Слайд 1к.п.н., профессор
Смолькина Татьяна Петровна
ЭЛЕМЕНТЫ АКТЕРСКОГО И РЕЖИССЕРСКОГО МАСТЕРСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
Слайд 2План:
Педагогическая и актерская деятельность
Принципы системы К.С.Станиславского в педагогической деятельности
Правила развития творческих
качеств личности
Практические задания для развития артистизма и навыков режиссерской деятельности
*
Слайд 3К.С.Станиславский
«…Без техники, без виртуозности, без упражнения искусства не существует.
Мастерство —
есть основа, без которой немыслимо искусство. Что за художник, если он не различает оттенки красок и не знает законов композиции?»
*
Слайд 4Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев) Родился 5 (17) января 1863г.
В Москве. Умер 7 августа 1938 года. Русский театральный режиссёр, актёр и преподаватель. Основатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Народный артист СССР.
*
Принадлежал по рождению и воспитанию к высшим кругам русских промышленников, был в родстве со всей именитой купеческой и интеллигентной Москвой.
Всего у него было девять братьев и сестёр.
В 1888 году был одним из основателей Московского общества Искусства и Литературы.
В 1898 году, совместно с Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр..
Слайд 5Современный педагог - это
*
яркая индивидуальность, творческая личность, проявляющая эмпатию, умеющая решать
проблемные ситуации, умеющая заинтересовать, находить творческие подходы в объяснении материала, увлекающая учеников творчеством, процессом саморазвития.
Слайд 6Общие черты, сближающие педагогическую и актерско-режиссерскую деятельность:
*
живое сотрудничество с людьми, взаимодействие
самых разных индивидуальностей;
активное воздействие человека на человека, вызов определенного переживания друг у друга;
творческая деятельность осуществляется публично, она регламентирована во времени;
чувства и переживания актера и зрителя, педагога и ученика созвучны, согласованны, творчество носит коллективный характер.
Слайд 7Отличия в профессиональной деятельности педагога и актера
*
Слайд 9Цель заимствования элементов театральной педагогики -
воспитание не актера с качествами педагога,
но педагога с качествами актера и режиссера, которые проявляются в зависимости от педагогических задач.
*
Слайд 10Принципиальное сходство и отличия
структурно-функциональных и процессуальных характеристик:
*
необходимость собственного самостоятельного творчества
и импровизационного взаимодействия в процессе публичной коммуникации;
совпадение целевых установок, в основе которых лежит владение вниманием аудитории и целенаправленное аффективное воздействие, способствующее возникновению интереса;
сопряжённость этих видов деятельности со специфическими профессиональными эмоциями;
зависимость восприятия от специфики личного воздействия на сферу неосознаваемого;
общность инструмента воздействия (психофизической природы учителя и актёра);
близость содержательного компонента деятельности;
сложные требования, предъявляемые к психике педагога и актёра этими видами творческого труда.
Слайд 11 Принципы системы К.С.Станиславского
в педагогической деятельности
*
Слайд 12К.С.Станиславский
*
«Талант—это счастливая комбинация многих творческих способностей человека в соединении с
творческой волей:
... наблюдательность, впечатлительность, память, темперамент, фантазия, воображение, внутреннее и внешнее воздействие, перевоплощение, вкус, ум, чувство внутреннего и внешнего ритма и темпа, музыкальность, искренность, непосредственность, самообладание, находчивость, сценичность и пр. …
Нужны выразительные данные, чтобы воплощать создания таланта, то есть нужен хороший голос, выразительные глаза, лицо, мимика, линии тела, пластика и пр.».
Слайд 14Стадии органического процесса общения актёра с аудиторией
*
Выход артиста на сцену. Рассматривание
всех присутствующих. Ориентирование и выбор объекта.
Подход к объекту, привлечение на себя его внимания.
Зондирование души объекта «щупальцами глаз».
Передача своих видений объекту.
Отклик объекта и обоюдный обмен «лучеиспускания» и «лучевосприятия» душевных токов.
Слайд 15Основные этапы
процесса творчества артиста
*
Подготовительный процесс «воли». Артист (педагог) готовится к предстоящему
творчеству
Процесс «искания»
Процесс «переживания». Создание в мечтах внутреннего и внешнего образа изображаемого лица
Процесс «воплощения»
Процесс «слияния». Артист должен соединить до полного слияния как процесс «переживания», так и процесс «воплощения»
Процесс «воздействия» на зрителя (урок)
Слайд 16Система К.С.Станиславского
- не только наука об актерском творчестве, но и
наука о том, как развить и обогащать различные способности, повышать творческий потенциал.
*
Слайд 17Главная цель системы К.С.Станиславского
— не подменять собой творчество актера, а,
напротив, создавать условия для наиболее полного и свободного раскрытия его способностей.
*
Слайд 18Основные принципы системы:
*
Основной принцип реалистического искусства - жизненная правда
Учение о сверхзадаче
Общая
сверхзадача,
Этапные сверхзадачи,
Ситуативные сверхзадачи.
Принцип активности и действия
Слайд 19Метод физических действий
*
Данный метод открывает дорогу чувству.
Действия всегда поддаются контролю,
постепенно сосредоточивают внимание на работе, отвлекают от постороннего, постепенно подводя к нужному состоянию.
Не ждите появления чувства, действуйте!.. чувство придет само в процессе действия.
Слайд 21*
Актер 1 типа –
с инициативой, воображение работает самостоятельно, неустанно,
без особых усилий.
Режиссеру с таким актером работать очень легко.
Учитель 1 типа —
с инициативой, развитым воображением, своеобразно строит уроки, увлекает детей, этим развивая и их воображение.
Обычно содержание излагаемого материала у него резко отличается от изложения материала учебника.
Оно живо и почти осязаемо, дети видят то, о чем говорит учитель. У такого учителя легко учиться!
Такие учителя не ждут новых инструкций, они сами находятся в постоянном поиске новых методов работы.
Слайд 22*
Актер 2 типа –
актер без инициативы, но легко схватывает то,
что подсказывают, и самостоятельно развивает.
Этому типу людей достаточна хорошая зацепка, верная подсказка. С такими людьми тоже нетрудно работать.
Учитель 2 типа —
без инициативы важно оттолкнулся от своеобразной подсказки, без этого они чувствуют себя неуверенно.
Роль такой подсказки может сыграть и конспект урока, и материал учебника, и новая инструкция, и методическая разработка, и опыт работы других учителей и т.д. Толчок дан, и дальше развитие идет самостоятельно.
Детям с таким учителем так же легко работать, как и с учителем 1 типа, так как для них в тайне остается поиск учителя, они лишь соучастники с ним интересной, результативной работы.
При целеустремленной работе над собой легко можно приблизиться к 1 типу учителей
Слайд 23*
Актер 3 типа –
актер схватывает подсказку, но не развивает ее,
нет к этому способностей.
С такими актерами у режиссера постоянно возникают трудности.
Выход — в постепенном развитии способностей
Учитель 3 типа —
работает неровно, уроки то удаются, то нет. Интерес у детей распределяется тоже неровно: там, где удастся учителю ясно увидеть, развить материал, и дети ясно его видят, а где наступает спад воображения, и у детей меньший интерес.
Такие учителя обычно стараются хорошо, точно передать материал учебника, но не более того.
Они хорошие исполнители инструкций, разработанной методики, но в их работе нет полета, новизны
Слайд 24*
Актер 4 типа –
актер сам не творит и не схватывает
того, что дают.
В этом случае К.С.Станиславский категоричен: нельзя такому человеку быть артистом (и вполне оправдана эта категоричность).
Учитель 4 типа —
Для такого учителя ничего не значит ни хороший учебник, ни методические разработки, ни инструкции. Нет чутья, нет умения ни увидеть, ни вообразить. Все формально, неумело, профессионально безграмотно.
Таких учителей не должно быть!
Слайд 25Правила развития творческих качеств личности
*
Слайд 26*
1. Тренируйте ум в решении логических задач.
2. Находите причины каждого отрицательного
явления в жизни, причины собственных неудач и загадочных научных педагогических проблем.
3. Критически относитесь к каждому сомнительному факту, сенсациям, своим собственным идеям, считая, что они не могут быть совершенными, всегда спрашивайте себя: "Что еще можно сделать для улучшения разработанной идеи?".
4. Развивайте у себя вдумчивое отношение к самому будничному делу. Иногда "мелочи" могут стать основой решения проблемы, главным аргументом в научном и исследовательском поиске.
5. Совершенствуйте склонность к остроумию, неожиданным решениям, разумному риску, дерзости в интересах дела.
Правила 1-5 (13)
Слайд 27*
6. Узнавайте себя. Хорошее знание своих сил и способностей, умение управлять
собой стимулирует деятельность сознания, создает творческое настроение, приносит радость.
7. Развивайте способность смотреть на обычное под необычным углом зрения.
8. Дисциплинируйте работу своего мозга, не позволяйте себе отвлекаться, заставляйте голову работать для живого дела, для практического осуществления вашей мечты.
9. Учитесь говорить точно, ярко, образно, логично, литературно правильно. Старайтесь говорить своими словами, изредка прибегая к определенным конспективным записям, так как они дисциплинируют речь, не позволяют отвлекаться с рассуждениями.
Правила 6-9 (13)
Слайд 28*
10. Ищите объяснение любому явлению. Почаще задавайте себе вопросы типа: "А
почему, зачем, для чего?", "А что, если сделать не так, а иначе (указать как)?" и др.
11. Сами ищите ответы на вопросы жизни, не пользуйтесь готовыми мыслями, не сопоставив их с научными выводами.
12. Чаще прислушивайтесь к людям опытным, знающим жизнь, а также теоретически обоснованным тем или иным действиям, поступкам.
13. Не разделяйте учения и своего собственного умственного развития. Используйте для этого любое дело, любое учебное занятие или задание. Задавайте вопросы тем, кто вас учит, а больше всего спрашивайте себя сами; прежде, чем услышать ответ, подумайте, что бы вы сами сказали по этому поводу.
Правила 10-13 (13)
Слайд 29Упражнения
для развития навыков режиссерской деятельности и артистизма
*
Слайд 30Упражнение. Зеркало
*
Артисты гримируются перед зеркалом. Встаньте в парах, лицом друг к
другу. Один из вас артист, а другой - зеркало. "Зеркало" внимательно следит за движениями "артиста" и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест! Что может делать артист? Надевать парик, укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы и т.д. Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смеяться при этом!
Слайд 31Упражнение. Скульптор и модель.
*
Представьте, что вы скульптор и из глины творите
образы людей разных профессий: шахтера с отбойным молотком, спортсмена-лучника и т.д. Скульптор задумывает, в каком положении фигура каждого будет воплощена в скульптуре. Ваш товарищ будет "моделью". Он послушно принимает позы, которые будет требовать от него скульптор. "Модель" не знает, что из нее хотят слепить! Скульптор сначала "лепит" ноги, увеличивает наклон корпуса, изменяет положение рук и головы. Когда работа закончена, скульптор говорит: "Готово". "Модель" должна определить, чей образ запечатлен в ней. Я командую: "Оживи". Модель оживает и делает движения, которые ей кажутся соответствующими образу, воплощенному в "скульптуре".
Слайд 32Упражнение. Импровизация сказки
*
Группа делится на подгруппы, каждая из подгрупп выбирает себе
режиссера и подбирают для инсценировки хорошо известную сказку, распределяют роли.
Требуется говорить своими словами, но при этом сохранять сюжетную линию сказки.
Для разнообразия действий и активизации воображения можно использовать прием «инверсия» – «сделай наоборот».
Одна подгруппа играет «сказку-наоборот». Вторая подгруппа должна угадать, какая сказка была переделана режиссером и актерами.
Слайд 33Упражнение. Развитие воображения.
*
Уметь неинтересный предмет превращать в интересный.
Обращаться с карандашом,
как с заряженным револьвером.
Ходить по полу, как по луже, песку, грязи.
Играть в детские игры: машинки, пожарные, лошадки...
Искать сходство или общее между очень разными предметами.
Составить рассказ от имени предмета или описать предмет как человека (возраст, характер, привычки и т. д.).
Слайд 34Информация для расширения кругозора:
спектакль «ПРИНЦЕССА ТУРАНДОТ»
Жестокая красавица китайская принцесса
Турандот не желает выходить замуж. Чтобы женихи не одолевали, она придумала им невыполнимую задачу — разгадать три труднейшие загадки, а кто не угадает — того казнить. Поток влюбленных не иссякает. Каждому прибывающему очередному жениху она загадывает свои загадки, после чего несчастного уводят на казнь. Но вот появляется ещё один влюблённый — зрители знают, что это принц Калаф, но коварной Турандот ещё предстоит это выяснить. Она, как всегда, загадывает свои загадки…
После различных трагедийных и комедийных приключений сказка заканчивается всеобщей влюбленностью и свадьбой враз подобревшей принцессы и благородного принца.
Зрелищность привносят четыре персонажа — классические маски итальянского театра комедии дель арте: Тарталья, Труффальдино, Панталоне, Бригелла.
*
Спектакль поставлен в 1922 году в Третьей студии МХАТ Евгением Вахтанговым
по сказке Карло Гоцци, считается шедевром театра.