Слайд 1Образование и наука в XVIII веке.
Презентация Чижова Егора
ученика 4 «В»
класса
Учитель
Евич Ольга Алексеевна
Слайд 2
XVIII столетие в истории России стало поистине судьбоносным. Оно явилось временем
коренных перемен, вызванных петровскими реформами. Своими преобразованиями Петр I круто повернул Россию на Запад.
Слайд 3Начатые Петром преобразования вызвали экономический рост России, превратили ее в великую
и могучую империю. В ней возникли новые крупные города – Санкт-Петербург, ставший столицей государства, Севастополь, Екатеринослав, Екатеринодар, Екатеринбург, Одесса и др.
Слайд 4
XVIII век стал временем создания в России системы светского образования и
науки, которые раньше, практически отсутствовали. В 1701 году в Москве открылась Навигацкая школа, которая в 1715 г. была переведена в Петербург, где на ее основе была создана Морская академия. Чуть позже появляется еще несколько школ - Инженерная, Артиллерийская и Медицинская.
Слайд 5
В 1703 г. в Москве открывается частная общеобразователь-ная гимназия Э.Глюка, имевшая
задачей подготовку кадров для научной деятельности. Основу начального образования в губернских городах составили цифирные школы.
Слайд 6
В специальных школах для подьячих готовили разного рода чиновников. При наиболее
крупных мануфактурах – на Урале и других местах – открывались ремесленные училища. В 1722 г. появилось первое коммерческое училище.
Слайд 7
В становлении и развитии науки большую роль сыграла Петербургская академия, созданная
по инициативе Петра и открытая в 1725 г. Первоначально в состав Академии входили главным образом иностранные ученые, изъявившие желание работать в России.
Слайд 8
Многие из них имели мировую известность: математики Л.Эйлер и Д.Бернулли, физик
Ф.Зпинус, ботаник П.Паллас. Первыми русскими академиками были географ С.П.Крашенинников, натуралист и путешественник И.И.Лепехин, астроном С.Я.Румовский и др.
Слайд 9
Исключительную роль в развитии отечественной и мировой науки сыграл великий русский
ученый М.В.Ломоносов (1711 – 1765), ставший первым русским членом Академии в 1745 г.
Слайд 10Михаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик.
Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанинская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан. Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать.
Слайд 11
В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил
в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам
Слайд 12
В начале 1736 года как один из лучших студентов Ломоносов был
направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года - в Германию, в Марбургский университет, в котором три года обучался естественным и гуманитарным наукам. В 1739 году отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии.
Слайд 13
В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию. В 1742 году был
назначен адъюнктом физического класса, а в 1745 - профессором химии (академиком) Петербургской академии наук.
Слайд 14
Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти
все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы. Занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией и другими науками.
Слайд 15
Ломоносов создал в России многие химические производства – неорганических пигментов, глазурей,
стекла, фарфора. Он изобрёл фарфоровую массу, разработал рецептуру и технологию изготовления цветных стёкол, которые использовал для создания своих мозаичных картин. Ломоносов создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную (4,8х6,44 м) мозаику «Полтавская баталия» (1762-1764). Мозаичные работы Ломоносова были высоко оценены российской Академией художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом.
Слайд 16
В 1742 году Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции
на русском языке в Академии наук. В 1755 году по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, "открытый для всех лиц, способных к наукам", а не только для дворян.
Слайд 17
Первоначально он имел три факультета: философский, медицинский и юридический. Затем он
быстро стал крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех отраслях знаний.
Слайд 18
Главным сочинением Ломоносова по языку была "Российская грамматика", написанная в 1755
году и выдержавшая 14 изданий. Это была первая получившая широкую известность грамматика русского языка, созданная в России.
Слайд 19
Поэтическое наследие Ломоносова включает в себя торжественные оды, героическую идиллию «Полидор»,
две трагедии, многочисленные стихи.
Михаил Васильевич Ломоносов умер в Петербурге 4 (15) апреля 1765 года.
Слайд 20
В 1783 г. создается Российская академия наук, первым президентом которой становится
княгиня Е.Р.Дашкова. Академия также сыграла огромную роль в развитии отечественной науки. Первым ее крупным научным достижением явился шеститомный "Словарь Российской академии", содержавший толкования основных научных терминов и понятий.
Слайд 21
Благодаря трудам российских ученых, таких как Крашенинников, Гмелин,
Паллас, Озерецковский, Зуев, получили
значительное развитие география, ботаника, зоология, минералогия.
Слайд 22
Заметные успехи прослеживаются в развитии медицины. Если во
времена Петра 1 в России существовало единственное медицинское училище, то к концу столетия их стало три. Кроме того, в столице была открыта Медико-хирургическая академия, а при Московском университете – медицинский факультет.
Слайд 23
Вторая половина XVIII века примечательна небывалым взлетом технической мысли. Развитие промышленности
и других отраслей народного хозяйства стимулировало научную и техническую мысль. Это находило выражение в многочисленных изобретениях и усовершенствованиях машин, станков, инструментов, в создании технической литературы. Широко известны имена выдающихся изобретателей XVIII века: А. Нартова, И. Ползунова, И. Кулибина, Д.Виноградова и многих других.
Слайд 24Иван Петрович Кулибин
Кулибин родился в семье мелкого торговца в селении Подновье
Нижегородского уезда. В юношеском возрасте обучился слесарному, токарному и часовому делу. В 1764—1767 годах Кулибин изготовил уникальные карманные часы. В их корпусе помимо собственно часового механизма помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками (ныне часы хранятся в музее Эрмитаж).
Слайд 25
Кулибин дважды собирал знаменитые часы Павлин работы английского механика Джемса Кокса,
которые постоянно экспонируются в павильонном зале малого Эрмитажа.
Слайд 26
К 1772 году Кулибин разработал несколько проектов 300-метрового одноарочного моста через
Неву с деревянными решётчатыми фермами. В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов, забавных игрушек, хитроумных фейерверов. Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано.
Слайд 27
Кулибин был трижды женат, третий раз женился уже 70-летним стариком, и
третья жена принесла ему трех дочерей. Всего у него было 11 детей. Всем своим сыновьям он дал образование.
Слайд 28Иван Иванович Ползунов
Иван Ползунов родился 14 марта 1728 года в
Екатеринбурге в семье солдата государственных строительных работ, выходца из крестьян Туринского уезда Тобольской губернии. Русский изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя.
Слайд 29Дмитрий Иванович Виноградов
Дмитрий Виноградов родился в Суздале, получил образование в
одном из самых прогрессивных учебных заведений того времени — Славяно-греко-латинской Академии. В числе 12 лучших учеников он был переведен в столицу (Санкт-Петербург), был отправлен на продолжение обучения за границу, в старейший европейский университет Марбурга.
Слайд 30
В ноябре 1744 года, после возвращения на Родину, зачислен на Порцелиновую
мануфактуру (впоследствии Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова). Химик, создатель русского фарфора, организатор первого в России фарфорового производства.
Слайд 31
Дмитрий Виноградов умер в 1758 году в возрасте 38 лет. Дело
продолжил его ученик Никита Воинов.
Одна из улиц Суздаля названа именем Д. И. Виноградова.
Слайд 32Андрей Константинович Нартов
Андрей Константинович Нартов (1693—1756), русский учёный, механик и скульптор,
статский советник, член Академии наук, изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колёс.
Слайд 33
В 1726 году он был именным указом направлен в Москву на
монетный двор. Московский монетный двор находился в то время в чрезвычайно запущенном состоянии. Нартову удалось наладить технику монетного дела. В 1733 он создал механизм для подъёма Царь-колокола.
Слайд 34
Работая в Артиллерийском ведомстве, Нартов создал новые станки, оригинальные запалы,
предложил новые способы отливки пушек. Им был изобретен оригинальный оптический прицел. В1746 году был издан указ о награждении А. К. Нартова за артиллерийские изобретения пятью тысячами рублей. Кроме этого, ему отписали несколько деревень в Новгородском уезде. В последствии он был произведен в генеральский чин статского советника.
Слайд 35
Русская наука сделала к концу XVIII века большой шаг вперед. Развиваются
не только естественные науки, но и гуманитарные. И все же, как ни велики были успехи, как ни значительны достижения, Россия продолжала отставать от передовых стран. Особенно это касается внедрения достижений научной мысли в производство. Много было препятствий на пути распространения передовых научных взглядов. Причина этого — в крепостническом строе, все более тормозившем развитие как производства, так и науки.
Слайд 36Вопросы
Какой российский император начал проводить реформы в области образования и науки
в начале XVIII века?
Петр III
Елизавета Петровна
Петр I
Екатерина II
Слайд 38
Какие учебные заведения открылись в то время в России.
Инженерная, Навигацкая, Медицинская,
Артиллерийская школы, Морская академия, общеобразовательные гимназии, ремесленные и коммерческие училища, Петербургская Академия наук, Московский университет.
Слайд 39
Какой знаменитый учёный из народа стал академиком Петербургской Академии наук?
Ломоносов
Кулибин
Ползунов
Виноградов
Слайд 41
Кто изготовил уникальные карманные часы.
Кулибин
Ползунов
Нартов
Ломоносов