт особых образовательных потребностей предполагает введение специальной и подробной шкалы оценок.
«ЖИЗНЕННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ»
Предлагается использовать метод экспертной группы. Она должна объединить представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненной компетенции.
Слайд 16Позиции оценивания
«жизненной компетенции»
адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации;
осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Слайд 17Требования к ресурсному обеспечению (условиям) получения образования детей с овз
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Характеристика необходимой квалификации педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в системе школьного образования
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Разрабатываемый стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. На образование должно быть предусмотрено подушевое финансирование.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Организация пространства обучения;
Организации временного режима обучения;
Организации рабочего места;
Технические средства обеспечения комфортного доступа ребёнка с ОВЗ к образованию;
Техническим средствам обучения;
Специальные учебники, рабочие тетради и дидактические материалы.