Слайд 1 Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Слайд 2Критика – изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков.
С.И.Ожегов
Критическое мышление – это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.
Слайд 3«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед
собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.
... Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений»
Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж.
Слайд 4
Цель технологии РКМЧП:
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе,
но и в обычной жизни.
Умение принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.
Слайд 5Задачи технологии РКМЧП
Формирование нового стиля мышления
Развитие умения извлекать актуальную информацию
Развитие умения
систематизации своего и чужого опыта по изучаемым вопросам, анализа его ценности для развития собственного понимания
Формирование способности к самостоятельной постановке цели обучения
Формирование базовых качеств личности
Формирование культуры чтения
Слайд 6Идеи технологии РКМЧП
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны
рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Слайд 7Три этапа базовой модели развития критического мышления
Вызов
Осмысление
Рефлексия
Слайд 8Вызов
УЧИТЕЛЬ
Провоцирует ученика
Задает вопросы
Создает
ситуацию актуализации опыта ученика
Формирует мотивацию ученика
УЧЕНИК
Отвечает на провокацию
Вспоминает все, что знает по данной теме
Формулирует первые гипотезы
Определяется в своих мотивах и целях
Слайд 9Осмысление
УЧИТЕЛЬ
Предлагает опорный текст по
теме
Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии
Управляет групповой динамикой
Поддерживает мотивацию и цели
Учит работать сообща
УЧЕНИК
Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии
Участвует в групповом взаимодействии
Подкрепляет и делает коррекцию своих целей
Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации
Учится работать сообща
Слайд 10Рефлексия
УЧИТЕЛЬ
Управляет подведением итогов
Ставит новые вопросы
и задачи на будущее
Оценивает деятельность ученика
УЧЕНИК
Суммирует в групповой работе весь изученный материал
Задает вопросы на будущее
Делает самооценку своей деятельности
Слайд 11Условия развития у школьников критического мышления:
каждый учащийся способен на критическое мышление;
необходимо
ценить любые проявления критического мышления.
важно представить время и возможность для приобретения опыта критического мышления;
необходимо давать учащимся возможность размышлять;
важно принимать различные мнения и идеи;
целесообразно способствовать активности учащихся в процессе обучения;
необходимо убедить учащихся, что они не рискуют быть высмеянными
Слайд 13Разные технологические приёмы в рамках технологии РКМЧП
«Корзина» идей, понятий, имен…;
Чтение с
остановками;
Кубик Блума;
Линии сравнения;
Верные и неверные высказывания;
Толстые и тонкие вопросы;
Синквейн;
Диаманта;
Плюс – минус – интересно;
Инсерт;
Кластер;
З – Х – У;
Шесть шляп мышления.
Слайд 14Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
Этот приём организации индивидуальной и групповой работы
учащихся в начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме .
На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают по изучаемой теме
Слайд 16Приём «Чтение с остановками»
Примерные вопросы:
▪ По названию предположите, о чем будет
рассказ?
▪ Какие события могут произойти в описанной
обстановке?
▪ Какие ассоциации вызывают у вас
имена, фамилии героев?
▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие
ощущения у вас возникли?
▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
неожиданным?
▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы
бы закончили его?
▪ Что будет с героем после событий рассказа?
Слайд 17
Приём «Кубик Блума»
На гранях кубика написаны начала вопросов:
«Почему»,
«Объясни»,
«Назови»,
«Предложи»,
«Придумай»,
«Поделись»
Учитель (или ученик) бросает
кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Слайд 18
Приём «Линии сравнения»
Составление сравнительных таблиц можно использовать
как на стадии вызова, так
и на стадии осмысления. Сравни-
тельные таблицы позволяют более качественно подготовить домашнее задание, так как являются уже готовой памяткой, сделанной на уроке. При использовании приёма «Линии сравнения» желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трёх, но и не больше семи. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Для того чтобы в какой-нибудь линий сравнения не было слишком много, можно
вывести на доску абсолютно все предложения учащихся, а затем попросить их определить наиболее важные.
Слайд 19Где живут белые медведи? Где живут слоны? 1 кл.
Слайд 20
Приём «Верные и неверные высказывания»
Этот приём может быть использован в начале
урока. Учащиеся, выбирая «верные высказывания» из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Затем они устанавливают, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, класс возвращается к данным утверждениям, учитель просит всех оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Слайд 21Приём «Верные и неверные утверждения»
Окружающий мир. 3 класс, «Почва»
Вопросы:
… ветер может
разрушить горы?
… опавшие осенью листья вредят почве?
… 1см почвы образуется за 300 лет?
… норы животных, живущих в почве, разрушают её?
… растения участвуют в образовании почвы?
… почва и камень родственники?
… почва – наша кормилица?
Слайд 22
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть
использована на любой из трёх стадий урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении — демонстрация пройденного.
Обучать детей навыку различать вопросы можно начинать уже со 2 класса.
Слайд 23Немного расшифрую:
«Толстые» и «тонкие» вопросы. «Тонкими» вопросами называют
простые односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
Слайд 25Приём «Синквейн»
Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала
в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять».
Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк
Слайд 26Синквейн
1 строка - 1 существительное (тема)
2 строка - 2 прилагательных (раскрывающие тему)
3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка - предложение (отношение к теме)
5 строка - 1 слово-резюме (синоним темы)
Слайд 27Синквейн по басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»
Стрекоза
Ленивая, беззаботная.
Танцует, поет,
бездельничает.
Надо думать о будущем.
Попрыгунья.
Муравей
Трудолюбивый,умный.
Работает, запасает, утепляет.
Привык рассчитывать на себя.
Трудяга.
Слайд 28Синквейн по стихотворению
А.А. Фета « Бабочка»
1. Бабочка
2. Воздушная, яркая
3. Порхает,
вьётся, радуется
4. Воздушное создание весело порхает.
5. Чудо
Слайд 29Правила составления Диаманты
1. тема ( существительное)
2. определение ( 2 прилагательных)
3. действие
( 3 глагола)
4. ассоциации ( 4 существительных-переход к антонимам)
5. действие ( 3 глагола)
6. определение (2 прилагательных)
7. тема ( существительное – антоним теме)
Слайд 30Диаманта по произведению Гаршина « Жаба и роза»
1. Жаба
2. Завистливая, коварная
3.
Угрожает, завидует, злится
4. Зависть,жестокость,красота, нежность
5. Радует, любуется, пахнет
6. Ароматная, удивительная
7. Роза
Слайд 31Приём «Плюс – минус – интересно»
Слайд 32v если то, что вы читаете, соответствует тому,
что вы знаете, или думаете, что знаете;
- если то, что вы читаете, противоречит тому, что уже знаете, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу
Приём «Инсерт»
Инсерт — это маркировка текста значками по мере его чтения, интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления. Во время чтения следует рекомендовать учащимся карандашом делать пометки на полях текста.
Слайд 33 Прием «Кластер»
Кластер («гроздь») — это выделение смысловых единиц текста
и графическое оформление их в определенном порядке, т. е. рисуночная модель. Рисунок в чем-то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда» — это тема занятия, вокруг нее — «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой «планеты» есть свои «спутники», у «спутников» — свои.
Составляют кластеры на стадии осмысления и рефлексии. Этот прием позволяет систематизировать новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания.
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, самостоятельно выстраивать причинно- следственные связи
Слайд 34
Как составить кластер?
Ученик записывает в центре листа ключевое
понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Слайд 35- Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю
воображению и интуиции;
- Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
- Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
Слайд 36Кластер «Живая и неживая природа»
Живая
Животные
Растения
Явления природы
Слайд 38Кластер «Имя прилагательное»
Имя
прилагательное
Отвечает на вопросы какой? какая?
какое?
какие?
Является в предложении второстепенным членом предложения
Изменяется по числам и падежам
Часть речи
Обозначает признак предмета
Слайд 39Кластер «Лягушки и жабы»
Значение для природы и человека
Значение для природы и
человека
Где живёт?
Где живёт?
Слайд 40Фишбоун
Диаграмма Ишикавы – диаграмма рыбного скелета (fishbone diagram).
Слайд 42Схема «Фишбоун» по «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Слайд 43Хорошо повстречать золотую рыбку
Жадность - всякому горю начало.
Получение элементарных вещей для
жизни
Владычица морская
Благоприятные условия для жизни
.
Столбовая дворянка, вольная царица
Лишение ранее полученного
Корыто, изба
Слайд 44
Заполняются на стадии вызова
Заполняется
на стадии
осмысления и рефлексии
Таблица «З
– Х – У»
Слайд 45Прием «Шести шляп»
Метод «шести шляп» — это простой и практичный способ
преодолеть трудности, возникающие при решении практических задач, посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Красная шляпа – это то, что мы чувствуем по отношению к герою, к поступкам, к природе и т.д.
Желтая шляпа отвечает за оптимизм, подсказывает, что хорошего можно взять из произведения для себя.
Зеленая шляпа дает советы герою, читателю.
Черная шляпа все, что в поступках героев плохого, найдет.
Белый цвет учит, чему следует поучиться у героя.
Синий цвет – продолжение сюжета, излагаемого в предельно кратких выражениях.
Слайд 46Приём «Шесть шляп мышления»
Предлагаю выбрать шляпы
какого –либо цвета. На каждой шляпе записан одинаковый текст, но даны разные задания к нему. Текст-это басня
Белый цвет(нейтральный).Кратко рассказать о чем текст.
Желтый цвет(отвечает за оптимизм).Что хорошего можно взять из произведения для себя?
Черный цвет. Какие отрицательные , плохие моменты вы нашли в басне?
Красный цвет. Что вы чувствуете по отношению к героям сказки?
Синий цвет. Придумайте продолжение басни.
Зеленый цвет. Дайте советы героям сказки.
Слайд 47Приём «Шесть шляп»
1 группа. Белая шляпа.
- С помощью атласа- определителя расскажите
о кошках и собаках только фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа.
- Подумайте! Почему кошки и собаки были одомашнены?
3 группа. Чёрная шляпа.
-Докажите: что кошки и собаки необходимы людям.
Используйте материал учебника на стр. 84-85.
4 группа. Красная шляпа.
- Подумайте, какое эмоциональное состояние
вы испытываете, когда видите, как люди обижают или оберегают домашних животных?
5 группа. Зелёная шляпа.
- Что бы вы сделали для того, чтобы кошки и собаки всегда радовали нас?
6 группа. Синяя шляпа.
- Обобщите высказывания других групп.
Слайд 48Образовательные результаты РКМЧП:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным
потоком в разных областях знаний;
умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
умение решать проблемы;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением ;
способность брать на себя ответственность;
способность участвовать в совместном принятии решения;
способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Слайд 49«Золотые правила» использования приемов технологий
Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные
ученики
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса
Веди ученика от собственного опыта к общественному
Будь не «над», а рядом
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши
Учи анализировать каждый этап работы
Критикуя, стимулируй ученика
Слайд 50Синквейн»Технология РКМЧП»
1. Технология РКМЧП
2. Развивающая, воспитывающая
3. Формирует, обучает, создаёт
4. Помогает учащемуся
действовать самостоятельно
5. Сотрудничество