Презентация, доклад на тему Активизация познавателной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности

Содержание

Актуальность проблемы Я. А. Коменский« Воспитывать в ребенке жажду знаний и пылкое усердие к учению.» Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности учащихся.

Слайд 1Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке и

во внеурочное время

Составитель: педагог - психолог О.В.Акимкина

Активизация познавательной     деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное времяСоставитель: педагог - психолог

Слайд 2Актуальность проблемы
Я. А.

Коменский

« Воспитывать в ребенке
жажду знаний и пылкое усердие к учению.»
Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности учащихся.
Активизация ПД – одна из актуальных проблем современного школьного образования.

К. Д. Ушинский

« Ученику следует передавать не только знания, но и познания. »

Требованиями времени объясняется постоянный педагогический поиск.

Актуальность проблемы        Я. А. Коменский« Воспитывать в ребенке жажду знаний

Слайд 3Познавательная активность
Познавательная активность – это
качество деятельности

ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями.
Создание такой атмосферы, при которой ученик совместно с учителем активно работает, сознательно размышляет над процессом обучения.
Познавательная активность    Познавательная активность – это качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении

Слайд 4В структуре активности выделяются следующие компоненты:
готовность выполнять учебные задания;
стремление к самостоятельной

деятельности;
сознательность выполнения заданий;
систематичность обучения;
стремление повысить свой личный уровень.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:готовность выполнять учебные задания;стремление к самостоятельной деятельности;сознательность выполнения заданий;систематичность обучения;стремление повысить свой

Слайд 5Виды активности
Внешняя

Внутренняя
Виды активности        Внешняя

Слайд 6Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.
Главная цель активизации – формирование активности обучающихся ,

повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.Главная цель активизации – формирование активности обучающихся , повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Слайд 7Уровни познавательной активности
Воспроизводящая активность
(Характеризуется стремлением понять и воспроизвести знания)
Интерпретирующая

активность
(Характеризуется стремлением выявить смысл и связи между явлениями, найти пути решения проблем)
Творческая активность
(Интерес, упорство, настойчивость, желание найти новые способы для решения проблемы)

Уровни познавательной активностиВоспроизводящая активность (Характеризуется стремлением  понять и воспроизвести знания)Интерпретирующая активность (Характеризуется стремлением  выявить смысл

Слайд 8В зависимости от уровня ПА различают виды обучения:

пассивное

Ученик – объект
учебной деятельности

активное

Ученик – субъект
учебной деятельности
(участник, вступает в диалог)

В зависимости от уровня ПА различают виды обучения:        пассивноеУченик –

Слайд 9Принципы АПД
Принцип проблемности;
Принцип взаимообучения;
Принцип индивидуализации;
Принцип исследования изучаемых проблем;
Принцип самообучения;
Принцип мотивации;

Принципы АПДПринцип проблемности;Принцип взаимообучения;Принцип индивидуализации;Принцип исследования изучаемых проблем;Принцип самообучения;Принцип мотивации;

Слайд 10Факторы, побуждающие активность
Интерес – главный фактор
Творческий характер – мощный стимул.

Познавательный интерес – это избирательный интерес личности к предмету и явлениям окружающей действительности.
« Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение от успеха»
В. Сухомлинский
Успех обучения определяется в конечном итоге отношением к учению, его стремлением к познанию.
Факторы, побуждающие активностьИнтерес – главный факторТворческий характер – мощный стимул.   Познавательный интерес – это избирательный

Слайд 11Структура познавательного интереса

Структура  познавательного интереса

Слайд 12Дидактические основы АПД
Способность к саморазвитию должна стать результатом ПД
Ситуации, активизирующие ПД

- ситуации, когда учащиеся должны:
Отстаивать свое мнение;
Принимать участие в дискуссии;
Ставить вопросы, рецензировать ответы;
Оценивать работы;
Заниматься с отстающими;
Самостоятельно выбирать посильное задание;
Находить варианты решения задач;
Создавать ситуации самопроверки, анализа;
Решать познавательные задачи путем комплексного применения известных способов решения;

Дидактические основы АПДСпособность к саморазвитию должна стать результатом ПДСитуации, активизирующие ПД - ситуации, когда учащиеся должны:Отстаивать свое

Слайд 13Цель активизации познавательной деятельности на уроках
- способствовать более сознательному, эффективному и

прочному запоминанию учебного материала.
Цель активизации познавательной деятельности на уроках- способствовать более сознательному, эффективному и прочному запоминанию учебного материала.

Слайд 14Нетрадиционные формы уроков
Интегрированный урок
Урок – игра
Урок – соревнование
Урок взаимообучения
Урок открытых мыслей
Урок

– зачет
Урок – путешествие
Урок -экскурсия
Урок фантазирования
Урок – сказка
Урок – эврика
Урок творчества
Урок пазл
Аукцион знаний и др.


Нетрадиционные формы уроковИнтегрированный урокУрок – играУрок – соревнованиеУрок взаимообученияУрок открытых мыслейУрок – зачетУрок – путешествиеУрок -экскурсияУрок фантазированияУрок

Слайд 15Фронтальная форма обучения
одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися
изучение большого объёма учебного

материала
благоприятные условия для формирования и закрепления навыков разговорной речи
Фронтальная форма обученияодновременное выполнение общих заданий всеми учащимисяизучение большого объёма учебного материалаблагоприятные условия для формирования и закрепления

Слайд 16Групповая форма обучения
единая задача
общее задание для всех
состав группы от 2 до

6 человек
постоянный или временный состав
«маленький учитель»
самоконтроль и самооценка
взаимоконтроль и взаимооценка

Групповая форма обученияединая задачаобщее задание для всехсостав группы от 2 до 6 человекпостоянный или временный состав«маленький учитель»самоконтроль

Слайд 17Индивидуальная форма обучения
самостоятельное выполнение заданий
учёт интересов, потребностей и темпа работы как

слабых, так и сильных учеников
Индивидуальная форма обучениясамостоятельное выполнение заданийучёт интересов, потребностей и темпа работы как слабых, так и сильных учеников

Слайд 19Активизация ПД во внеурочное время

Активизация ПД во внеурочное время

Слайд 20Познавательная деятельность
вооружает знаниями, умениями, навыками;
содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических,

эстетических качеств учащихся;
развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес;
выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности.
Познавательная деятельность вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные

Слайд 21Цель активизации познавательной деятельности во внеурочное время
формирование активности обучающихся;
всестороннее развитие

личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы;
повышение качества воспитательного процесса
Цель активизации познавательной деятельности во внеурочное времяформирование активности обучающихся; всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную

Слайд 22Способы активизации ПД
Опора на интересы учащихся и одновременно формирование мотивов участия

во внеурочной деятельности, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, творческое мышление;
Включение учеников в решение проблемных ситуаций; поиски решений проблемных ситуаций;
Использование сюжетно-ролевых, дидактических игр, викторин, коллективных творческих дел, проектов и конкурсов-чтецов;
Стимулирование коллективных форм работы, взаимодействия учеников с педагогами и родителями.

Способы активизации ПДОпора на интересы учащихся и одновременно формирование мотивов участия во внеурочной деятельности, среди которых на

Слайд 23Формы активизации ПД
Внеклассные и кружковые занятия, экскурсии, прогулки, коллективные творческие дела,

конкурсы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые исследования и т.д.
Формы активизации ПДВнеклассные и кружковые занятия, экскурсии, прогулки, коллективные творческие дела, конкурсы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые

Слайд 24Методы и формы активизации ПД
на специально организованных занятиях, в том числе

по внеклассному чтению;
в процессе организации самоподготовки;
в процессе организации режимных моментов (прогулки, посещение столовой, свободная деятельность детей);
в условиях организации внеклассных мероприятий (КТД, праздники, викторины, экскурсии).

Методы и формы активизации ПДна специально организованных занятиях, в том числе по внеклассному чтению; в процессе организации

Слайд 25Методические приёмы
информационные (беседа, рассказ педагога, разъяснение, просмотр фильма, чтение, пример, педагогическое

требование);
практически – действенные (приучение и упражнение, организация общественно полезной деятельности, воспитывающие ситуации, игра);
стимулирующие (поощрение и наказание).
Методические приёмыинформационные (беседа, рассказ педагога, разъяснение, просмотр фильма, чтение, пример, педагогическое требование); практически – действенные (приучение и

Слайд 26Коллективная творческая деятельность
В основе лежит три основные идеи:
Коллективное (совместная работа

взрослых и детей).
Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).
Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

Коллективная творческая деятельностьВ основе лежит три основные идеи: Коллективное (совместная работа взрослых и детей). Творческое (нестандартное, нешаблонное,

Слайд 27КТД - форма работы, которая направлена на:
• Развитие творческих способностей.


• Развитие интеллектуальных способностей.
• Реализацию коммуникационных потребностей.
• Обучение правилам и формам совместной работы.

КТД - форма работы, которая направлена на:  • Развитие творческих способностей. • Развитие интеллектуальных способностей. •

Слайд 28«В союзе с природой»

«В союзе с природой»

Слайд 30«Русское народное творчество»

«Русское народное творчество»

Слайд 32Наши успехи

Наши успехи

Слайд 33Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть