Слайд 1Окружающий мир
(естествознание)
Тенденции изменения содержания
и требований к результатам обучения
Слайд 2Исследование TIMSS, 4 класс
Блоки программы:
Биология:
Характеристики живых организмов и жизненные процессы
в организмах.
Жизненные циклы организмов, размножение и наследственность.
Взаимодействие организмов с окружающей средой.
Экосистемы.
Человек и его здоровье.
Физические науки:
Классификация веществ и свойства
веществ.
Источники энергии, тепловые явления.
Силы и движение.
География:
Строение Земли, характеристики оболочек Земли, природные ресурсы.
Процессы на Земле, циклы, геологическая история Земли.
Земля в Солнечной системе.
Слайд 3Исследование TIMSS, 4 класс
Жизненные циклы организмов, размножение и наследственность.
Расставлять по порядку
основные этапы жизненного цикла растений (прорастание, рост и развитие, размножение, распространение) и животных (рождение, рост и развитие, размножение и смерть), знать и сравнивать жизненные циклы некоторых растений (например, дерева, фасоли) и животных (например, человека, мухи, лягушки).
Знать, что растения и животные скрещиваются с организмом того же вида для производства потомства, которое будет иметь особенности, схожие с особенностями родителей; описывать простейшие соотношения между размножением и выживанием различных видов растений и животных (например, растения производят множество семян, рыбы производят много икринок).
Слайд 4Исследование TIMSS, 4 класс
Физические науки
Классификация веществ и свойства веществ.
….
Сравнивать и классифицировать
предметы и вещества по основным физическим свойствам (например, весу/массе, объему, магнитному притяжению); определять основные свойства металлов и соотносить эти свойства с их использованием; знать свойства вода и приводить примеры ее использования (например, растворитель, охладитель, источник тепла) в каждом из агрегатных состояний.
….
Определять некоторые наблюдаемые изменения вещества, в результате которых образуются другие вещества с отличными от исходного вещества свойствами (например, разложение животных или растений, горение, ржавление, приготовление пищи).
Слайд 5Исследование TIMSS, 4 класс
Физические науки
Источники энергии, тепловые явления.
…..
….
Определять основные источники света
(например, лампа, огонь, солнце) и соотносить известные физические явления с поведением света (например, отражение, появление радуги, формирование тени).
Объяснять на примере простых электрических систем (например, фонарика), что для работы электрической цепи она должны быть замкнута (непрерывна); узнавать предметы и вещества, которые проводят электрический ток.
Знать, что магниты имеют северный и южный полюса; что одинаковые полюса притягиваются, а противоположные отталкиваются; что магниты можно использовать, чтобы притягивать некоторые вещества или предметы.
Силы и движение.
Определять силы, которые являются причиной движения предметов (например, сила притяжения вызывает падение тела); сравнивать влияние на предмет большей или меньшей силы; описывать, как относительный вес предметов можно измерить при помощи рычажных весов.
Слайд 6Исследование TIMSS, 4 класс
География
Процессы на Земле, циклы, геологическая история Земли.
Описывать движение
воды по поверхности Земли (например, потоки рек и ручьев с гор в океаны или озера); связывать формирование облаков и дождя или снега с изменениями состояния воды; описывать изменения погодных условий по дням или в течение сезона, используя понятия температуры, осадков (дождя или снега), облаков и ветра.
Осознавать, что некоторые останки (окаменелости) животных или растений, живших на Земле много лет назад, находятся в горных породах; делать простые выводы об изменениях в земной коре на основании расположения этих окаменелостей.
Слайд 9Примеры заданий
Результаты - 74%
2 место в мире
Результаты - 20%
22
место в мире
Слайд 10Примеры заданий
Результаты - 72%
8 место в мире
Результаты - 72%
30
место в мире
Слайд 11Примеры заданий
Результаты –
по 30% на ответы b, c, d
Результаты
–
42 % на ответ b
38% на ответ c
Слайд 12Примеры заданий
Результаты –
28% выполнения.
Блок заданий на наблюдения и опыты –
на среднем международном уровне
Слайд 13Планируемые результаты ОМ
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
проводить
несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
Предметные знания (терминология естествознания)
Методологические умения (начальный уровень освоения эмпирических методов) + действия по инструкции
Слайд 14описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
Общелогические приемы познания:
Выделение существенных свойств (преимущественно внешних)
Их соединение в описании
Их сопоставление в сравнении
Группировка, ранжирование, классификация (2-3 уровня) по существенным свойствам
Планируемые результаты ОМ
Слайд 15использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе
в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
Читательские умения:
Поиск информации (справочные издания)
Особенности работы с естественнонаучной информацией
Моделирование (первичные представления). Преимущественно модели объектов. Модели процессов – ознакомление.
Планируемые результаты ОМ
Слайд 16обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой
природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выявление причинно-следственных связей:
Использование в жизни (здоровье и безопасность)
Планируемые результаты ОМ
Слайд 17Система оценки
Системно-деятельностный подход
Основа кодификатора — планируемые результаты
Предмет оценки —
способность к решению учебных задач
Функция оценки — контроль ПР, коррекция технологий обучения
Слайд 18
Система оценки.
Уровневый подход
Фиксация БАЗОВОГО уровня достижения обучающимися планируемых результатов, как достижение
минимальных требований стандарта
Фиксация уровней достижения ниже базового уровня
Фиксация уровней достижения выше базового уровня
Динамика достижения требований стандарта
Слайд 19Система оценки.
Комплексный подход
Оценка комплекса результатов:
предметные
метапредметные
личностные
Комплекс процедур
использования комплекса оценочных
процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной)
использования контекстной информации для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования
использования разнообразных методов и форм оценки (стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических работ, самооценки, наблюдения и др.)
Слайд 20Особенности оценки предметных результатов
Введение стартовой диагностики
(на начало изучения темы, раздела).
Формирующий характер текущего оценивания (индивидуальный прогресс)
Повышение роли самооценивания
(выявление причин успеха или неуспеха, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению)
Приоритетное использование комплексных заданий
в текущем оценивании
(оценка нескольких планируемых результатов)
Слайд 21Динамика формирования
планируемых результатов
увеличения степени самостоятельности учащихся при достижении определённых
планируемых результатов
Усложнение мыслительных операций происходит за счет изменения способа деятельности. При этом предыдущий планируемый результат становится частью нового и более сложного планируемого результата.
Слайд 22Динамика формирования
планируемых результатов
Усложнение мыслительных операций происходит за счет изменения характера
изучаемых объектов, которое связано с усложнением структуры объектов, увеличением их функциональных связей с другими объектами или расширением причинно-следственных и иерархических связей данного объекта с другими.
Изменения контекста, используемого в заданиях
Слайд 23Увеличение объема и сложности содержания, на котором проверяется освоение данного планируемого
результата.
Динамика формирования
планируемых результатов
Слайд 28Содержание
Рабочая тетрадь
Раздел «Человек и природа»
7 блоков
Раздел «Человек и общество»
2 блока
«Раздел «Правила
безопасной жизни»
1 блок
Тренировочные проверочные работы
4 варианта
Методические рекомендации
Построение системы тренировочных заданий
Использование тренировочных мини-работ
Построение обучающихся проверочных работ
Слайд 29Содержание блоков тренировочных заданий
Раздел «Человек и природа»
Блок 1 «Различать изученные
объекты и явления живой и неживой природы»
Блок 2 «Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки»
Блок 3 «Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств»
Блок 4 «Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы»
Блок 5 «Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы»
Блок 6 «Использовать готовые модели для объяснения явлений или выявления свойств объектов»
Блок 7 «Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе»
Слайд 30Типология моделей заданий для проверки планируемого результата
Слайд 31Проверочные мини-работы
10 проверочных мини-работ к каждому блоку тренировочных заданий
От
3 до 7 заданий (в зависимости от формы заданий и времени, необходимого для их выполнения)
Рассчитаны на 15-20 минут урока
Тексты мини-работ
Карточки для самопроверки
Слайд 33Пример карточки
для самопроверки
Слайд 34Рабочая тетрадь «Окружающий мир»
Охват всех планируемых результатов начального общего образования по
предмету «Окружающий мир» (в соответствии с ПООП НОО).
Типология моделей заданий для проверки основных умений планируемых результатов.
Использование заданий базового и повышенного уровней («высокая планка» освоения предметного курса).
Слайд 35Учет региональных особенностей
Называть свой регион и его столицу
Находить свой регион на
карте страны
Описывать достопримечательности региона
Описывать важнейшие исторические события, связанные с регионом
Слайд 36Узнавание объектов по рисункам, схемам, использование карты
Слайд 37ПР: Проводить несложные наблюдения и ставить опыты
Опыты:
Выделять предположение (гипотезу, вопрос), которое
проверяется в опыте.
Выделять величины, которые исследуются.
Выделять факторы, которые должны оставаться неизменными в ходе опыта
Анализировать ход опыта, находить ошибки в постановке опыта
Делать выводы по результатам опыта
Самостоятельное планирование опыта
Слайд 38Примеры заданий. Выделение предположения, проверяемого в опыте
Слайд 39Примеры заданий.
Нахождение ошибок в ходе опыта
Слайд 40Примеры заданий.
Формулировка вывода
Слайд 41Самостоятельное
планирование опыта
Слайд 42Анализ результатов
Методические рекомендации
«Результаты выполнения проверочных работ в рамках мониторинговых исследований»
Слайд 43Анализ результатов
Методические рекомендации
«Результаты выполнения проверочных работ в рамках мониторинговых исследований»