Слепота влечет за собой изменения в характере эмоциональных состояний в сторону преобладания астенических, подавляющих активность индивида настроений грусти, тоски либо повышенной раздражительности, аффективности.
Они отражают как характерные, так и случайные для человека особенности поведения.
Слепота вызывает болезненную реакцию личности в виде повышенной раздражительности, неадекватности поведения, безразличия к окружающему, инертности и т.п.
Однако в процессе компенсации дефектов психического развития, возникающих в результате утраты зрения, патологические изменения в эмоциональной сфере исчезают. Человек сознательно овладевает и управляет своим настроением.
Частые и длительные фрустрации могут принести к возникновению негативных характерологических черт личности (неуверенность в себе, когнитивная, аффективная и мотивационная ригидность).
В результате инвалид может вести себя агрессивно, отказываться от деятельности, переносить ее в воображаемый план.
Например, врожденная слепота не вызывает фрустрации, так как ребенок не ощущает потребности в зрительной перцепции, но влечет за собой сенсорную депривацию, снижая уровень сенсорной депривации,
и наоборот - наличие остаточного зрения, часто вызывает фрустрационные ситуации, когда использование зрения оказывается невозможным или дает неудовлетворитель-ные результаты.
Наблюдение за поведением слепых, оценка ситуаций, в которые они часто попадают, трудностей, испытываемых ими при ориентации в пространстве и социальной среде, дают основание предположить, что все это создает у них эмоциональное состояние напряженности (стрессовое состояние).
Однако по мере выработки компенсаторных приспособлении стресс постепенно снимается.
Следует помнить, что сильные стрессы ведут
к развитию возбуждения, что дезорганизует поведение человека, а их дальнейшее усиление - к развитию торможения, обусловливающего пассивность, отказ от деятельности.
При этом эмоциональное напряжение в ситуациях общения, при решении бытовых и личных проблем, психосоматических изменениях имеет, как правило, отрицательную окраску, т.е. слепые испытывают чувство дискомфорта.
В психологической литературе стрессы, сопровождаемые негативными переживаниями, получили название дистрессов.
Высокий уровень дистрессов у слепых бывает сопряжен со снижением уровня познавательных (когнитивных) процессов, неадекватным повелением,
а их частое повторение затрудняет адаптацию слепого, расширяет круг стрессоров, ведет к закреплению негативных реакций, а в конечном итоге появлению патохарактерологических черт личности.
Появляется необходимость радикальной перестройки деятельности - когнитивной, ориентировочной, коммуникативной.
В которых чаще всего возникают стрессогенные ситуации в связи с неблагополучным социально-психологическим положением слепого.
Эмоции, чувства и эмоциональные состояния имеют внешнее проявление в так называемых выразительных движениях: мимике, пантомимике и вокальной мимике (интонация и тембр голоса).
Редуцированность этих движений достигает такой степени, что даже безусловнорефлекторные пантомимические выразительные движения, сопровождающие состояния горя, радости, гнева и др., проявляются у них в весьма ослабленном виде. Исключение составляют только оборонительные движения, сопровождающие переживание страха.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть