Слайд 1Исследовательский проект по теме: «Лекарственные растения»
Авторы: учитель начальных классов
Шемелина
Елена Вячеславовна;
учащиеся 2 - 4 классов
МОУ Рудник Абагайтуйская ООШ №5
Дондоков Данила
Пакулова Алина
Терентьев Алексей
Федурина Елена.
Адрес:
Забайкальский край,
Забайкальский район,
Рудник Абагайтуй.
Слайд 2Исследовательский проект «Лекарственные растения»
направлен на изучение лекарственных растений.
Проект предназначается для
учащихся начальной школы.
Он предусматривает участие родителей и педагога.
В данном проекте представлены:
- альбом «Лекарственные растения»;
- сборник «Бабушкины рецепты»;
- буклеты «Экология и мы»; «Загадки»;
- кроссворд «Лекарственные растения»;
-викторина «Зеленая аптека под ногами».
Конечным этапом проекта является проведение внеклассного мероприятия «Путешествие солнечного лучика» с
представлением презентаций и подготовленных материалов проекта.
Слайд 3Недостаток знаний учащихся о лекарственных растениях, неправильный сбор и хранение их,
отсутствие бережного отношения к природе.
Актуальность обращения к этой теме определяется и тем, что сегодня лекарственные растения находят широкое применение при лечении различных
заболеваний, заменяя дорогостоящие лекарства.
Описание проблемы
Слайд 4
Цель исследования:
1. Познакомить и расширить знания обучающихся о многообразии лекарственных
растений которые могут быть применены в качестве дополнительного лечения при различных заболеваниях, об их значении в жизни человека.
2. Пропагандировать здоровый образ жизни и лечение без лекарственных препаратов.
Задачи:
- познакомить обучающихся с лечебными свойствами растений;
- уметь различать, называть и применять их в повседневной жизни;
- воспитывать бережное отношение к природе
Слайд 5Этапы проекта
III – этап
Заключительный
I – этап Подготовительный
Определение темы проекта
Распределение
обязанностей
Источники
информации
Внеклассные
мероприятия
Оформление
стенда
Презентация
проекта
Оформление
Подготовка
презентации
Сбор материала
II
– этап
Основной
Слайд 6Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их
беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
I Идея создания и определение темы проекта:
Цикл классных часов на тему: «Экология и мы» с изготовлением буклетов;
Внеклассные мероприятия: «Зеленый мир», «Лекарственные растения – богатство природы»,
«В царстве Берендея»;
Факультативный курс «Неизведанное – рядом»;
Работа с гербариями лесных и степных растений.
Слайд 7II. Распределение обязанностей:
Сбор материала:
Пакулова Алина
Федурина Лена.(2-ой кл)
Оформление, изготовление буклетов:
Дондоков Данила
Терентьев Алексей.(4-ый
кл)
Подготовка и оформление презентации:
1. Шемелина Елена Вячеславовна.(кл. руководитель)
Слайд 8II – этап Основной
Зелёная аптека
Человек издавна замечал, что многие растения обладают целебными свойствами. Сегодня такие растения, их называют лекарственными, используются в медицине для лечения разных болезней. Из листьев, цветков, плодов и корней готовят настойки, мази, отвары, порошки, таблетки. У каждого лекарственного растения – свое назначение, а все вместе они – настоящая зеленая аптека.
Многие с детства привыкли к тому, что при заболевании нас кто-то должен лечить, мы ищем простые пути выздоровления, искренне веря, что таблетка может вернуть здоровья и силы. Но часто мы просто забываем заботиться о своем здоровье: не моем руки перед едой, пока не видит мама - бегаем по лужам, сосём сосульки и не одеваем теплые носки. Сейчас за окном зима, время когда мы чаще всего болеем простудными заболеваниями. Что же кроме таблеток нам сможет помочь?
Слайд 9II – этап Основной
Первое упоминание о лекарственных растениях принадлежит выдающемуся врачу
Древней Греции Гиппократу. Через 6 веков римский врач Гален доказал, что лекарственные растения содержат действующие вещества и научился их извлекать. Он делал отвары, порошки, настои.
На Руси лекарственные растения применялись также издавна. Лечили людей знахари и ведуны, а также монахи. В конце 16 века в России появляются рукописные лечебные травники. По приказу Петра 1 были созданы первые ботанические сады или аптекарские огороды при аптеках.
Слайд 10По мере совершенствования медицинских знаний во врачебной практике всеобщее признание сохранилось
в использовании для лечения и профилактики различных заболеваний лечебными травами , лесными и садовыми ягодами,
овощами и фруктами.
II – этап Основной
Одной из проблем 21 века является охрана окружающей среды, она касается и охраны лекарственных растений. Нерациональная, бессистемная их заготовка привели к уменьшению запасов лекарственных растений.
Давайте вместе
Поможем им выжить!
Слайд 11III – этап Заключительный
Оформление стенда «Лекарственные растения»;
Изготовление буклетов «Экология и мы»,
«Загадки»;
Проведение внеклассного мероприятия с материалами и презентацией проекта.
Слайд 12В ходе выполнения данного проекта дети смогут убедиться, что растения могут
заменить лекарство.
Станут бережно относиться к природе.
Узнают, что лекарственные растения можно выращивать на приусадебном участке, не нанося вред природе.
Сформируются знания о лекарственных растениях и об использовании их человеком
Предполагаемые результаты:
кроссворду:
«Кошачья травка»- больным поправка:
Корешок в аптечку, чтоб помочь сердечку.
Кто тебя не знает, полевой цветок:
Белые реснички, золотой глазок.
Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня.
Листочки-парные, цветки-янтарные,
Плоды-коварные: и лечат, и калечат.
Сидит Аленка в красной рубашонке;
Кто мимо идет-всяк поклонится.
Степной травы пучок простой, он и сухой благоухает
И разом степи надо мной все обаянье воскрешает.
В лесу и на болоте травку вы найдете
А на ней синеет гроздь-кисло-сладких ягод горсть.
Путник часто ранит ноги-вот и лекарь на дороге.
У реки, на лугу, босиком на снегу
Первые цветочки-желтые глазочки.
10. Коготок короток, а сквозь землю прошел-
Шапку золота нашел.
11. Ягоды-не сладость, зато глазу-радость,
И садам-украшение, и дроздам-угощение.
кроссворду:
Валериана
Ромашка
Крапива
Зверобой
Земляника
Полынь
Черника
Подорожник
Мать-и-мачеха
Календула
Рябина
Ключевая фраза: лекарственные растения
Сказка «Колобок»
Бабка. Вот уже и устала,
А раньше, бывало,
Я этих слов и вовсе не знала.
Дед. А меня, видать, продуло —
Знобит так, что мочи нету.
То ноги, то живот, то голова.
Что поделаешь, старость пришла.
А таблетки аптечные
Мне пить непривычно...
Мне отвары растений целебных
Помогают отлично.
Бабка. Нет у меня сил за травами идти.
Ты, старик, лечись, чем есть.
И не ворчи.
Колобок. Негоже мне без дела отдыхать,
Нужно деду и бабушке лечиться помогать.
Ну-ка спрыгну я с окошка
Да покачусь вдоль дорожки,
Лечебные растения отыщу.
А чтобы быстрее собрать все, что нужно, возьму с собой ребят, которые уже учатся в школе. Пусть помогут загадки отгадать и узнать, какие же растения лечебными называются и почему.
Слайд 17Стихи и загадки к сказке:
Весь в пыли, хоть сил немного,
У
дороги он торчит,
У него согнулись ноги,
Неприметен он на вид. (Подорожник.)
Белая корзинка,
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (Ромашка.)
Растет зеленый кустик,
Дотронешься — укусит. (Крапива.)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик.)
Черемуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри, завила.
Кругом роса медвяная сползает по коре.
Под нею зелень пряная сияет в синеве.
Слайд 26Наступили дни целебных трав –
Мяты, иван-чая, зверобоя.
Их в пучки душистые собрав,
Из
лесов несу цветы с собою.
Всё целебно: лес, луга, поля,
Подорожник, заросли тимьяна,
Щедрая прекрасная земля,
Словно лекарь, нам врачует раны!
Шалфей
Препараты шалфея (настои, отвары) применяют при воспалительных заболеваниях кожи, для лечения гноящихся язв и ран, при легких ожогах и обморожениях, гастритах и язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки с пониженной секрецией желудочного сока, воспалении мочевого пузыря.
Календула (ноготки)
Настой календулы - одна столовая ложка сухой травы на стакан кипятка (настаивать не меньше получаса) - очень эффективен для полосканий при боли в горле, ангине, стоматите. Ожоги, царапины и содранные коленки тоже можно промывать настоем календулы. Этот же настой по одной столовой ложке три раза в день поможет при поносе. Ну и, конечно, не забывайте умыться им по утрам – вы сразу увидите, как благотворно влияет календула на кожу.
Лопух
Благодаря своему химическому составу, лопух обладает лечебными свойствами и издавна у многих народов, в том числе и у славян, применялся в народной медицине, как наружное средство при лишаях, внутрь его рекомендовали при ревматизме, подагре, как потогонное средство.
Корни лопуха в виде отваров и настоев применялись как мочегонное и желчегонное средство. Свежий сок растения, смешанный с маслом, употребляется для лечения ран.
Мать – и – мачеха
В наше время мать-и-мачеха широко применяется в народной и официальной медицине: при бронхитах, ларингитах, как отхаркивающее, смягчающее, дезинфицирующее и противовоспалительное средство. Применяют также при абсцессах и гангрене легких.
Широкое применение издавна мать-и-мачеха находит при наружных заболеваниях. Листья ее прикладывают к ранам, язвам, нарывам, фурункулам, мозолям. Обычно в таких случаях прикладывают свежие листья или кашицу из них. При этой болезни хорошо принимать внутрь отвар мать-и-мачехи. Сок свежего растения капают в нос от насморка.
аптечная
Лечебное действие ромашки связано с наличием эфирного масла. Растение обладает вяжущим, противовоспалительным, спазмолитическим и ветрогонным действием. Настой и отвар из цветков назначают при диспепсии, заболеваниях печени, почек, мочевого пузыря, простудных заболеваниях, мигрени, наружно - для полоскания полости рта и горла; в виде примочек - при воспалительных заболеваниях кожи. Настоем из травы моют голову для укрепления корней волос и придания им мягкости, блеска и красивого цвета
Подорожник
Его применяют в научной и народной медицине. Он обладает антисептическим, противовоспалительным, обезболивающим, ранозаживляющим, кровоочистительным и отхаркивающим действием.
Настой листьев способствует разжижению, растворению и выделению густой мокроты при кашле, туберкулёзе.
Настой листьев и сок подорожника весьма эффективно используют при гастритах, энтеритах и энтероколитах, дизентерии и для лечения язв желудка и кишечника, при воспалении мочевого пузыря. Как кровоочистительное средство применяют при сыпях, лишаях, угрях.
Отвар соцветий применяют при болях в желудке и кишечнике.
Слайд 33 Зверобой продырявленный
Очень разнообразно применение зверобоя в
народной медицине, особенно в сочетании с другими травами. Траву зверобоя используют: при головных болях и головокружениях, заболеваниях желудка и кишечника, печени и желчного пузыря, мочевого пузыря, при сердечно - сосудистых заболеваниях; воспалительных процессах самого разного происхождения; при кашле, бронхите, туберкулезе, язве желудка и 12-перстной кишки, подагре, опухолях печени и злокачественных язвах кожи. В народе считают, что зверобой возбуждает аппетит, улучшает работу кишечника, останавливает кровотечения, изгоняет паразитов из желудочно-кишечного тракта, оказывает успокаивающее действие на организм.
Слайд 34 Одуванчик лекарственный
Одуванчик относится к
лекарственным растениям, содержащим горечи. Вот почему препараты одуванчика применяются для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. В комбинации с соком цикория, моркови и крапивы сок одуванчика употребляют при вялой работе печени и желчного пузыря. Из-за высокого содержания инулина корни одуванчика могут служить заменителем кофе. Для этого разрезанные вдоль корни высушиваются, затем поджариваются до покраснения и хруста, размалываются и кофе готов.
Слайд 35ФИТОТЕРАПИЯ
Это одна из самых древних медицинских наук. В переводе с греческого
означает-
лечение травами.
Растения обладают огромной силой, которую могут передать нам.
Эта сила у нас под ногами и надо правильно ею воспользоваться
«Здоровье-это не всё, но всё без здоровья –ничто» (Сократ).
Слайд 36
Ты пришел за помощью к природе?
Добрым будь и береги ее
Ветки не
ломай, корней не трогай
Помни, нужно много лет,
Чтобы кустик снова мог помочь тебе!
Говорим при всем народе:
Чтоб продлить природы век,
Должен помогать природе
Друг природы- человек.
Чтобы мирно мчались годы,
Расцветая за веком век
Другом быть для всей природы
Должен каждый человек!
Ты пришел за помощью к природе?
Добрым будь и береги ее
Ветки не ломай, корней не трогай
Помни, нужно много лет,
Чтобы кустик снова мог помочь тебе!
Говорим при всем народе:
Чтоб продлить природы век,
Должен помогать природе
Друг природы- человек.
Чтобы мирно мчались годы,
Расцветая за веком век
Другом быть для всей природы
Должен каждый человек!
Слайд 37 Список использованной литературы:
Г. А. Королева, Н. Б. Троицкая
«Сценарии школьных праздников»
М.: Дрофа, 2005 г.
Е. П. Якимова и др. «Региональная ботаника» Ч.: УИЦ «Тайфун», 2005 г.
М. И. и др. «Растения Забайкалья», «Региональная ботаника»
Ч.:АНО «ЦНОП», 2003 г.
Материалы сети Интернет.
Н. В. Лободина «Экологическое воспитание в начальной школе» В.: Учитель, 2007 г.
С. Е. Землинский «Лекарственные растения в СССР» М.: Медгиз, 1951 г.
Т. А. Гончарова «Энциклопедия лекарственных растений» М.: Дом МСК, 1997 г.
Будьте здоровы!