Слайд 1АРТТЕРАПИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Материал подготовлен
педагогом-психологом
Гачеговой Т.В.
Слайд 2Понятие «арт-терапия» образовано от корня art (в переводе с английского языка —
искусство), что определяет главную особенность этого вида терапии — психологическое воздействие через искусство и средствами искусства.
Слайд 3АРТ-ТЕРАПИЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ:
при кризисных состояниях (в том числе возрастных);
при внутри- и
межличностных конфликтах;
при развитии креативности;
при развитии целостности личности;
при психологических травмах, потерях;
при пост-стрессовых, невротических и психосоматических расстройствах.
Слайд 5ВИДЫ АРТ-ТЕРАПИИ
Изотерапия, в т.ч.:
живопись, графика,
коллаж, аппликация,
оригами
Цветотерапия
Фототерапия
Музыкотерапия
Танцевально-двигательная
Библиотерапия
Сказкотерапия
Драмотерапия
Кукольная терапия
Игротеапия
Песочная терапия
Работа с глиной (лепка)
Слайд 7Терапевтический эффект
Активация мышления и речи.
Развитие саморегуляции.
Развитие мелкой моторки.
Снятие нервно-психического напряжения.
Создание положительного
психоэмоционального состояния.
Формирование адекватного межличностного поведения.
Формирование адекватной самооценки.
Слайд 8Методики проектного рисования
1. Свободное рисование
Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в
группе. Тема задается или выбирается членами группы или самостоятельно. На рисование выделяется 30 минут, затем рисунки вывешиваются, и обсуждаются.
Слайд 92. Коммуникативное рисование.
Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист
бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, пара общается с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит его обсуждение. При этом разговор происходит о мыслях и чувствах по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу.
Слайд 103. Совместное рисование.
Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном
листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.
Слайд 114. Дополняющее рисование.
Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой
продолжает рисунок, добавляя что-либо, и т.д.
Слайд 12Изобразительные техники
Традиционное рисование карандашами
(для тревожных)
Традиционное рисование красками
(для закомплексованных)
Слайд 13Нетрадиционные техники
Техника медитативного
рисунка - мандала.
Рисование пальцами
Марания, кляксотерапия
Слайд 16Для нормального функционирования организму человека необходимо, чтобы около 80 % всей
поступающей в мозг информации приходилось на цветовое зрение.
Слайд 20Фототерапия позволяет:
Выделить себя из общей массы;
Идентифицировать себя в социуме;
Активизировать процесс творческого
самовыражения;
Принять форму чувствам, и, таким образом, развивать метафорически-символический язык, устанавливающий связь с бессознательными процессами;
Снизить страхи и тревоги;
Дать шанс переосмыслить и осознать жизненные события;
Заметить свою духовную и уникальную красоту;
Сделать человека уверенными в себе и своих силах.
Слайд 25
Танцевально – двигательная терапия
– это психотерапевтическое использование танца и движения как
процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности;
- применяется в работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения и межличностного взаимодействия.
Слайд 26Терапевтический эффект
танцевально-двигательной терапии:
повышение активности и организованности;
развитие волевой регуляция;
развитие
и проявление творческих способностей;
развитие общей моторики;
развитие зрительной и слуховой памяти;
развитие коммуникативных навыков;
развитие внимания;
снижение уровня тревожности;
улучшение эмоционального фона и настроения детей.
Слайд 27Библиотерапия
Книги – мощные инструменты, которыми можно воздействовать на:
мышление человека,
характер,
поведение,
помочь в решении
проблем.
Слайд 28Библиотерапия
Библиотерапия – не столько лечение, сколько профилактика психологических и нравственных «болезней»,
предупреждение деструктивного поведения, формирование терпимости, милосердия и душевной теплоты.
Любая хорошая книга несет в себе терапевтический заряд.
Слайд 30Виды сказок
Дидактические сказки создаются для «упаковки» учебного материала.
Психокоррекционные сказки создаются для
мягкого влияния на поведение ребенка с целью замещения неэффективного стиля поведения на более продуктивный.
Психотерапевтические сказки – «врачующие» душу. Стимулируют процесс личностного роста.
Медиативные сказки. Позитивные образы сказки проникают в бессознательное и формируют «энергетический фундамент» личности, компенсируя дефицит эмоционального тепла.
Слайд 34Игротерапия
Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы,
снимает напряженность, тревогу,
страх перед окружающими,
повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Слайд 35Классификация игр:
По месту и условиям проведения:
подвижные на открытом воздухе,
комнатные, настольные, компьютерные, …
По целям проведения:
обучающие, тестовые, тренинговые, развивающие, развлекательные, …
Сюжетно-ролевые игры:
в основе этих игр лежит некий сценарий, сюжет, согласно которому распределяются роли между участниками; в основе такой игры могут быть книжные сюжеты.
Тематические ролевые игры:
игры, в которых сюжет развивается самостоятельно, а задана только тема игры
Комплексные игры.
Слайд 37Драмотерапия
- как театральные постановки, так и небольшие инсценировки, сценарные или импровизированные
на различную тематику.
Благотворно влияет на:
Слайд 38Куклотерапия
общение с ребенком через куклу-посредника.
Слайд 39Куклотерапия помогает при:
Развитие моторики.
Развитие речи.
Развитие коммуникативных навыков.
Приобретение важных социальных навыков, опыта
социального взаимодействия.
Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Развитие самосознания.
Разрешение внутренних конфликтов.
Профилактика и коррекция страхов.
Коррекция отношений в семье.
Становление психосексуальной идентичности мальчиков и девочек.
Слайд 42Песочная терапия
Создание песочных композиций не требует особых умений, здесь не ошибешься,
не сделаешь что-то не так. И это позволяет выразить свои чувства и переживания более полно.
Слайд 45Работа с глиной
-особенно важна для людей, которым трудно «выговориться», кому трудно
рассказать о своих чувствах и переживаниях. Мятье и вылепливание снижает уровень тревожности и эмоционального сопротивления, позволяя найти решение проблемы.
Работа с пластичными материалами позволяет мягко отреагировать и переработать травматичный опыт.
Слайд 46Лепка
Благодаря лепке
формируется эмоциональная сфера,
волевая регуляция поведения,
развивается мелкая моторика,
что,
в свою очередь способствует и развитию мышления.
Слайд 47Материалы для лепки:
Пластилин
Полимерная глина
Природная глина
Соленое тесто
Воск
Слайд 48Арт-терапия
Является здоровьесберегающей технологией;
Способствует интеллектуальному развитию;
Помогает творческому самовыражению;
Способствует личностному формированию;
Не имеет возрастных
противопоказаний.