Слайд 2 После отечественной войны 1812 года, когда народ с оружием в руках
поднялся на защиту Родины, многие надеялись на освобождение крепостных крестьян.
Слайд 3Обсудите в парах
Какой была жизнь крестьян в то время?
Мирились ли
крестьяне с такой жизнью?
Что такое крепостное право?
Слайд 4 Крепостное право –это такие законы, по которым большинство русских крестьян не
могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне.
Слайд 5 Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян
мужского пола (женщин за «души» не считали). Крестьян, прикреплённых к помещичьей земле, называли крепостными.
Слайд 6 Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них
непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Их продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак.
Слайд 7 Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Были
среди крепостных прекрасные художники, музыканты, скульпторы. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчи-тать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.
Слайд 8 В 1861 году царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности.
В один и тот же день он был прочитан в церквах по всей территории Российской империи.
Слайд 9 Отныне крестьяне больше не являлись собственностью помещиков – они могли самостоятельно
вести свои дела. В русскую историю Александр Второй вошёл как царь-освободитель.
Слайд 10 Отныне все жители России были свободными и могли сами устраивать свою
жизнь. Хотя по прежнему возможности для этого у всех были различными. Разная судьба ожидала ребёнка из семьи богатого помещика, фабриканта, купца и ребёнка из семьи бывших крепостных крестьян.
Слайд 11 С именем Александра Второго, взошедшего на престол в 1855 году, связано
много изменений в жизни страны. Наступили новые времена. Александр Второй провёл важные реформы.
Его царствование было прогрессивным для России.
Слайд 12 За счёт притока крестьян, пришедших в город на заработки, быстро начало
расти население Петербурга, Москвы и других городов.
Слайд 13 В центрах обоих городов, наряду с красивыми дворцами знати, оставшимися от
прежних времён, появились здания банков, универсальных магазинов, музеев, театров.
Слайд 14 В это время возникли многие крупные фабрики и заводы. В Петербурге
появились Путиловский и Балтийский заводы. В Москве – текстильные мануфактуры: Трёхгорная и Даниловская.
Слайд 15Солдаты стали служить в армии 6 лет вместо прежних 25.
Отслуживший 25
лет солдат возвращается в обветшавший дом, где его никто не ждет.
Солдат-срочник (6 лет службы) возвращается к семье.
Слайд 16 Получило развитие образование.
Одних народных училищ при Александре Втором возникло почти
20 тысяч, а женских учебных заведений – до 300 тысяч.
Слайд 17 Работа по учебнику
Прочитайте текст
на с.124-125 учебника.
Какие технические
новшества появились
в XIX
веке ?
Слайд 18Технические новшества
XIX века
Электрическое
освещение
Трамваи
Конная железная
дорога
Лифты
Телефоны
Слайд 19 Первая железная дорога пролегла между Петербургом и Москвой. Она открылась 1
ноября 1851 года.
Слайд 20 Со второй половины XIX века Россия покрылась сетью железных дорог. Это
имело огромное значение для успешного развития хозяйства страны.
В конце века началось строительство Транссибирской магистрали. Она связала центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.
Слайд 21Подведём итоги:
Когда крепостные крестьяне получили свободу?
Какое значение это имело?
Какие технические достижения
изменили жизнь людей?
Слайд 22Источники:
http://www.proza.ru/2012/03/22/1179
http://www.megabook.ru/DescriptionImage.asp?MID=469546
http://historykratko.ru/otmena-krepostnogo-prava
http://rostov-region.ru/news/item/f00/s01/n0000161/index.shtml
http://www.kp.ru/radio/stenography/46271/
http://www.referat.ru/referats/view/20636
http://sch5.ru/sites/projec_history/p20aa1.html
http://www.borodino2012.net/?p=3822
http://forum.lvivport.com/showthread.php?s=f80d43ca332b9ef7e515dc523bf86f84&t=74052
http://www.booksite.ru/usadba_new/world/images/5_81.htm
http://2krota.ru/2009/12/01/afishi-sssr-18-foto.html
http://www.moyareklama.ru/Воронеж/афиша/7888
http://www.aif.ru/contestappl/alexandr2
http://kupitkartinu.ru/picture/1037/
http://www.baby.ru/blogs/post/65999976-30095390/
http://kykolnik.dreamwidth.org/368655.html
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/pics/9402-pictures.php?picture=940224
http://www.reforms-alexander2.narod.ru/4_reforms.html
http://subscribe.ru/group/uchyonyij-sovet/2704787/
http://axinet.ru/forum/f4/t937/
http://clubs.ya.ru/4611686018427415758/replies.xml?item_no=738
http://www.fegi.ru/primorye/flot/flot1_6.htm
http://www.rsu.edu.ru/files/e-learning/Agarev_Native_history_for_non-historical_faculties/R11.htm
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=471
Слайд 23Панова
Оксана Владимировна
учитель
начальных классов
МАОУ «Гимназия №4»
г. Великого Новгорода
Персональный сайт:
http://www.panowa-ox.narod.ru/
E-mail: panowa.ox@yandex.ru