Слайд 1Урок исследовательской деятельности
Слайд 2Ход урока.
Организационный момент.
Знакомство с темой урока.
-Отгадайте загадки, скажите, что их объединяет.
На
дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина.
Слайд 4Загадка
Шумит он в поле и в саду.
А в дом не попадёт.
И
никуда я не иду,
Покуда он идёт.
Слайд 6Он как алмаз:
И твёрд, и чист,
На солнышке сверкает,
Но пригревать начнут лучи,
Он
тут же тает.
Слайд 8Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
Слайд 10Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем
– не найдём.
Слайд 12Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони
и во рту.
Слайд 14Молоко над рекой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко.
Слайд 16– Посмотрите на слова, помещенные на доске: в какие группы их
можно объединить? Почему?
Град, лёд, снег.
Дождь, родник, роса.
Облако, туман.
– Что объединяет все эти явления природы? Из чего они состоят?
Как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить?
- Чтобы вы хотели узнать о воде?
Слайд 17ВОДА…
На огромной планете Земля
Жила скромная чистая капля
Ей вопросы мешали, друзья:
«А
туман – это я?
Ну, а лёд – это я?
А ручей, океан – это я?
Для чего всем нужна я?
Есть ли польза во мне?
Есть ли тайна…
моего состоянья?»
Слайд 18Тема: Про воду. Свойства воды.
Цель урока: сформировать первичное представление о воде
, её свойствах и её роли в жизни человека .
Задачи образовательные: ввести детей в новую тему; развивающие: развитие творческих исследовательских способностей учащихся через чёткое планирование своей работы, развитие умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; формирование умения двигаться к намеченной цели; воспитательные: формировать толерантность в отношениях учащихся в группе; умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.
Слайд 20Карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследований (не менее 10-12).
Они могут быть по теме урока.
Дополнительная литература по темам возможных детских исследований. Желательно, чтобы данные темы находились в различных сборниках.
Небольшие листочки для фиксации детьми полученной в ходе исследования информации.
Слайд 21 3. Выбор темы.
На данном этапе класс делится на
группы.
Каждая группа определяется с темой своего исследования – выбирается своя карточка (рисунок). Оставшиеся карточки с рисунками, записи проблем убираются с доски.
2. Определение проблем исследования.
На данном этапе проходит подготовка к исследовательской деятельности. Класс выдвигает проблемы, а учитель вывешивает или записывает их на доске.
1.Что же особенного в воде?
2.Какие свойства имеет вода?
3.Как вода помогает поддерживать здоровье человеку?
4.Какая вода опасна для жизни человека?
5. В каком состоянии находится вода в природе?
Слайд 22 4. Составление плана исследования.
Ставится задача ученикам –
получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования, и подготовить о нём сообщение – небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать её. Как это можно сделать? (Учащиеся предлагают свои варианты. А учитель вывешивает соответствующую карточку с символическим изображением.) Подводящим диалогом надо добиться названия всех методов исследования.
В ходе коллективного обсуждения выстраивается план проведения исследования в классе - путём выбора доступных методов учащимся. Например:
1. 1. «Подумать самостоятельно».
2. 2. «Спросить у другого человека».
3. 3. «Узнать из книг».
Слайд 23 5. Сбор материала.
Для повышения информативности детского исследования и
обучения ребёнка умению систематизировать информацию можно предложить определённый алгоритм систематизации полученных данных. Для этого предлагается схема, способная стать специфическими ключами к поиску.
1. Что особенного в воде?
2. Какие свойства имеет вода?
3. В каком состоянии в природе находится вода?
Работа по сбору информации.
1 – «Подумать самостоятельно». Каждый ребёнок фиксирует на листочке (рисунком, словом, пиктограмой, цветом и т.п. символами) то, что он знает об объекте. Затем в коллективном групповом обсуждении отбирается та информация, которая не совпала.
Слайд 242 – «Спросить у другого человека». Здесь есть несколько вариантов:
из каждой группы выделяется по 1 человеку, который идёт в другую группу за информацией; спросить у учителя; (если в класс приглашены взрослые) спросить у взрослых и др. варианты. Вся информация фиксируется на листочках. Затем в коллективном групповом обсуждении отбирается та информация, которая не совпала.
3 – «Узнать из книг». Здесь также возможны варианты работы: можно просто ограничиться просмотром иллюстраций, прочитать отрывок одному из группы хорошо читающим ребёнком и др. Новая информация фиксируется на листочках.
4. - «Наблюдение и эксперимент». При возможности предоставить оборудование для проведения эксперимента каждой группе. Новая информация фиксируется на листочках.
Слайд 25 6. Обобщение полученных знаний.
Теперь собранные сведения надо
проанализировать и обобщить. Учащиеся в группе раскладывают листочки и выделяют вначале главные, затем второстепенные сведения.
Выстраивается рассказ -применяется метод работы с деформированным текстом.
Слайд 26
7. Сообщение докладов.
Как только информация обобщена, делается сообщение одним из представителей
группы. После выступления исследователей – завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы. Естественно, что процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве педагога.
Слайд 27Особенности воды
Что же такого особенного в ней? Вода – самое удивительное
и полное тайн вещество. Посмотрите, как выглядит наша Земля из космоса. Если бы Земля быстро вращалась, то она казалась бы вся голубой.
Слайд 29Вода занимает три четверти поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе,
под землёй, в огромных скоплениях льда у Северного и Южного полюсов.
Вода входит в состав любого живого организма. Она содержится во всех частях растений. Сок в плодах – это вода с растворёнными в ней различными веществами.
Наш организм в основном состоит из воды. Она содержится в крови. С помощью воды из организма удаляются вредные вещества.
Слайд 30Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни
звери, ни птицы. Вода не только поит, но и кормит. По морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов. Вода «добывает» электрический ток на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Вот она, какая, вода!
– Многим кажется, что они хорошо знают воду. Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого и постараемся определить свойства воды. Послушаем 2 группу исследователей.
Слайд 31Растворяет не всё
Без запаха
Бесцвет-ная
Без вкуса
Меняет форму
Прозрачная
Испаряется
Жидкая
Текучая
Свойства воды
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Слайд 33Растворяет, но не всё
Без запаха
Бесцвет-ная
Замерзает
Без вкуса
Меняет форму
Прозрачная
Испаряется
Жидкая
Текучая
Свойства воды
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Слайд 37
Сегодня на уроке
• я научился ___________________________
• могу похвалить себя за
то, что_______________________
_
• могу похвалить одноклассников за то, что ____________
• больше всего мне понравилось ______________
• для меня было открытием то, что____________________
______________________
Слайд 38Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что
бы стало с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза уже существует. От загрязнения воды страдает всё живое, оно вредно и для жизни человека. Поэтому воду надо беречь.
– Запасов воды достаточно много на земле, но можем ли мы расходовать её без ограничений?
Слайд 39– Я думаю, что вы должны соблюдать правила и одно из них звучит
так:
Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан.
Слайд 40Домашнее задание
Хр. стр. 31
Р. т. № 33.
3. *Уч. стр. 59, вопрос
5.