Презентация, доклад по окружающему миру на тему Культура Руси, 3 класс

Содержание

Культура в период раздробленности русских земель имеет ряд характерных особенностей

Слайд 1Культура Руси удельного периода
Миртова Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №69»

Культура Руси удельного периодаМиртова Ирина Владимировна,учитель начальных классовМБОУ «Школа №69»

Слайд 2Культура в период раздробленности русских земель имеет ряд характерных особенностей

Культура в период раздробленности русских земель имеет ряд характерных особенностей

Слайд 3Всё более заметной становится национальная самобытность русской культуры. Приёмы и формы

отечественного искусства получают самостоятельное развитие. Русская культура XII – XIII вв. характеризуется двумя, на первый взгляд, противоположными, но на самом деле глубоко взаимосвязанными тенденциями.

Хотя, как и в эпоху Киевского государства, достижения византийских мастеров продолжают использоваться в качестве образцов, русская духовность приобретает уже свои отличительные черты.

Всё более заметной становится национальная самобытность русской культуры. Приёмы и формы отечественного искусства получают самостоятельное развитие. Русская

Слайд 4Начало удельного периода ознаменовалось созданием первых местно-удельных художественных школ. Ярче всего

это проявилось в архитектуре и изобразительном искусстве. литературные произведения в целом сохраняли общерусскую направленность.
Начало удельного периода ознаменовалось созданием первых местно-удельных художественных школ. Ярче всего это проявилось в архитектуре и изобразительном

Слайд 5Но при этом политический распад Киевского государства не означал упадка единой

древнерусской культуры. Искусствоведы и филологи отмечают, что духовная жизнь различных русских земель при всём своём многообразии сохраняла общие черты и единство стилей. Политическая раздробленность не прервала культурного развития народа и не привела к его упадку. Напротив, жившие в XII – XIV вв. художники, зодчие, писатели оставили нам немало шедевров литературы и искусства.
Но при этом политический распад Киевского государства не означал упадка единой древнерусской культуры. Искусствоведы и филологи отмечают,

Слайд 6Просвещение

Просвещение

Слайд 7В эпоху политической раздробленности продолжала распространяться грамотность и книжное дело.
«Книги, как

глубина морская, окунувшись в них, мы находим драгоценные камни», - написано в одном из сборников афоризмов того времени.
В эпоху политической раздробленности продолжала распространяться грамотность и книжное дело.«Книги, как глубина морская, окунувшись в них, мы

Слайд 8Как и в других христианских странах Средневековья, всякое просвещение на Руси

начиналось с изучения книг Священного Писания.

В школах читали Псалтырь, Часослов и другую духовную литературу. Популярной книгой был Шестоднев, излагающий библейское учение о сотворении мира. На русский язык были переведены многие книги греческих литераторов, знакомивших читателя с античной историей.

Как и в других христианских странах Средневековья, всякое просвещение на Руси начиналось с изучения книг Священного Писания.В

Слайд 9Литература

Литература

Слайд 10В рассматриваемый период в различных политических центрах Руси появляется удельное летописание.

В рассматриваемый период в различных политических центрах Руси появляется удельное летописание.

Слайд 11Летописная традиция Великого Новгорода сформировалась, как полагают исследователи, в XI веке

и по древности не уступает киевской.

В середине XII века летописи в Новгороде составлял священник Герман Воята и его преемник пономарь Тимофей, служившие в одной из городских церквей. В тот же период в Ростове и Суздале зародилось летописание Владимиро-Суздальской земли.

Летописная традиция Великого Новгорода сформировалась, как полагают исследователи, в XI веке и по древности не уступает киевской.В

Слайд 12Высокого литературного совершенства достигла проповедническая литература.
Талантливыми писателями и проповедниками были

митрополит Климент Смолятич и епископ Кирилл Туровский. В XI веке был создан замечательный памятник древнерусской литературы – Киево-Печерский Патерик, рассказывающий об истории создания Киево-Печерского монастыря и его монахах.
Высокого литературного совершенства достигла проповедническая литература. Талантливыми писателями и проповедниками были митрополит Климент Смолятич и епископ Кирилл

Слайд 13В этот же период Даниил Заточник создал настоящий памятник публицистической мысли.
В

одной дошедшей редакции он называется «Слово», в другой – «Моление». По своей форме произведение Даниила представляет собой обращение к князю. Социальная принадлежность автора неясна, неизвестно и к кому из властителей Руси он обращается.
В этот же период Даниил Заточник создал настоящий памятник публицистической мысли.В одной дошедшей редакции он называется «Слово»,

Слайд 14Несомненно лишь, что Даниил Заточник был талантливым и образованным человеком.
В его

произведении примеры из Священного Писания удачно сочетаются с народным юмором и изложением бытовых сцен. Автор затрагивает широкий круг социальных и нравственных проблем. Здесь содержится едкая сатира, направленная против богатых, но неумных людей, рассуждения о семейной жизни и многое другое.
Несомненно лишь, что Даниил Заточник был талантливым и образованным человеком.В его произведении примеры из Священного Писания удачно

Слайд 15Особенно проникновенно звучит призыв Даниила к сочувствию и помощи бедным людям:
«Когда

веселишься за многими яствами, меня вспомни, хлеб сухой жующего; или когда пьёшь сладкое питие, вспомни меня, тёплую воду пьющего в незаветренном месте»
Особенно проникновенно звучит призыв Даниила к сочувствию и помощи бедным людям:«Когда веселишься за многими яствами, меня вспомни,

Слайд 16В конце XII века было написано всемирно известное «Слово о полку

Игореве», пополнившее сокровищницу русской литературы.

Сюжет «Слова…» несложен. Поэма рассказывает о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году.

В конце XII века было написано всемирно известное «Слово о полку Игореве», пополнившее сокровищницу русской литературы.Сюжет «Слова…»

Слайд 17Князь терпит поражение, попадает в плен, откуда ему удается бежать. Одновременно

действие происходит в Киеве, где княжит двоюродный брат Игоря Святослав, и в Путивле, где ждёт своего мужа верная Евфросиния Ярославовна

Сюжет «Слова…» несложен. Поэма рассказывает о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году.

Князь терпит поражение, попадает в плен, откуда ему удается бежать. Одновременно действие происходит в Киеве, где княжит

Слайд 18«Плач Ярославны» поистине стал символом верности и мужества русских женщин, и

сегодня мы восхищается, читая эти слова.
«Плач Ярославны» поистине стал символом верности и мужества русских женщин, и сегодня мы восхищается, читая эти слова.

Слайд 19Поражение русских войск послужило автору «Слова» причиной для горьких раздумий о

судьбах своей Родины:

«Тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная потекла среди земли Русской. А князья сами себе крамолу ковали, а поганые, сами с победами нарыскивая на Русскую землю, брали дань по белке от двора»

Поражение русских войск послужило автору «Слова» причиной для горьких раздумий о судьбах своей Родины:«Тоска разлилась по Русской

Слайд 20Рассуждая о бедах Русской земли, автор рисует образы могущественных князей Руси

– Ярослава Осмомысла, Всеволода Большое Гнездо.
Рассуждая о бедах Русской земли, автор рисует образы могущественных князей Руси – Ярослава Осмомысла, Всеволода Большое Гнездо.

Слайд 21Страстно звучит его призыв к князьям прекратить распри, объединиться перед лицом

внешней опасности и защитить родную землю: «Из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой».
Страстно звучит его призыв к князьям прекратить распри, объединиться перед лицом внешней опасности и защитить родную землю:

Слайд 22Архитектура

Архитектура

Слайд 23Немало замечательных творений создали новгородские зодчие.
На формирование их взглядов повлияли политический

строй средневековой республики, что , конечно, и отразилось при строительстве архитектурных сооружений.
Немало замечательных творений создали новгородские зодчие.На формирование их взглядов повлияли политический строй средневековой республики, что , конечно,

Слайд 24Вместо монументальных соборов, строившихся князьями, появились более скромные, но уникальные по

совершенству пропорций и форм храмы.

Основным строительным материалом здесь был тонкий кирпич. Новгородские памятники отличаются строгостью форм, сочетающейся с пластической выразительностью.

Вместо монументальных соборов, строившихся князьями, появились более скромные, но уникальные по совершенству пропорций и форм храмы. Основным

Слайд 25В такой манере построены церковь Спаса на Нередице, Георгиевский собор Юрьевского

монастыря
В такой манере построены церковь Спаса на Нередице, Георгиевский собор Юрьевского монастыря

Слайд 26Своеобразная архитектурная школа стала складываться и в Пскове.
Здесь строили небольшие приземистые

кубической формы одноглавые четырёх- и шестистолпные храмы с одной апсидой. К храмы часто пристраивались небольшой придел и звонница, таким образом создавалась зрительная ассиметрия постройки. Самый ранний из сохранившихся памятников псковского зодчества – Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.
Своеобразная архитектурная школа стала складываться и в Пскове.Здесь строили небольшие приземистые кубической формы одноглавые четырёх- и шестистолпные

Слайд 27Апсида – полукруглый выступ здания, где устанавливался алтарь.

Апсида – полукруглый выступ здания, где устанавливался алтарь.

Слайд 28Прекрасные архитектурные памятники были созданы на Владимиро-Суздальской земле. Со времён княжения

Юрия в нынешней Владимирской области сохранились две постройки: церковь святых Бориса и Глеба в с. Кидекше и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.
Прекрасные архитектурные памятники были созданы на Владимиро-Суздальской земле. Со времён княжения Юрия в нынешней Владимирской области сохранились

Слайд 29Оба памятника построены в середине XII века. Они представляют собой одноглавые

четырёхсолпные храмы с тремя массивными апсидами и широко расчлененными лопатками. Стены лишены украшений, окна храмов небольшие и напоминают бойницы.
Оба памятника построены в середине XII века. Они представляют собой одноглавые четырёхсолпные храмы с тремя массивными апсидами

Слайд 30После того как Андрей Боголюбский перенёс центр политической жизни Руси из-

Киева во Владимир, на этих землях началось строительство монументальных, роскошных по своему внешнему и внутреннему оформлению храмов и сформировались свои особенности архитектуры Владимиро-Суздальского княжества.

Основным строительным материалом владимирским зодчим служил белый известняк. Постройки украшались пилястрами, барельефными изображениями людей и животных.

После того как Андрей Боголюбский перенёс центр политической жизни Руси из- Киева во Владимир, на этих землях

Слайд 31Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены, заменяющий колонну

Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены, заменяющий колонну

Слайд 32При Андрее Боголюбском на высоком берегу был воздвигнут Успенский собор. В

нём и поместили величайшую русскую святыню – икону Владимирской Богоматери.

Грандиозный белокменный зрам, украшенный колонными и пилястрами, возвышался над городом и окрестностями. При Всеволоде Большое Гнездо этот храм был перестроен и расширен: из одноглавого он стал пятиглавым.

При Андрее Боголюбском на высоком берегу был воздвигнут Успенский собор. В нём и поместили величайшую русскую святыню

Слайд 33В княжение Всеволода возведён и другой замечательный памятник древнерусского зодчества –

Дмитровский собор – одноглавый четырёхстолпный крестово-купольный храм, отличающийся благородством форм и идеальными пропорциями.
В княжение Всеволода возведён и другой замечательный памятник древнерусского зодчества – Дмитровский собор – одноглавый четырёхстолпный крестово-купольный

Слайд 34Несколько десятилетий спустя был построен Рождественский собор в Суздале

Несколько десятилетий спустя был построен Рождественский собор в Суздале

Слайд 35Шедевром мировой архитектуры считается церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165

году. Зодчие Андрея Боголюбского полностью преодолели характерную для искусства своего времени «тяжесть камня» и массивность форм. Вознесённый среди лугов и вод, храм напоминает тонкую белую свечу. По преданию, князь Андрей построил его после смерти своего любимого сына Изяслава.
Шедевром мировой архитектуры считается церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 году. Зодчие Андрея Боголюбского полностью преодолели

Слайд 36Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

Слайд 37В эпоху удельной раздробленности развивается искусство резьбы по камню, восходящее к

древним славянским традициям резьбы по дереву. Каменная резьба составляет внешний декор владимиро-суздальских храмов.

Тончайшим ажурным узором покрыты стены Дмитровского собора. Наряду с библейскими персонажами художник изобразил и самого князя Всеволода, сидящего на троне в окружении сыновей. На всех фасадах церкви выполнена одна и та же композициям, в центре которой изображён играющий на гуслях библейский царь Давид. Каменный орнамент придаёт стенам дополнительную лёгкость и воздушность.

В эпоху удельной раздробленности развивается искусство резьбы по камню, восходящее к древним славянским традициям резьбы по дереву.

Слайд 38Внутри храмы оформлялись фресками. Для росписи Дмитровского собора князь Всеволод пригласил

византийских мастеров. До наших дней фрески сохранились лишь фрагментарно.
Внутри храмы оформлялись фресками. Для росписи Дмитровского собора князь Всеволод пригласил византийских мастеров. До наших дней фрески

Слайд 39Сохранились и некоторые иконы Владимиро-Суздальской Руси.









«Деисус»









Дмитрий Солунский

Сохранились и некоторые иконы Владимиро-Суздальской Руси. «Деисус»Дмитрий Солунский

Слайд 40Знаменитая «Ярославская Оранта»
Эта больших размеров икона была обнаружена в 1919

году в кладовой Спасского монаcтыря в Ярославле. Первоначальный слой закрывал грунт, поверх которого была нанесена малярная живопись XVIII века. Сняв поверхностные слои, реставраторы нашли почти неповрежденный шедевр древнего искусства.
Знаменитая «Ярославская Оранта» Эта больших размеров икона была обнаружена в 1919 году в кладовой Спасского монаcтыря в

Слайд 41Фигура Богородицы на иконе стройная, почти классических пропорций. Её светлый лик

соответствует русскому идеалу красоты.
Фигура Богородицы на иконе стройная, почти классических пропорций. Её светлый лик соответствует русскому идеалу красоты.

Слайд 42О древней живописи Великого Новгорода мы можем судить по сохранившейся до

наших дней замечательной иконе «Благовещение Устюжское». На этой иконе изображена сцена явления архангела Гавриила деве Марии с вестью о том, что она станет матерью Спасителя. Композиция иконы насыщена богословской символикой.
О древней живописи Великого Новгорода мы можем судить по сохранившейся до наших дней замечательной иконе «Благовещение Устюжское».

Слайд 43Не менее знамениты новгородские иконы «Ангел Золотые Власы» и «Спас Нерукотворный».

Оба произведения были созданы в XII веке. По манере художественного исполнения древнейшие новгородские иконы были близки к византийским образцам.
Не менее знамениты новгородские иконы «Ангел Золотые Власы» и «Спас Нерукотворный». Оба произведения были созданы в XII

Слайд 44Но при этом в Новгороде писались иконы, в которых отражались местные

художественные течения, более близкие народным массам. Формировалась собственная живописная школа. К произведениям новгородской школы относится «Успение Богородицы» – первая из известных нам икон, содержащая многофигурную композицию.
Но при этом в Новгороде писались иконы, в которых отражались местные художественные течения, более близкие народным массам.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть