Презентация, доклад на тему Эмоциональная сфера лиц с нарушениями зрения

Содержание

Важным показателем психической деятельности человека являются эмоциональные состояния - настроения, фрустрации, стрессы (дистрессы) и аффективные состояния. Слепота влечет за собой изменения в характере эмоциональных состояний в сторону преобладания астенических, подавляющих активность индивида настроений грусти, тоски либо

Слайд 1«Эмоциональные состояния и внешнее выражение эмоций слепых.»
Выполнила: педагог-психолог
Кузина Ольга Александровна



«Эмоциональные состояния и внешнее выражение эмоций слепых.»Выполнила: педагог-психологКузина Ольга Александровна

Слайд 2Важным показателем психической деятельности человека являются эмоциональные состояния - настроения, фрустрации,

стрессы (дистрессы) и аффективные состояния.

Слепота влечет за собой изменения в характере эмоциональных состояний в сторону преобладания астенических, подавляющих активность индивида настроений грусти, тоски либо повышенной раздражительности, аффективности.

Они отражают как характерные, так и случайные для человека особенности поведения. 

Важным показателем психической деятельности человека являются эмоциональные состояния - настроения, фрустрации, стрессы (дистрессы) и аффективные состояния. Слепота

Слайд 3Эмоциональные состояния имеют субъективный характер. Однако они всегда детерминируются внешними воздействиями.


Слепота вызывает болезненную реакцию личности в виде повышенной раздражительности, неадекватности поведения, безразличия к окружающему, инертности и т.п.

Однако в процессе компенсации дефектов психического развития, возникающих в результате утраты зрения, патологические изменения в эмоциональной сфере исчезают. Человек сознательно овладевает и управляет своим настроением.

Эмоциональные состояния имеют субъективный характер. Однако они всегда детерминируются внешними воздействиями. Слепота вызывает болезненную реакцию личности в

Слайд 4Глубокие нарушения зрения затрудняют или делают невозможным удовлетворение ряда насущных потребностей.

В результате возникает эмоциональное напряжение - следствие блокирования цели более или менее непреодолимым препятствием. Подобные состояния в психологии называют фрустрацией. Невозможность реализовать сиюминутную потребность из-за наличия какого-либо препятствия практически дезориентирует сознание и деятельность, создает неблагоприятный эмоциональный фон.
Глубокие нарушения зрения затрудняют или делают невозможным удовлетворение ряда насущных потребностей. В результате возникает эмоциональное напряжение -

Слайд 5С последним, видимо, связано чисто
встречающееся у слепых патологическое фантазирование.
Например,

стремление использовать остаточное зрение при чтении рельефного шрифта и в других подобных операциях, не дающее необходимого эффекта, может вызывать ощущения напряжения, тревожности, отчаяния и т.п.

Частые и длительные фрустрации могут принести к возникновению негативных характерологических черт личности (неуверенность в себе, когнитивная, аффективная и мотивационная ригидность).

В результате инвалид может вести себя агрессивно, отказываться от деятельности, переносить ее в воображаемый план.

С последним, видимо, связано чисто встречающееся у слепых патологическое фантазирование. Например, стремление использовать остаточное зрение при чтении

Слайд 6Некоторые исследователи указывают, что длительная фрустрация может переходить в депривацию. Но

смешивать эти состояния не следует.

Например, врожденная слепота не вызывает фрустрации, так как ребенок не ощущает потребности в зрительной перцепции, но влечет за собой сенсорную депривацию, снижая уровень сенсорной депривации,

и наоборот - наличие остаточного зрения, часто вызывает фрустрационные ситуации, когда использование зрения оказывается невозможным или дает неудовлетворитель-ные результаты. 

Некоторые исследователи указывают, что длительная фрустрация может переходить в депривацию. Но смешивать эти состояния не следует. Например,

Слайд 7Особенно отчетливо стрессовые состояния проявляются непосредственно после утраты зрения, которая ведет

к нарушению гомеостазиса (постоянства внутренних условий функционирования организма в связи с нарушением его взаимодействия с окружающей средой).

Наблюдение за поведением слепых, оценка ситуаций, в которые они часто попадают, трудностей, испытываемых ими при ориентации в пространстве и социальной среде, дают основание предположить, что все это создает у них эмоциональное состояние напряженности (стрессовое состояние).

Однако по мере выработки компенсаторных приспособлении стресс постепенно снимается.

Особенно отчетливо стрессовые состояния проявляются непосредственно после утраты зрения, которая ведет к нарушению гомеостазиса (постоянства внутренних условий

Слайд 8Поэтому чрезвычайно важной представляется работа по социально-психологической реабилитации, начинать которую следует

непосредственно после появления дефекта (или его осознания при ранней или врожденной слепоте) в целях выработки адекватной установки и компенсаторных приспособлений.

Следует помнить, что сильные стрессы ведут
к развитию возбуждения, что дезорганизует поведение человека, а их дальнейшее усиление - к развитию торможения, обусловливающего пассивность, отказ от деятельности.

Поэтому чрезвычайно важной представляется работа по социально-психологической реабилитации, начинать которую следует непосредственно после появления дефекта (или его

Слайд 9Однако нужно иметь в виду, что при прочих равных условиях лица

с глубокими нарушениями зрения оказываются в стрессогенных ситуациях значительно чаще, чем зрячие.

При этом эмоциональное напряжение в ситуациях общения, при решении бытовых и личных проблем, психосоматических изменениях имеет, как правило, отрицательную окраску, т.е. слепые испытывают чувство дискомфорта.

В психологической литературе стрессы, сопровождаемые негативными переживаниями, получили название дистрессов.

Однако нужно иметь в виду, что при прочих равных условиях лица с глубокими нарушениями зрения оказываются в

Слайд 10Переживаемые при дистрессе негативные эмоции (чувство отчужденности, ненужности, тревожности, обиды, виновности,

несправедливости судьбы и т.п.) оказывают отрицательное влияние на деятельность вплоть до полной ее дезорганизации.

Высокий уровень дистрессов у слепых бывает сопряжен со снижением уровня познавательных (когнитивных) процессов, неадекватным повелением,

а их частое повторение затрудняет адаптацию слепого, расширяет круг стрессоров, ведет к закреплению негативных реакций, а в конечном итоге появлению патохарактерологических черт личности.

Переживаемые при дистрессе негативные эмоции (чувство отчужденности, ненужности, тревожности, обиды, виновности, несправедливости судьбы и т.п.) оказывают отрицательное

Слайд 11Наиболее отчетливо дистрессы наблюдаются при внезапной утрате зрения в зрелом возрасте,

в этом случае происходит экстремальное изменение жизненной ситуации, окружающий мир как бы преобразовывается, становится чуждым, непонятым, полным опасностей.

Появляется необходимость радикальной перестройки деятельности - когнитивной, ориентировочной, коммуникативной.

В которых чаще всего возникают стрессогенные ситуации в связи с неблагополучным социально-психологическим положением слепого.

Наиболее отчетливо дистрессы наблюдаются при внезапной утрате зрения в зрелом возрасте, в этом случае происходит экстремальное изменение

Слайд 12Выразительные движения при глубоких нарушениях зрения ослаблены, причем степень редуцированности мимики

и пантомимики зависит от времени появления и степени расстройств зрения.

Эмоции, чувства и эмоциональные состояния имеют внешнее проявление в так называемых выразительных движениях: мимике, пантомимике и вокальной мимике (интонация и тембр голоса).

Редуцированность этих движений достигает такой степени, что даже безусловнорефлекторные пантомимические выразительные движения, сопровождающие состояния горя, радости, гнева и др., проявляются у них в весьма ослабленном виде. Исключение составляют только оборонительные движения, сопровождающие переживание страха.

Выразительные движения при глубоких нарушениях зрения ослаблены, причем степень редуцированности мимики и пантомимики зависит от времени появления

Слайд 13Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть