Слайд 1Библиотечное обслуживание
Групповое и фронтальное (массовое)
Слайд 2Школьные библиотеки – основные направления работы
Библиотечное обслуживание
Планирование и отчетность. Выполнение средних
показателей
Организация книжного фонда. Учет. Сохранность
Комплектование
Повышение квалификации
Слайд 3Библиотечное обслуживание
Деятельность библиотеки по пропаганде и выдаче произведений печати и других
документов или их копий, оказание помощи в их выборе и использовании обеспечению (ГОСТ 7.26-80)
Совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей пользователей путем предоставления библиотечных услуг (ГОСТ 7.0-99)
Слайд 4Принципы БО
Систематичность
Дифференцированный подход
Диалогичность
Наглядность
Целесообразность развития
Демократизации
Комфортности
Слайд 5Процесс организации обслуживания
Изучение пользователей
Выбор режима и формы обслуживания
Анализ информационных ресурсов
Анализ эффективности
инструментов навигации
Подготовка или приобретение информационной продукции
Изучение эффективности обслуживания
Слайд 6Структура библиотечного обслуживания
Абонемент
Читальный зал
Уголок СБА
МБА
Пункты внестационарного обслуживания
Слайд 7Основные направления библиотечного обслуживания
Индивидуальное
Групповое
Фронтальное (массовое)
Слайд 8Основные направления БО
Индивидуальное (беседа- при записи в библиотеку, о рекомендуемой литературе,
о прочитанных книгах, планы чтения, индив. информирование)
Групповое – информ. потребности малых групп с общими интересами
Фронтальное – информ. потребности большинства читателей
Слайд 9Формы массовой работы
Книжные выставки
Дни информации
Дни специалиста
Открытые просмотры литературы
Тематические плакаты, альбомы, папки
Обсуждение
книг
Обзоры
Вечера, утренники, театрализованные представления
Читательские диспуты, конференции и др.
Слайд 101917-1930 — тематические пропагандистские выставки, выставки новых поступлений, дискуссионные формы массовой
работы
1930-е-1950-е — тематические выставки, беседы, рекомендации, планы чтения, устные журналы.
1950-е-1970-е — тематические выставки, выставки новых поступлений, выставки-просмотры, комплексные формы: Дни информации, читательские конференции, устные журналы, литературные вечера, рекомендации.
Эволюция выставок
Слайд 111970-е-1986 — тематические выставки, выставки новых поступлений, выставки-просмотры, комплексные формы: Дни
информации, Дни специалиста, Недели информации, читательские конференции, клубы, литературные вечера, рекомендации, лектории.
1986-2000 — тематические выставки, выставки-просмотры, интерактивные формы выставочной работы
Эволюция выставок
Слайд 12Виды выставок
по статусу (выставки могут быть самостоятельными или являться составной частью
крупного досугового мероприятия);
по содержанию (универсальные, отраслевые или персональные);
по целевому назначению (организованы в помощь образованию и самообразованию, в целях информирования);
по хронологическому признаку (время публикации и поступления в библиотеку) — выставки новых поступлений, изданий разных лет, «забытых книг»;
•
Слайд 13Виды выставок
по месту экспонирования (организованные в библиотеке или передвижные);
по срокам функционирования
(постоянные экспозиции, напр. мемориальные выставки писателя, чье имя носит библиотека; длительные и кратковременные);
по полноте раскрытия фонда (выставки-просмотры, локальные и полочные);
Слайд 14Признаки выставки (Л. В. Беляков)
по продолжительности функционирования (постоянная, единовременная);
по тематической направленности
(широкого направления, узкотематическая);
по видам представленных изданий (книжная, периодических изданий, комплексная);
по месту расположения (в витрине библио-теки, на абонементе, в читальном зале);
по взаимодействию с другими формами работы (самостоятельная в составе комплекса мероприятий) и др.
Слайд 15Признаки выставок ( Л. В. Беляков)
•
по конструкционным особенностям (витринные, на выставочных
стеллажах, внутриполочные, «развалы» на столах );
по основанию для проведения (по заказу учреждений, предприятий; по предложению читателей, по плану работы библиотеки);
по степени доступности (платные и бесплатные);
по источникам финансирования (бюджетные или внебюджетные)
Слайд 16
•
Виды выставок по О. П. Зыкову
Просмотры: полнота экспонируемой литературы, сложная структура
экспозиции, особая замкнутая среда. По содержанию могут быть универсальными, отраслевыми и тематическими. Могут проводиться как самостоятельное мероприятие или в комплексе с библиографическими обзорами, лекциями, консультациями.
Локальные выставки организуются как информационные выставки новинок или рекомендательные ретроспективные выставки.
Полочные — пропаганда отдельных документов в условиях открытого доступа
Слайд 17Алгоритм подготовки выставки
1. Определение, уточнение и согласование темы, целевого и читательского
назначения.
2. Предварительное знакомство с темой, определение направления поиска, примерного круга источников и вероятной структуры выставки
3. Выявление методических рекомендаций, библиографических указателей по теме выставки и просмотр этих вторичных источников информации.
4. Выявление источников по СБА библиотеки и подбор выявленной литературы в фонде
Слайд 18Алгоритм подготовки выставки
5. Просмотр, отбор и группировка литературы в соответствии со
структурой выставки.
6. Определение названий разделов, заголовка, подбор цитат, иллюстраций, предметной среды.
7. Оформление выставки.
8. Реклама выставки внешняя и внутренняя.
9. Докомплектование выставки.
10. Учет эффективности выставки.
11. Создание паспорта выставки
Слайд 19Виды обзоров
по целевому и читательскому назначению: информационные и рекомендательные;
по содержанию: на
тематические, персональные, обзоры новой литературы, библиографических пособий;
по видам включенных изданий: на обзоры книг, журналов, специальных видов литературы и других документов;
по форме: на устные, письменные (печатные), наглядные и смешанного характера.
Слайд 20Критерии оценки качества обзора
1. Актуальность темы
2. Целевое назначение
3 Читательское назначение
4. Доступность
содержания обзора
5. Убедительность содержания
6. Значимость содержания
7. Логичность изложения
8. Культура речи в проведении обзора
9. Эмоциональность подачи материала
10. Заинтересованность аудитории
11. Оформление обзора
12. Общее впечатление