Слайд 1Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке и
во внеурочное время
Составитель: педагог - психолог О.В.Акимкина
Слайд 2Актуальность проблемы
Я. А.
Коменский
« Воспитывать в ребенке
жажду знаний и пылкое усердие к учению.»
Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности учащихся.
Активизация ПД – одна из актуальных проблем современного школьного образования.
К. Д. Ушинский
« Ученику следует передавать не только знания, но и познания. »
Требованиями времени объясняется постоянный педагогический поиск.
Слайд 3Познавательная активность
Познавательная активность – это
качество деятельности
ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями.
Создание такой атмосферы, при которой ученик совместно с учителем активно работает, сознательно размышляет над процессом обучения.
Слайд 4В структуре активности выделяются следующие компоненты:
готовность выполнять учебные задания;
стремление к самостоятельной
деятельности;
сознательность выполнения заданий;
систематичность обучения;
стремление повысить свой личный уровень.
Слайд 5Виды активности
Внешняя
Внутренняя
Слайд 6Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.
Главная цель активизации – формирование активности обучающихся ,
повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Слайд 7Уровни познавательной активности
Воспроизводящая активность
(Характеризуется стремлением понять и воспроизвести знания)
Интерпретирующая
активность
(Характеризуется стремлением выявить смысл и связи между явлениями, найти пути решения проблем)
Творческая активность
(Интерес, упорство, настойчивость, желание найти новые способы для решения проблемы)
Слайд 8В зависимости от уровня ПА различают виды обучения:
пассивное
Ученик – объект
учебной деятельности
активное
Ученик – субъект
учебной деятельности
(участник, вступает в диалог)
Слайд 9Принципы АПД
Принцип проблемности;
Принцип взаимообучения;
Принцип индивидуализации;
Принцип исследования изучаемых проблем;
Принцип самообучения;
Принцип мотивации;
Слайд 10Факторы, побуждающие активность
Интерес – главный фактор
Творческий характер – мощный стимул.
Познавательный интерес – это избирательный интерес личности к предмету и явлениям окружающей действительности.
« Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение от успеха»
В. Сухомлинский
Успех обучения определяется в конечном итоге отношением к учению, его стремлением к познанию.
Слайд 11Структура
познавательного интереса
Слайд 12Дидактические основы АПД
Способность к саморазвитию должна стать результатом ПД
Ситуации, активизирующие ПД
- ситуации, когда учащиеся должны:
Отстаивать свое мнение;
Принимать участие в дискуссии;
Ставить вопросы, рецензировать ответы;
Оценивать работы;
Заниматься с отстающими;
Самостоятельно выбирать посильное задание;
Находить варианты решения задач;
Создавать ситуации самопроверки, анализа;
Решать познавательные задачи путем комплексного применения известных способов решения;
Слайд 13Цель активизации познавательной деятельности на уроках
- способствовать более сознательному, эффективному и
прочному запоминанию учебного материала.
Слайд 14Нетрадиционные формы уроков
Интегрированный урок
Урок – игра
Урок – соревнование
Урок взаимообучения
Урок открытых мыслей
Урок
– зачет
Урок – путешествие
Урок -экскурсия
Урок фантазирования
Урок – сказка
Урок – эврика
Урок творчества
Урок пазл
Аукцион знаний и др.
Слайд 15Фронтальная форма обучения
одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися
изучение большого объёма учебного
материала
благоприятные условия для формирования и закрепления навыков разговорной речи
Слайд 16Групповая форма обучения
единая задача
общее задание для всех
состав группы от 2 до
6 человек
постоянный или временный состав
«маленький учитель»
самоконтроль и самооценка
взаимоконтроль и взаимооценка
Слайд 17Индивидуальная форма обучения
самостоятельное выполнение заданий
учёт интересов, потребностей и темпа работы как
слабых, так и сильных учеников
Слайд 19Активизация ПД во внеурочное время
Слайд 20Познавательная деятельность
вооружает знаниями, умениями, навыками;
содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических,
эстетических качеств учащихся;
развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес;
выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности.
Слайд 21Цель активизации познавательной деятельности во внеурочное время
формирование активности обучающихся;
всестороннее развитие
личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы;
повышение качества воспитательного процесса
Слайд 22Способы активизации ПД
Опора на интересы учащихся и одновременно формирование мотивов участия
во внеурочной деятельности, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, творческое мышление;
Включение учеников в решение проблемных ситуаций; поиски решений проблемных ситуаций;
Использование сюжетно-ролевых, дидактических игр, викторин, коллективных творческих дел, проектов и конкурсов-чтецов;
Стимулирование коллективных форм работы, взаимодействия учеников с педагогами и родителями.
Слайд 23Формы активизации ПД
Внеклассные и кружковые занятия, экскурсии, прогулки, коллективные творческие дела,
конкурсы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые исследования и т.д.
Слайд 24Методы и формы активизации ПД
на специально организованных занятиях, в том числе
по внеклассному чтению;
в процессе организации самоподготовки;
в процессе организации режимных моментов (прогулки, посещение столовой, свободная деятельность детей);
в условиях организации внеклассных мероприятий (КТД, праздники, викторины, экскурсии).
Слайд 25Методические приёмы
информационные (беседа, рассказ педагога, разъяснение, просмотр фильма, чтение, пример, педагогическое
требование);
практически – действенные (приучение и упражнение, организация общественно полезной деятельности, воспитывающие ситуации, игра);
стимулирующие (поощрение и наказание).
Слайд 26Коллективная творческая деятельность
В основе лежит три основные идеи:
Коллективное (совместная работа
взрослых и детей).
Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).
Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).
Слайд 27КТД - форма работы, которая направлена на:
• Развитие творческих способностей.
• Развитие интеллектуальных способностей.
• Реализацию коммуникационных потребностей.
• Обучение правилам и формам совместной работы.