Слайд 1Культура Руси удельного периода
Миртова Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №69»
Слайд 2Культура в период раздробленности русских земель имеет ряд характерных особенностей
Слайд 3Всё более заметной становится национальная самобытность русской культуры. Приёмы и формы
отечественного искусства получают самостоятельное развитие. Русская культура XII – XIII вв. характеризуется двумя, на первый взгляд, противоположными, но на самом деле глубоко взаимосвязанными тенденциями.
Хотя, как и в эпоху Киевского государства, достижения византийских мастеров продолжают использоваться в качестве образцов, русская духовность приобретает уже свои отличительные черты.
Слайд 4Начало удельного периода ознаменовалось созданием первых местно-удельных художественных школ. Ярче всего
это проявилось в архитектуре и изобразительном искусстве. литературные произведения в целом сохраняли общерусскую направленность.
Слайд 5Но при этом политический распад Киевского государства не означал упадка единой
древнерусской культуры. Искусствоведы и филологи отмечают, что духовная жизнь различных русских земель при всём своём многообразии сохраняла общие черты и единство стилей. Политическая раздробленность не прервала культурного развития народа и не привела к его упадку. Напротив, жившие в XII – XIV вв. художники, зодчие, писатели оставили нам немало шедевров литературы и искусства.
Слайд 7В эпоху политической раздробленности продолжала распространяться грамотность и книжное дело.
«Книги, как
глубина морская, окунувшись в них, мы находим драгоценные камни», - написано в одном из сборников афоризмов того времени.
Слайд 8Как и в других христианских странах Средневековья, всякое просвещение на Руси
начиналось с изучения книг Священного Писания.
В школах читали Псалтырь, Часослов и другую духовную литературу. Популярной книгой был Шестоднев, излагающий библейское учение о сотворении мира. На русский язык были переведены многие книги греческих литераторов, знакомивших читателя с античной историей.
Слайд 10В рассматриваемый период в различных политических центрах Руси появляется удельное летописание.
Слайд 11Летописная традиция Великого Новгорода сформировалась, как полагают исследователи, в XI веке
и по древности не уступает киевской.
В середине XII века летописи в Новгороде составлял священник Герман Воята и его преемник пономарь Тимофей, служившие в одной из городских церквей. В тот же период в Ростове и Суздале зародилось летописание Владимиро-Суздальской земли.
Слайд 12Высокого литературного совершенства достигла проповедническая литература.
Талантливыми писателями и проповедниками были
митрополит Климент Смолятич и епископ Кирилл Туровский. В XI веке был создан замечательный памятник древнерусской литературы – Киево-Печерский Патерик, рассказывающий об истории создания Киево-Печерского монастыря и его монахах.
Слайд 13В этот же период Даниил Заточник создал настоящий памятник публицистической мысли.
В
одной дошедшей редакции он называется «Слово», в другой – «Моление». По своей форме произведение Даниила представляет собой обращение к князю. Социальная принадлежность автора неясна, неизвестно и к кому из властителей Руси он обращается.
Слайд 14Несомненно лишь, что Даниил Заточник был талантливым и образованным человеком.
В его
произведении примеры из Священного Писания удачно сочетаются с народным юмором и изложением бытовых сцен. Автор затрагивает широкий круг социальных и нравственных проблем. Здесь содержится едкая сатира, направленная против богатых, но неумных людей, рассуждения о семейной жизни и многое другое.
Слайд 15Особенно проникновенно звучит призыв Даниила к сочувствию и помощи бедным людям:
«Когда
веселишься за многими яствами, меня вспомни, хлеб сухой жующего; или когда пьёшь сладкое питие, вспомни меня, тёплую воду пьющего в незаветренном месте»
Слайд 16В конце XII века было написано всемирно известное «Слово о полку
Игореве», пополнившее сокровищницу русской литературы.
Сюжет «Слова…» несложен. Поэма рассказывает о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году.
Слайд 17Князь терпит поражение, попадает в плен, откуда ему удается бежать. Одновременно
действие происходит в Киеве, где княжит двоюродный брат Игоря Святослав, и в Путивле, где ждёт своего мужа верная Евфросиния Ярославовна
Сюжет «Слова…» несложен. Поэма рассказывает о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году.
Слайд 18«Плач Ярославны» поистине стал символом верности и мужества русских женщин, и
сегодня мы восхищается, читая эти слова.
Слайд 19Поражение русских войск послужило автору «Слова» причиной для горьких раздумий о
судьбах своей Родины:
«Тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная потекла среди земли Русской. А князья сами себе крамолу ковали, а поганые, сами с победами нарыскивая на Русскую землю, брали дань по белке от двора»
Слайд 20Рассуждая о бедах Русской земли, автор рисует образы могущественных князей Руси
– Ярослава Осмомысла, Всеволода Большое Гнездо.
Слайд 21Страстно звучит его призыв к князьям прекратить распри, объединиться перед лицом
внешней опасности и защитить родную землю: «Из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой».
Слайд 23Немало замечательных творений создали новгородские зодчие.
На формирование их взглядов повлияли политический
строй средневековой республики, что , конечно, и отразилось при строительстве архитектурных сооружений.
Слайд 24Вместо монументальных соборов, строившихся князьями, появились более скромные, но уникальные по
совершенству пропорций и форм храмы.
Основным строительным материалом здесь был тонкий кирпич. Новгородские памятники отличаются строгостью форм, сочетающейся с пластической выразительностью.
Слайд 25В такой манере построены церковь Спаса на Нередице, Георгиевский собор Юрьевского
монастыря
Слайд 26Своеобразная архитектурная школа стала складываться и в Пскове.
Здесь строили небольшие приземистые
кубической формы одноглавые четырёх- и шестистолпные храмы с одной апсидой. К храмы часто пристраивались небольшой придел и звонница, таким образом создавалась зрительная ассиметрия постройки. Самый ранний из сохранившихся памятников псковского зодчества – Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.
Слайд 27Апсида – полукруглый выступ здания, где устанавливался алтарь.
Слайд 28Прекрасные архитектурные памятники были созданы на Владимиро-Суздальской земле. Со времён княжения
Юрия в нынешней Владимирской области сохранились две постройки: церковь святых Бориса и Глеба в с. Кидекше и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.
Слайд 29Оба памятника построены в середине XII века. Они представляют собой одноглавые
четырёхсолпные храмы с тремя массивными апсидами и широко расчлененными лопатками. Стены лишены украшений, окна храмов небольшие и напоминают бойницы.
Слайд 30После того как Андрей Боголюбский перенёс центр политической жизни Руси из-
Киева во Владимир, на этих землях началось строительство монументальных, роскошных по своему внешнему и внутреннему оформлению храмов и сформировались свои особенности архитектуры Владимиро-Суздальского княжества.
Основным строительным материалом владимирским зодчим служил белый известняк. Постройки украшались пилястрами, барельефными изображениями людей и животных.
Слайд 31Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены, заменяющий колонну
Слайд 32При Андрее Боголюбском на высоком берегу был воздвигнут Успенский собор. В
нём и поместили величайшую русскую святыню – икону Владимирской Богоматери.
Грандиозный белокменный зрам, украшенный колонными и пилястрами, возвышался над городом и окрестностями. При Всеволоде Большое Гнездо этот храм был перестроен и расширен: из одноглавого он стал пятиглавым.
Слайд 33В княжение Всеволода возведён и другой замечательный памятник древнерусского зодчества –
Дмитровский собор – одноглавый четырёхстолпный крестово-купольный храм, отличающийся благородством форм и идеальными пропорциями.
Слайд 34Несколько десятилетий спустя был построен Рождественский собор в Суздале
Слайд 35Шедевром мировой архитектуры считается церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165
году. Зодчие Андрея Боголюбского полностью преодолели характерную для искусства своего времени «тяжесть камня» и массивность форм. Вознесённый среди лугов и вод, храм напоминает тонкую белую свечу. По преданию, князь Андрей построил его после смерти своего любимого сына Изяслава.
Слайд 37В эпоху удельной раздробленности развивается искусство резьбы по камню, восходящее к
древним славянским традициям резьбы по дереву. Каменная резьба составляет внешний декор владимиро-суздальских храмов.
Тончайшим ажурным узором покрыты стены Дмитровского собора. Наряду с библейскими персонажами художник изобразил и самого князя Всеволода, сидящего на троне в окружении сыновей. На всех фасадах церкви выполнена одна и та же композициям, в центре которой изображён играющий на гуслях библейский царь Давид. Каменный орнамент придаёт стенам дополнительную лёгкость и воздушность.
Слайд 38Внутри храмы оформлялись фресками. Для росписи Дмитровского собора князь Всеволод пригласил
византийских мастеров. До наших дней фрески сохранились лишь фрагментарно.
Слайд 39Сохранились и некоторые иконы Владимиро-Суздальской Руси.
«Деисус»
Дмитрий Солунский
Слайд 40Знаменитая «Ярославская Оранта»
Эта больших размеров икона была обнаружена в 1919
году в кладовой Спасского монаcтыря в Ярославле. Первоначальный слой закрывал грунт, поверх которого была нанесена малярная живопись XVIII века. Сняв поверхностные слои, реставраторы нашли почти неповрежденный шедевр древнего искусства.
Слайд 41Фигура Богородицы на иконе стройная, почти классических пропорций. Её светлый лик
соответствует русскому идеалу красоты.
Слайд 42О древней живописи Великого Новгорода мы можем судить по сохранившейся до
наших дней замечательной иконе «Благовещение Устюжское». На этой иконе изображена сцена явления архангела Гавриила деве Марии с вестью о том, что она станет матерью Спасителя. Композиция иконы насыщена богословской символикой.
Слайд 43Не менее знамениты новгородские иконы «Ангел Золотые Власы» и «Спас Нерукотворный».
Оба произведения были созданы в XII веке. По манере художественного исполнения древнейшие новгородские иконы были близки к византийским образцам.
Слайд 44Но при этом в Новгороде писались иконы, в которых отражались местные
художественные течения, более близкие народным массам. Формировалась собственная живописная школа. К произведениям новгородской школы относится «Успение Богородицы» – первая из известных нам икон, содержащая многофигурную композицию.