Презентация, доклад ТРИЗ- теория решения изобретательских задач

Содержание

«ТРИЗ – азбука талантливого мышления, каждый человек обязан быть творчески грамотным».

Слайд 1«Использование приемов ТРИЗ и развитие творческих способностей в начальной школе»
2017 г.

«Использование приемов ТРИЗ и развитие творческих способностей в начальной школе»2017 г.

Слайд 2«ТРИЗ – азбука талантливого мышления,

каждый человек обязан быть творчески грамотным».
Г. С. Альтшуллер
«ТРИЗ – азбука талантливого мышления,

Слайд 3 Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения

изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования.
Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из

Слайд 4«Не мыслям надо учить, а мыслить». И. Кант.
Наиболее четко

и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению".
Важнейший момент в этом учебном процессе - переход к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями.
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.
«Не мыслям надо учить, а мыслить».  И. Кант. Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI

Слайд 5В основе ТРИЗ педагогики лежат:
1) методики и технологии, способствующие развитию творческого

воображения (РТВ);
2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);
3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
В основе ТРИЗ педагогики лежат:1) методики и технологии, способствующие развитию творческого воображения (РТВ);2) методология решения проблем, основанная

Слайд 6Внедрение ТРИЗ РТВ технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить

следующие педагогические задачи:
1.воспитательные
2.образовательные
3.развивающие
Внедрение ТРИЗ РТВ технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи:1.воспитательные2.образовательные3.развивающие

Слайд 7Задачи:
1. Изучение основных понятий ТРИЗ.
2. Развитие образного системного диалектического мышления.
3. Выработка

навыков решения творческих задач с помощью ТРИЗ технологии.
4. Развитие творческих способностей (беглость, гибкость, оригинальность мышления).


Задачи: 1. Изучение основных понятий ТРИЗ.2. Развитие образного системного диалектического мышления.3. Выработка навыков решения творческих задач с

Слайд 8Прогнозируемый педагогический результат личности, мотивированной к творческой деятельности.
Знания:
1) владение элементами ТРИЗ,

со ответствующими программам начального образования;
2) умение анализировать и решать изобретательские задачи;
3) сформированность основ мысли тельных операций;
4) владение навыками самоанализа.
Познавательная деятельность:
1) сформированность положительной мотивации учения;
2) проявление познавательной инициативы, выходящей за пределы обязательных заданий;
3) умение работать со справочной литературой для решения творческих задач и удовлетворения познавательного интереса.
Здоровье: сознательное отношение к собственному здоровью и понимание важности главного ресурса – организма человека.
Культура личности:
умение строить отношения со взрослыми, сверстниками.

Прогнозируемый педагогический результат личности,  мотивированной к творческой деятельности. Знания:1) владение элементами ТРИЗ, со ответствующими программам начального

Слайд 9«Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать».

Дж. Родари
«Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать».

Слайд 10ПРИЕМЫ ТРИЗ
Нестандартный вход в урок
Отсроченная отгадка
Ассоциативный ряд
Удивляй
Фантастическая догадка
Необъявленная тема

ПРИЕМЫ ТРИЗНестандартный вход в урокОтсроченная отгадкаАссоциативный рядУдивляйФантастическая догадкаНеобъявленная тема

Слайд 11Модель “Элемент – имя признака – значение признака” для конструирования лексического

значения знакомых слов



Например: школа, парта, учебник.
Для этого учащимся предлагалось ответить на вопросы:
К какому классу предметов относится?
Из какого материала «предмет» сделан?
Для чего служит?
Учащиеся записали: «Школа – здание из кирпича, дерева, бетона, место, где учатся», «парта – предмет мебели, сделан из дерева, за ней сидят в школе», «учебник – книга, по которой учатся в школе». Полученные характеристики предметов сравнивались с лексическим значением слова в толковом словаре. Также предлагалось лексическое значение слова, составленное по этим же вопросам, а учащимся необходимо было отгадать слово.

Модель “Элемент – имя признака – значение признака” для конструирования лексического значения знакомых слов

Слайд 12События Устройство конструктора
«было» (первое состояние объекта);
«стало» (второе состояние объекта);
«что изменилось»

(указывается имя признака и направление изменения значений).
Конструктор будет иметь вид:

События Устройство конструктора «было» (первое состояние объекта); «стало» (второе состояние объекта); «что изменилось» (указывается имя признака и

Слайд 13 Решение учебных задач
Приём “Создай паспорт”
Приём “Морфологический ящик”

окружающий мир – копилки различных видов животных и растений

паспорт планет

Решение учебных задачПриём “Создай паспорт”Приём “Морфологический ящик”   окружающий мир – копилки различных видов

Слайд 14«Девятиэкранка»
Если мы рассмотрим что-то...
Это что-то для чего-то...
Это что-то из

чего-то...
Это что-то часть чего-то...
Чем-то было это что-то...
Что-то будет с этим что-то...
Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
«Девятиэкранка»Если мы рассмотрим что-то... Это что-то для чего-то... Это что-то из чего-то... Это что-то часть чего-то... Чем-то

Слайд 15Системный лифт
«Класс → второй этаж → школа

→ улица Николаева → Республика Калмыкия→ город Элиста→ Российская Федерация → материк Евразия → планета Земля → Солнечная система → галактика Млечный путь → Вселенная».
Системный лифт    «Класс → второй этаж → школа → улица Николаева → Республика Калмыкия→

Слайд 16Лифт-город

Лифт-город

Слайд 17 «Метод маленьких человечков».
Объяснять внутреннее строение тел и их свойства

можно так:
«Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах».
Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделировали сами дети. Они показывали, нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и запахов. Учащиеся самостоятельно ответили на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»
«Метод маленьких человечков». Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят

Слайд 19Окно № 1 – сам объект и его функция (система).
Окно

№ 2 – части объекта (подсистема).
Окно № 3 – окружение объекта (надсистема).
Окно № 4 –прошлое объекта по выполняемой функции (прошлое системы).
Окно № 5 – части объекта в прошлом.
Окно № 6 – место его функционирования в прошлом.
Окно № 7 – перспективы развития объекта (будущее системы).
Окно № 8 – части объекта в будущем.
Окно № 9 – место объекта в будущем.
Окно № 1 – сам объект и его функция (система). Окно № 2 – части объекта (подсистема).

Слайд 20 Контроль знаний, обратная связь
Рюкзак
-я научился составлять план

разобрался в такой-то теме
-я наконец-то запомнил, чем живая природа отличается от неживой и т.д.


Контроль знаний, обратная связь Рюкзак -я научился составлять план -я разобрался в такой-то теме -я наконец-то

Слайд 21Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть