Презентация, доклад на тему Актуальные вопросы профориентации

Содержание

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ31 марта 2014 г. N 15/27/23 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Слайд 1Актуальные вопросы профориентационной работы в современной школе

Актуальные вопросы профориентационной работы в современной школе

Слайд 2ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
31 марта 2014 г. N 15/27/23
 
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ31 марта

Слайд 3 Концепция развития профессиональной ориентации молодежи представляет собой систему взглядов на принципы,

приоритетные направления, цели и задачи профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь.
Целью Концепции является обеспечение развития государственной системы профориентации молодежи в соответствии с приоритетами государственной социально-экономической политики, мировым опытом и ситуацией на рынке труда, создание единой системы, охватывающей все уровни и виды профориентации, обеспечивающей разработку и совершенствование нормативной базы и благоприятных условий для эффективного использования трудового потенциала, повышения престижа рабочих профессий.


Концепция развития профессиональной ориентации молодежи представляет собой систему взглядов на принципы, приоритетные направления, цели и задачи профессиональной

Слайд 4Профессиональная ориентация
комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий,

направленных на:

формирование профессионального призвания,

выявление способностей, интересов, пригодности и
других факторов, влияющих на выбор профессии.
Профессиональная ориентация комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на: формирование профессионального призвания, выявление

Слайд 5Ошибки при выборе профессии:
1. ОТНОШЕНИЕ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ КАК К НЕИЗМЕННОМУ


2. БЫТУЮЩИЕ МНЕНИЯ О ПРЕСТИЖНОСТИ (НЕ ПРЕСТИЖНОСТИ) ПРОФЕССИИ

3. ВЫБО ПРОФЕССИИ ПОД ПРЯМЫМ ИЛИ КОСВЕННЫМ ВЛИЯНИЕМ ТОВАРИЩЕЙ ИЛИ РОДИТЕЛЕЙ

4. ПЕРЕНОС ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ – ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОФЕССИИ – НА САМУ ПРОФЕССИЮ

5. УВЛЕЧЕНИЕ ТОЛЬКО ВНЕШНЕЙ ИЛИ КАКОЙ-НИБУДЬ ЧАСТНОЙ СТОРОНОЙ ПРОФЕССИИ

6. ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С ПРОФЕССИЕЙ ИЛИ ПЛОХОЕ РАЗЛИЧИЕ ЭТИХ ПОНЯТИЙ

7. УСТАРЕЛЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХАРАКТЕТЕ ТРУДА В СФЕРЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

8. НЕУМЕНИЕ РАЗБИРАТЬСЯ В СВОИХ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВАХ, СКЛОННОСТЯХ, СПОСОБНОСТЯХ

9. НЕЗНАНИЕ ИЛИ НЕДООЦЕНКА СВОИХ ФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

10. НЕЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОПЕРАЦИЙ И ИХ ПОРЯДКА ПРИ РЕШЕНИИ, ОБДУМЫВАНИИ ЗАДАЧИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Ошибки при выборе профессии:1. ОТНОШЕНИЕ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ КАК К НЕИЗМЕННОМУ 2. БЫТУЮЩИЕ МНЕНИЯ О ПРЕСТИЖНОСТИ (НЕ

Слайд 6Профориентационная работа
10 класс
10 класс

Профориентационная работа 10 класс10 класс

Слайд 7ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
профессиональное просвещение:
профпропаганда;
профинформирование;
профагитацию;
профдиагностика;
профконсультация;
профвоспитание;
профотбор;
профадаптация;
психологическая поддержка.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИпрофессиональное просвещение:профпропаганда;профинформирование;профагитацию;профдиагностика;профконсультация;профвоспитание;профотбор;профадаптация;психологическая поддержка.

Слайд 8Система мер по ознакомлению учащихся:
   с ситуацией в области спроса и

предложения на рынке
труда,
с перспективами развития видов деятельности,
с характером работы по основным профессиям и
специальностям,
с профессиональными учебными заведениями и
центрами подготовки персонала и т.п.

Профессиональное информирование

Система мер по ознакомлению учащихся:   с ситуацией в области спроса и предложения на рынке   труда,

Слайд 9Пропаганда профессий различными формами и средствами:
кино,
радио,
телевидение,
книги,
беседы,

лекции,
курсы, посвященные планированию профессиональных
и жизненных перспектив.

Профессиональное просвещение

Пропаганда профессий различными формами и средствами: кино, радио, телевидение, книги, беседы, лекции, курсы, посвященные планированию  профессиональных

Слайд 10Профессиональная консультация
Оказание помощи в выборе профессии путем изучения личности обратившегося

за консультацией человека с целью выявления
направленности и структуры способностей,
интересов и других факторов, влияющих на
выбор профессии
Профессиональная консультация Оказание помощи в выборе профессии путем изучения личности обратившегося за консультацией человека с целью выявления

Слайд 11Профессиональная диагностика
Изучение индивидуально-личностных особенностей:

мотивационно-потребностной сферы,

способностей,

возможностей.

Профессиональная диагностика Изучение индивидуально-личностных особенностей:мотивационно-потребностной сферы, способностей, возможностей.

Слайд 12Профессиональное воспитание
 
Специально организованный и контролируемый процесс становления личности, адекватный профессиональному

труду.

Условия эффективного профессионального воспитания:

создание ситуаций выбора на каждом этапе профессионального воспитания,

построение процесса профессионального воспитания на основе ведущей роли в нем программы самореализации и саморазвития личности будущего специалиста,

ориентация учащихся в ценностях будущей профессиональной деятельности.
Профессиональное воспитание  Специально организованный и контролируемый процесс становления личности, адекватный профессиональному труду.Условия эффективного профессионального воспитания:создание ситуаций выбора

Слайд 13Профессиональная адаптация 


активный процесс приспособления личности к производству, условиям рынка труда,

особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу.

Адекватная самооценка личности своей профессиональной пригодности может рассматриваться как один из факторов ее успешной адаптации. Успешность адаптации является критерием правильного, обоснованного выбора профессии. 
Профессиональная адаптация  активный процесс приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению,

Слайд 14Профессиональное самоопределение
Определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых

человеком критериев профессионализма.

процесс формирования личностью своего отношения к
профессионально-трудовой среде и способ ее
самореализации.

предполагает выбор карьеры, сферы применения своих
личностных возможностей.
Профессиональное самоопределение Определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев профессионализма. процесс формирования личностью

Слайд 15Формирование социальной и профессиональной мобильности учащихся учреждений общего среднего образования

ПРОФЕССИЯ 
не выступает

больше как центр, вокруг которого разворачивается жизненный цикл человека

одна из возможных форм социальной адаптации и самореализации личности

«профессиональная мобильность» традиционно включает в себя способность специалиста менять профессию, место и род деятельности.

Формирование социальной и профессиональной мобильности учащихся учреждений общего среднего образования	ПРОФЕССИЯ не выступает больше как центр, вокруг которого разворачивается

Слайд 16Современный человек, чтобы почувствовать себя успешным, должен быть профессионально мобильным.
Главная цель

системы образования
создание условий для воспитания личности, готовой к профессиональной мобильности, личности гибкой, умеющей быстро приспосабливаться к любым изменениям, самостоятельной, инициативной.
Современный человек, чтобы почувствовать себя успешным, должен быть профессионально мобильным.Главная цель системы образованиясоздание условий для воспитания личности,

Слайд 17Концептуальные основы процесса формирования профессиональной мобильности будущих работников закладываются в учреждении

образования на учебных занятиях по трудовому обучению, при изучении гуманитарных и естественнонаучных учебных предметов. 

мы будем иметь только теоретически подготовленного молодого человека, не готового к профессиональной мобильности в реальных условиях.

Концептуальные основы процесса формирования профессиональной мобильности будущих работников закладываются в учреждении образования на учебных занятиях по трудовому

Слайд 18Сочетание теоретической подготовки и организованных социальных практик в реальных условиях –

вот главное условие формирования социально-профессиональной мобильности.

позволит обеспечить профильное обучение, которое послужит основой для формирования у учащихся компетенций, которые ему понадобятся в профессиональной деятельности.

Сочетание теоретической подготовки и организованных социальных практик в реальных условиях – вот главное условие формирования социально-профессиональной мобильности.позволит

Слайд 19Для достижения столь непростой цели школе необходим учитель, способный соединить в

себе позиции: - учителя-предметника, - учителя-воспитателя, - учителя-исследователя, - учителя-методиста, - учителя-фасилитатора (учителя, работающего в парадигме личностно ориентированной педагогики).
Для достижения столь непростой цели школе необходим учитель, способный соединить в себе позиции: - учителя-предметника,  -

Слайд 20Цель профориентации в школе
создать необходимые механизмы для оказания субъектам профессионального становления

психологической и педагогической помощи при выборе будущей профессии, путей получения выбранной профессии, а также актуализация профессионально-психологического потенциала личности.
Цель профориентации в школесоздать необходимые механизмы для оказания субъектам профессионального становления психологической и педагогической помощи при выборе

Слайд 21Задачи
 
Предоставление системы знаний о мире профессий, о классификациях и

социально-психологических характеристиках профессий, о типовых сценариях, профессиональных биографиях.

Оказание помощи в профессиональном самоопределении учащейся молодежи в соответствии с индивидуальными интересами, склонностями, способностями, психофизиологическими особенностями и возможностями.

Формирование профессиональных интересов и осознанного подхода к выбору профессии у учащейся молодежи.

Задачи   Предоставление системы знаний о мире профессий, о классификациях и социально-психологических характеристиках профессий, о типовых сценариях,

Слайд 23В школе взаимосвязь учебных предметов с профессиональной средой предусматривает соблюдение следующих

этапов работы учителя-предметника: 1. Выделение в программном материале тем, в изложение которых включается профориентационный материал; 2. Определение формы подачи профориентационного материала, наиболее соответствующей содержанию темы; 3. Изучение литературы об основных профессиях, связанных с программным материалом по предмету; 4. Изучение интересов и склонностей учащихся; 5. Системное проведение индивидуальной работы с учащимися с целью формирования у них интересов и склонностей к изучаемому предмету и профессиям, связанных с предметом.
В школе взаимосвязь учебных предметов с профессиональной средой предусматривает соблюдение следующих этапов работы учителя-предметника:  1. Выделение

Слайд 24В ходе урока учителями-предметниками реализуются следующие задачи: - знакомство учащихся с

различными видами профессий; - информирование учащихся о путях получения избранных профессий; - формирование позитивного отношения к труду; - углубление представлений об особенностях некоторых видов профессиональной деятельности; - формирование стойких профессиональных интересов, мотивированных профессиональных намерений.
В ходе урока учителями-предметниками реализуются следующие задачи:   - знакомство учащихся с различными видами профессий;

Слайд 25Особенности профессиональных ожиданий различных
образовательно-возрастных групп учащихся
 
Интерес к модным (ярким)  профессиям.
Стремление увязать

с профессиями учебные предметы.
Выбор занятий в объединениях по интересам, секций.

Увлекательные рассказы об интересующих профессиях.
Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще (по принципу сходства отельных элементов труда в разных профессиях).

Проблема ”куда пойти учиться после IX класса?“.
Более конкретный интерес к профессиям.
Появление интереса к профессиональным учебным заведениям.
Выбор подготовительных курсов.
Интерес к своей профпригодности.

Помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения.
Помощь в самопознании (но без окончательных выводов о профессиональной непригодности).
Основной акцент – на ценностно-смысловых сторонах профессионального труда.
Профинформационная работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений.

Выбор подготовительных курсов.
Интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей профессиональной деятельности.
Стремление к более конкретному выбору профессии.
Стремление к ”философствованию“ (как вариант ухода от решения конкретных задач).

Основной акцент на ценностно-смысловой стороне самоопределения.
Профинформационная помощь (акцент на особенностях поступления в профессиональные учебные заведения).
Помощь в конкретном (типичном) варианте выбора профессии.
Формирование альтернативных вариантов выбора профессии.

Особенности профессиональных ожиданий различныхобразовательно-возрастных групп учащихся Интерес к модным (ярким)  профессиям.Стремление увязать с профессиями учебные предметы.Выбор занятий в

Слайд 26 Каждый педагог желал бы видеть своих учеников успешными в профессиональной деятельности.
Каковы

критерии успешности?
1) Интерес, мотивация.
2) Сознательное обучение.
3) Взаимоотношения в системе «учитель – учащийся».
4) Учет индивидуальных особенностей учащегося.
Каждый педагог желал бы видеть своих учеников успешными в профессиональной деятельности.	Каковы критерии успешности?	1) Интерес, мотивация. 		2) Сознательное

Слайд 27Общими актуальными направлениями профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования являются:
реализация

идей разноуровневого обучения, факультативных занятий и занятий в объединениях по интересам;
формирование у обучающихся позитивного отношения к рабочим профессиям и желания ее получить;
организация общественно полезного труда и трудовой (производственной) практики;
допрофессиональная подготовка и освоение содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих);
взаимодействие с организациями и предприятиями различных отраслей экономики;
установление и реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой;
комплексная профориентационная поддержка взросления обучающихся;
использование современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе проведение on-line консультаций, конференций;
проведение мероприятий профориентационной направленности во внеучебное время;
профориентационная работа с законными представителями обучающихся;
оформление в учреждениях общего среднего образования кабинета (уголка) профориентации.

Общими актуальными направлениями профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования являются:реализация идей разноуровневого обучения, факультативных занятий и

Слайд 28Педагогический потенциал семьи в профессиональном выборе детей
Исследования Республиканского центра профориентации молодежи

показывают, что родители значительным образом влияют на выбор профессии их детьми. 
Знакомство с семьей позволит спланировать и провести ряд мероприятий:
- коллективных (родительские собрания, семинары, консультации, симпозиумы, лекции, беседы, тренинги, родительские конференции, работа с активом родителей, деловые игры, дискуссии профессиональное информирование (оформление информационных стендов, разработка методических рекомендаций), участие родителей в различных мероприятиях и др.)
- индивидуальных (посещение и изучение педагогами семей учащихся, беседы и консультации, дни открытых дверей (родительские дни), интернет-переписка, интернет-просвещение)

Педагогический потенциал семьи в профессиональном выборе детей 		Исследования Республиканского центра профориентации молодежи показывают, что родители значительным образом

Слайд 29 Советы будущим выпускникам школ и их родителям
Анализируйте ситуацию на рынке труда

своего региона, учитывайте соотношение спроса и предложения по конкретным специальностям, изучайте рейтинги самых востребованных профессий.
Помните, что выбранная профессия должна соответствовать физическим и духовным способностям человека, его психическим особенностям, состоянию здоровья, интересам, знаниям и умениям.
Выбор будущей профессии – один из самых главных шагов в жизни, который по важности можно сравнить с созданием семьи. Поэтому делайте его не только по расчету, но и по любви – к будущей профессии.
Вспомните поговорку: «Не место красит человека, а человек – место». Даже к выполнению, казалось бы, непримечательной работы можно подойти творчески. И заслужить поощрение!
Обязательно задумайтесь над тем, какую меру ответственности приходится нести специалистам выбранной Вами профессии. И если справитесь – дерзайте! Выбор профессии должен быть планомерным и детально обдуманным; правильно выбрать профессию – значит, найти свое место в жизни.

Советы будущим выпускникам школ и их родителямАнализируйте ситуацию на рынке труда своего региона, учитывайте соотношение спроса и

Слайд 30Компьютеризированные комплексы тестирования 
«Профконсультант», «Профкарьера», «Профориентатор»,
«Профмастер», «Профнавигатор» - эффективных, технологичных и надежных

инструментов профориентации школьников и оценки карьерного потенциала выпускников учреждений высшего и среднего специального образования Беларуси, а также взрослых.



http://startcareer.by/tests.html
Компьютеризированные комплексы тестирования «Профконсультант», «Профкарьера», «Профориентатор», «Профмастер», «Профнавигатор» - эффективных, технологичных и надежных инструментов профориентации школьников и оценки карьерного

Слайд 40На сайте Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by) размещены материалы постоянно действующего

видеосеминара «Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения. Профессиональная ориентация учащихся».
В целях расширения спектра образовательных мероприятий и направлений деятельности для поддержки реализации допрофильной подготовки и профориентационной работы на Национальном образовательном портале функционирует ресурс «Дистанционный всеобуч для учителя», который содержит полезные ссылки для классного руководителя по профориентационной работе (http://orientieren.blogspot.com.by/).

На сайте Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by) размещены материалы постоянно действующего видеосеминара «Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения. Профессиональная

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть