Слайд 3Добро и зло.
Работу выполнила учитель МКОУ «Песчанинская НОШ»
Бокарева Л.В.
Слайд 4Цель урока:
помочь учащимся уяснить смысл понятий добро и зло, проследить элементы
сходства и различия объяснений возникновения добра и зла в разных религиях, прийти к пониманию, что творить добро- духовная радость.
Слайд 5Задачи:
.Образовательная : помочь осмыслить понятия добро и зло , учить
умению их использовать , сравнивать объяснения данных понятий с точки зрения разных религий и светской этики.
Воспитательная: учить детей делать добро , , воспитывать навыки доброжелательного поведения , способность сочувствовать, сопереживать , помочь понять, что добро и зло в нашей душе, и что победит , зависит от нас.
Развивающая: создать условия для развития речи, обогащения словарного запаса слов, учить сравнивать, анализировать, развивать компетентности.:
Слайд 7Развитие компетентностей:
-учебно-познавательной -учить работать с текстом, комментировать , уточнять, работать
со словарём;
- информационной -развивать умения поиска, отбора информации в учебнике, пособиях;
- коммуникативной- умение сотрудничать, взаимодействовать с учителем и одноклассниками, слушать, распознавать эмоции в предлагаемом материале .
Слайд 8Основные понятия
добро
зло
доброжелательность
доброта пассивная
активная
созидательная
.истина
Слайд 10, Актуализация знаний .Хранители преданий: кто и в какой религии.
,
,
Слайд 11Повторение пройденного:о чём заботятся хранители религий?
Окружающий мир
Мир духовный (мир культуры)
-Внутренний
мир человека (ДУША )
любовь
честь
милосердие
ненависть
бесчестие
жестокость
ложь
зло
добро
правда
любовь
Слайд 12Какой будет внутренний мир?
Это зависит от:
отношений с другими людьми;
чем человек питает
свою душу.
Слайд 13Культурные традиции-дороги в духовном мире:
религиозные культуры;
морально-этические нормы.
Фундаментом являются:
добро
честь
справедливость
милосердие
Что является самым
важным в данном «фундаменте»?
Решить проблему!!
---Ведь знаешь, что я не такое, как ты,
Я жду веселья, а ты ждешь беды.
Я процветаю от детского смеха,
А бить, убивать, это разве потеха?
Откуда взялось ты вообще на Земле?»
---А мне,
Наплевать, что с другими случится,
Я буду от горя людей веселиться,
Я буду молиться, чтоб кого-то убили,
Потом посижу, посмеюсь на могиле.
А так, как нас больше — я буду плеваться
На всех, кто захочет с тобою остаться!»
---Как можно быть злым и ссылаться на Бога,
Просить у него чьей-то смерти, ведь Он
Творец этой жизни – Примите Поклон .
Слайд 16Изложение нового материала :что такое добро и зло.
.
Слово учителя .Притча о
собаке и ребёнке
Мораль. Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?
Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните!
Слово учителя Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»
Слайд 17Слово учителя .Мир таков, каким мы его делаем.
Давным-давно жил великий шах.
Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо.
Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым.
Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.
На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”.
А наследующий день во дворец забежал ребёнок...и со всех сторон его окружили улыбки и радость…
Слайд 20Добывание знаний в группах.Путешествие по модулям: отношение разных религий и светской
Слайд 21
Понятие добра и зла .
ДОБРО́, -а, ср.
1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное
злу; добрый поступок.Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать ~м (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла (посл.). Д. должно быть с кулаками (афоризм).
ЗЛО, зла, мн. ч. только род. п. зол, ср.
1. ед. ч. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; ~й поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить ~м за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто не~памятен).
Слайд 22«Если вы творите добро, то совершаете его для себя»
В Коране слово
«добро» повторяется много раз. В священной книге объясняется, как нужно творить добро какова польза добра для того ,кто его совершил. Добро возвращается к вам, может быть, даже не от того человека, кому вы помогли. Добро всегда отзовётся добром.
Тот, кто приносит зло другим, причиняет его и себе Зло приносит людям страдания , горе и слёзы .И они вернутся к тому, кто заставляет страдать других.
Слайд 23Ищите радость для своего сердца –для
этого творите добро другим.
«Возлюбленный! не подражай
злу, но добру.»
«... желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло».
«... желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло».
«Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру». «Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло»
Спасение души является добром, а погибель души – злом .Зло-это мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями».
Слайд 24БЛАГИЕ ДЕЯНИЯ
ДЕЛАЮТ
ЖИЗНЬ
ЧЕЛОВЕКА СЧАСТЛИВОЙ
Важно быть мудрым. Мудрость-это умение различать ДОБРО и
зло и следовать по пути ДОБРА.
Зло-это страдания, которые пронизывают жизнь человека.
Если деяния увеличивают страдания, то это зло.
Если деяния уменьшают страдания, то это ДОБРО.
Отказываясь от неблагих деяний , человек вступает на путь ДОБРА.
Слайд 25«Золотое правило» нравственности
-поступай с другими так, как хочется
, чтобы они
поступали с тобой.
Добро и зло - главные моральные понятия в жизни .
Совершать моральные поступки сознательно, бескорыстно -значит делать ДОБРО.
Добро-это поступки, которые помогают преодолеть разобщённость между людьми ,способствуют утверждению человеколюбия, взаимопонимания, взаимоуважения.
НО для этики важнее выяснить не что такое добро, а что такое зло.
Зло-это «антоним» добра. Это сознательное унижение людей ,неуважение и нетерпимость к ним ,обман, насилие, которое подавляет свободу другого человека, делает его недобрым.
Слайд 26«Мир стоит на трёх основаниях - на Торе , на служении
и на добрых делах».
Признание наличия доброго и злого начала в каждом человеке - один из важнейших принципов иудаизма .У человека две души-»животная» в теле и «Божественная» на небесах.
Борьба йецер а-тов с йецер а-ра происходит в человеке постоянно.
Способность выбирать между Добром и злом и личная ответственность за свои поступки – это величайший дар, полученный человеком от всевышнего.
Слайд 29Кто-то у дороги плачет…Раскрой ладони и подари тепло.
Во всех религиях, в
каждом святом писании, говорится, что Бог создал землю, небо и всё, нас окружающее. Мы живем все вместе и все без исключения подчиняемся одним и тем же физическим законам. Для каждого из нас светят солнце и луна, дует ветер и идёт дождь . Основа основ нашей жизни на земле - научиться бескорыстно любить и принимать всех без исключения такими, какие есть
. Приходим в мир мы - сделать жизнь светлее
Хотя б на малый, скромный огонек,
Тот, что в ладонях пронести сумеем
Сквозь мрак и ветер жизненных дорог.
Не ждать взамен похвал или награды,
Даря добро, нельзя таить корысть.
Так дарит нам весна цветенье сада,
Так небо дарит голубую высь.
Бог посылает дождь и на плохих и добрых...
Воды живой всем подает глоток,
Так солнце согревает души скорбных
И даже самый маленький цветок.
И нам нельзя пройти сквозь путь иначе,
Ведь мир велик и каждый странник в нем.
Ты слышишь? Кто-то у дороги плачет...
Раскрой ладонь и подари тепло.
Слайд 30Закрепление нового материала
1.Составить вопросы и возможные ответы, используя учебник.
2.Пресс-конференция.
3.Распределить
добрые поступки по группам :
добро –пассивное;
добро- активное;
добро-созидательное.
Слайд 31Подведение итогов урока.
Анализ степени достижения запланированных результатов:
П: что нового узнали
на уроке?
Л:как урок повлиял на ваше духовно-нравственное развитие ?
М: какие УУД применяли?
Слайд 32Домашнее задание
1.Учебник: с.24-27 читать, отвечать на вопросы.
2.Изготовить дерево добрых
дел: на листочках перечислить добрые дела и поступки.
.3.Интервью в семье: как понимают добро и зло., «добро должно быть с кулаками», «на зло отвечай добром»(разным ученикам).