Слайд 1Кёнигсбергские ворота
Автор работы: Кука Виктория Евгеньевна,
учитель начальных классов МАОУ СОШ
№45
г.Калининграда
Слайд 2Городские ворота
До наших дней старинных ворот Кёнигсберга сохранилось не так много:
Закхаймские, Королевские, Росгартенские, Аусфальские, Железнодорожные, Бранденбургские, Фридландские ворота и ворота крепости Фридрихсбург.
Слайд 4Историческая справка
Королевские ворота (нем. Konigstor) — одни из семи сохранившихся городских
ворот Калининграда. Расположены на пересечении улицы Фрунзе и Литовского вала. В 2005 году Королевские ворота были символом празднования 750-летия Калининграда. С того же года в воротах размещается Историко-культурный центр «Великое посольство», являющийся филиалом Музея Мирового океана. В воротах расположены экспозиции, посвящённые возникновению и развитию города-крепости Кёнигсберг, посещению Кёнигсберга выдающимися людьми и дипломатической истории Кёнигсберга-Калининграда.
Нынешние Королевские ворота унаследовали своё название от более старых ворот, располагавшихся на том же месте. Первоначально на этом месте находились Кальтхофские ворота. В 1717 году они были снесены, а во время вхождения Кёнигсберга в состав России во время Семилетней войны ворота на этом месте были построены заново русскими инженерами. Эти ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен (ныне Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (нем. Konigstrasse). Название же улицы связано с тем, что по ней следовали прусские короли, направлявшиеся из кёнигсбергского замка на войсковые смотры в предместье Девау.
Слайд 5В конце первой половины XIX века в Кёнигсберге началась модернизация городских
укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор.
Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 года в присутствии короля Фридриха-Вильгельма IV, а завершилось строительство в 1850 году.
В конце XIX века оборонительные сооружения, в состав которых входили Королевские ворота, устарели с военной точки зрения и стали мешать развитию города. В 1910 году военное ведомство признало, что эти оборонительные сооружения окончательно утратили военное значение и продало их городу. Позднее в XX веке валы, примыкавшие к воротам по бокам, были срыты, поскольку они мешали возросшему автомобильному движению. Таким образом ворота стали свободностоящим, островным строением. Теперь они выполняли функцию своеобразной триумфальной арки.
Слайд 6Королевские ворота - сегодня
Слайд 8Историческая справка
Расположены на перекрёстке проспекта Калинина и улицы Дзержинского, примыкают
к парку Южный (бывший парк имени 40-летия ВЛКСМ).
Название ворот связано с городом Фридландом, нынешним Правдинском. Первые Фридландские ворота были построены в XVII веке, однако они располагались не на месте нынешних.
Ныне сохранившиеся Фридландские ворота стали последними воротами Кёнигсберга (то есть были построены последними). Точная дата их строительства неизвестна, приблизительные даты — 1857—1862 годы. Также неизвестно, кто был их архитектором. В начале XX века устаревшие и утратившие военное значение ворота вместе со всем вторым вальным обводом были проданы военным министерством городу. Тогда движение транспорта через них было прекращено, так как часть ставшего ненужным оборонительного вала была срыта, и дорога на Фридланд (нынешняя улица Дзержинского) стала проходить сбоку от ворот.
Слайд 11Историческая справка
Расположены у окончания улицы Багратиона, переходящей далее в улицу Суворова
(бывшая Берлинская), на границе исторического городского района Хаберберг.
Бранденбургские ворота — единственные городские ворота Калининграда, до сих пор использующиеся по прямому назначению.
Бранденбургские ворота были выстроены в Кёнигсберге в 1657 году на юго-западном участке Первого вального укрепления при пересечении его с дорогой, ведущей к замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково). Из-за отсутствия денежных средств и соответствующего проекта устроители ограничились возведением деревянных ворот, поставленных под крышу и упирающихся в земляной вал. Для надёжного прикрытия впереди вырыли ров и заполнили водой.
Слайд 12Бранденбургские ворота — единственные из всех сохранившихся до наших дней кёнигсбергских
ворот, выполняющие свою прежнюю транспортную функцию. Строение отреставрировано и охраняется государством как архитектурный памятник, украшающий улицу Багратиона в Калининграде.
Слайд 14Историческая справка
Нынешнее здание Закхаймских ворот было построено в середине XIX
века. Однако первые ворота на этом месте были построены ещё в ходе сооружения первого вального укрепления Кёнигсберга в начале XVII века. До конца XIX века, пока существовали валовые укрепления, ворота выполняли функцию контрольно-пропускного пункта при въезде в город. После того, как валы были срыты, они утратили оборонную функцию и стали своего рода аналогом триумфальной арки. В начале XX века ворота были проданы военным ведомством городу. После этого часть казематов была снесена и к воротам были пристроены жилые дома.
Закхаймские ворота имеют один проезд в виде арки. В прошлом по бокам имелись также меньшие арки, которые, возможно, были пешеходными проходами, однако до наших дней они не сохранились. На углах ворот расположены четыре башни: две круглые со стороны города и восьмигранные с внешней стороны. Со стороны города ворота были украшены горельефами Иоганна Давида Людвига Йорка и Фридриха Вильгельма Бюлова, с внешней стороны — изображением чёрного орла (Орден Чёрного орла был высшей наградой Пруссии).
Слайд 15В 2006 году началась реставрация ворот. После реставрации ворота переданы федеральному
государственному учреждению «Центр стандартизации и метрологии». Здесь размещены лаборатории и небольшой музей, где можно увидеть весы и другие старинные измерительные приборы.
Слайд 17Историческая справка
Нынешнее здание ворот расположено на том месте, где располагались одноимённые
ворота, относившиеся к первому вальному укреплению города (начало XVII века).
Сохранившееся до наших дней здание ворот было построено в 1852—1855 годах по проекту Инженера-гауптманна и директора крепостного строительства Ирфюгельбрехта и инженер-лейтенанта фон Хайля в Кёнигсберге. Проект фасада ворот был разработан тайным верховным строительным советником Августом Штюлером, руководителем Технической строительной депутации в Берлине. Автор скульптурных украшений — Вильгельм Людвиг Штюрмер.
Первый проект ворот был разработан в 1852 году ведомством крепостей в Кёнигсберге. Этот проект был значительно переработан тайным советником Штюлером. Штюлер сам проработал проект фасада, придав ему ярковыраженные готические формы.
Слайд 18После войны ворота были восстановлены и стали использоваться как кафе-ресторан «Солнечный
камень». Также в воротах сейчас находится музей янтаря.
Слайд 20Историческая справка
Крепость Фридрихсбург — крепость, существовавшая в Кёнигсберге. Единственный сохранившийся до
наших дней элемент крепости — её ворота, которые теперь являются одной из городских достопримечательностей.
Крепость Фридрихсбург была основана в 1657 году по приказу великого курфюрста Фридриха Вильгельма для охраны Прегеля. Фридрихсбург был крепостью бастионного типа. В плане крепость имела форму квадрата с четырьмя земляно-каменными бастионами по углам. Крепость строилась по проекту придворного математика П. Х. Оттера.
В 1697 году крепость посетил и изучал здесь бомбардирское дело Пётр I. После возвращения в Россию по приказу Петра на острове Котлин было построено несколько фортов (Кроншлот, Цитадель и Александр-шанец), образцом для которых служила крепость Фридрихсбург.
В середине XIX века крепость была модернизирована и включена в состав второго вального обвода Кёнигсберга. С этого времени крепость стала считаться фортом.
Слайд 23Историческая справка
Первые ворота приблизительно на месте нынешних были построены в двадцатых
годах XVII, во время строительства оборонительно вала вокруг города. Позднее, в 1866 году, ворота были построены заново, в стиле кирпичной готики. Построенные в XIX веке Аусфальские ворота пропускали только пешеходов, и были менее значимы по отношению к остальным городским воротам (о чём говорит, например, более бедное архитектурное оформление). Проектировал новые Аусфальские ворота архитектор Людвиг фон Астер.
Ворота с самого начала врезались в вал и находились фактически ниже уровня земли. В XX веке единственный проезд ворот был заложен.
Во время войны Аусфальские ворота были переоборудованы под пункт управления воинскими частями. Обширные внутренние помещения ворот были разделены на отдельные отсеки бетонными стенами. Проходы между отсеками закрывались герметичными защитными дверьми.
Слайд 24В 1993 году на верхнем покрытии ворот, которое расположено вровень с
уровнем проезжей части Гвардейского проспекта, была построена православная часовня Св. Георгия, посвящённая советским солдатам, погибшим при штурме Кёнигсберга.