Слайд 1Красная книга.
Будь природе другом.
Окружающий мир. 2 класс
Чмона Алла Алексеевна
МОО «
ОШ № 25 г. Енакиево»
Слайд 2Если день начать с улыбки, то он пройдет удачно.
Без природы в
мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относится, как друзья.
Слайд 3ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО ПОЗИТИВНОГО НАСТРОЕНИЯ
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Слайд 4ДЕВИЗ УРОКА:
ЛУЧШИЙ СПОСОБ
ИЗУЧИТЬ ЧТО-ЛИБО –
ЭТО ОТКРЫТЬ САМОМУ
Слайд 5ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Учимся…
Размышляем…
Открываем…
Контролируем…
Слайд 6Загадка № 1
Говорила мама Боре:
- Не пойдем сейчас - опасно!
Потому, что
в светофоре
Не зеленый свет, а ...
КРАСНЫЙ
Слайд 7ЗАГАДКА № 2
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со
мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
КНИГА
Слайд 8Что такое красная книга?
«Разговор растений»
Кто может назвать ТЕМУ УРОКА?
Охраняется «Красной книгой».
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий.
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
«Красная книга»- Красная!
Значит, природа в опасности!
Слайд 11Задачи урока:
-познакомимся с содержанием Красной книги;
-узнаем о животных и растениях,
которым грозит
опасность исчезновения.
- создадим страницы Красной книги нашей области;
вспомним правила поведения в природе.
Слайд 14Каждая страница книги имеет свой цвет.
По какому принципу выбирались цвета?
- красные страницы
- черные страницы
- белые страницы
- зеленые страницы
- желтые страницы
- серые страницы
Слайд 15
Чёрные
страницы
Исчезнувшие животные
Слайд 17Красные
страницы
Погибающие
животные
Слайд 19Жёлтые страницы
Уязвимые
животные
Слайд 23Серые
страницы
Малоизученные
животные
Слайд 25Зелёные
страницы
Восстановленные виды животных
Слайд 27По страницам Красной книги
выступление экспертных групп
Слайд 28Проект Красная Книга
«Красная книга глазами детей»
Слайд 29Фронтальная беседа
Что такое Красная книга?
Как выглядела первая Красная
книга?
В каком году была издана Международная красная книга?
Почему для ее обложки выбрали красный цвет?
Для чего в этой книге выбрали разноцветные страницы?
Какие виды растений и животных заносятся в эту книгу?
По какой причине растения и животные могут менять свое местонахождение в Красной книге?
Слайд 30Красные книги
бывают различного уровня:
Международные
Национальные
Региональные
Слайд 31КРАСНАЯ КНИГА
Донбасса
В «Красную книгу» Донбасса входит множество животных и растений.
Я расскажу лишь о самой малой части её.
Слайд 32Горностай
Природоохранный статус вида: Неоценимый.
В Донецкой и Луганской областях численность оценивается в
500-600 особей. Причины изменения численности: трансформация водно-болотных угодий. Существенно ухудшило ситуацию депрессия популяций водяной полевки - основной жертвы хищника. Горностай предпочитает увлажненные участки с высоким травостоем. Живет в дуплах, под хворостом и в различных полостях.
Слайд 33Могильник
Природоохранный статус вида: Редкий.
В последние годы наметилась тенденция к увеличению
численности в степной полосе Украины. Причины изменения численности: вырубка участков старого леса в местах постоянного гнездования, сокращение кормовой базы (суслики), истребление людьми, гибель птиц на ЛЭП.
Перелетная птица. К местам гнездования прилетает в середине марта - начале апреля. Гнезда устраивает на верхушках деревьев.
Слайд 34Еж ушастый
Природоохранный статус вида: Исчезающий. Находки в Украине известные из Луганщины
и Донецка. Среди причины изменения численности - деградация степных экосистем, засадка участков псаммофитной степи монокультурами сосны, распространение ежа белобрюхого, давление хищников (лисы, бродячие псы). Ведет сумерково-ночной образ жизни. В качестве жилья использует норы. Характерная спячка, которая длится с конца октября до середины марта.
Слайд 35Полоз узорчатый
Природоохранный статус: Исчезающий. В Украине в настоящее время заметен лишь
на вост. степной зоне (достоверные находки известны из Донецкой и Луганской обл.). Причины изменения численности: Антропогенное изменение ландшафта, массовая гибель на дорогах во время весенних и осенних миграций, уничтожение или отлов человеком. Активный с начала апреля до конца сентября - первой половины октября. Прячется в норах грызунов, щелях под камнями, среди корней, в трещинах почвы. Достаточно шустрая змея, хорошо лазает по вертикальным опорам, охотно плавает. Неядовитый.
Слайд 36Козелец австрийский
Природоохранный статус вида: Исчезающий.
Научное значение: Редкий вид. В очень маленьком
количестве расположен на Донецком кряже, в Приазовье, в долинах Северского Донца и Днепра. Причины изменения численности: Антропогенное воздействие: нарушение естественных экотопов в результате хозяйственного освоения территорий, добыча мела, выпас скота. Условия произрастания: Каменистые степи, отслойка мела, известняков, песчаников, приречные пески. Цветет в июне-августе, плодоносит в августе-октябре.
Слайд 37Шампиньон мухоморовидный
Природоохранный статус вида: Исчезающий.
Научное значение: Редкий эндемичный вид. Вид известен
только на территории Украины. Донецкая злаково-луговая Степь (Донецкая обл., г. Донецк, ботанический сад НАН Украины) Причины изменения численности: Чрезмерные рекреационные нагрузки на места произрастания. Условия произрастания: Насаждение широколиственных пород, на почве.
Слайд 38Работа в паре по учебнику. Стр. 92
Внимательно рассмотрите схему.
Почему многие
растения и животные
встречаются все реже?
Слайд 39Как мы с вами можем помочь природе, стать ей другом?
При входе
в лес можно было бы вешать специальные знаки.
Какие?
Давайте познакомимся с некоторыми из них, которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя.
(стр. 93 учебника)
Слайд 40Правила друзей природы
Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в
природе!
Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!
Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
Не будем обижать лягушек и жаб!
Не будем ловить диких животных и уносить их домой!
Слайд 41ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ
– Какой формы эти знаки?
– Какого цвета у них
окантовка?
– О чем это нам говорит?
Слайд 42
Работа по учебнику
Работа в парах
Закрой правила в учебнике листком
бумаги и проверь своего соседа по парте, что означают эти знаки
Слайд 43Физкультминутка
Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг
мы видим на опушке
две зеленые лягушки
Ножками потопали,
ручками похлопали,
Впереди из-за куста
смотрит рыжая лиса
Мы лисицу обхитрим
На носочках пробежим.
Хорошо чуть-чуть размяться
Снова сядем заниматься.
Слайд 44Будем мы природе другом!
На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнёзда птиц
Ради
нескольких яиц,
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Рек не загрязняли!
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живём ты, и я!
Слайд 45Чтобы реки и ручьи не мутнели
Рыбы резвились, и птицы бы пели,
Зелень
от солнца в жару бы спасала
Каждому правила знать не мешало!
Проверим
свои знания и умения
Слайд 46Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»
1. Ты нашел на поляне
очень красивый цветок. Как ты поступишь?
а) полюбуюсь на него и пойду дальше;
б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу.
Слайд 472. Ты нашел гнездо с птенцом.
Что ты сделаешь?
а) покормлю птенца;
б)
позову ребят, чтобы они тоже посмотрели;
в) буду наблюдать издали.
Слайд 483. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли
ты с
ними?
а) пойду, но буду собирать очень осторожно;
б) расспрошу об этом учительницу;
в) не пойду.
Слайд 494. После привала в походе у вас осталось много пустых банок,
кульков.
Как бы ты поступил с ними прежде, чем продолжил поход?
а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик.
б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился.
в) закопал бы в землю.
Слайд 51 5. Как ты сам оцениваешь свои
знания по охране природы?
а) почти все знаю, но хотел бы знать больше.
б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше.
в) я люблю природу, но мы этого еще не проходили.
Слайд 52НАША ПЛАНЕТА
Наша планета пока что жива,
Но без защиты погибнет
она!
Слайд 53ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ
Я – друг природы, потому что…
Я смогу стать другом природы…
Я
не могу назвать себя другом природы…
- Я не смогу быть другом природы…
МИКРОФОН
Слайд 54«Все в твоих руках»
Раскрасьте ваши ладошки
Каждый пальчик – это какая-то
позиция, по которой надо высказать своё мнение.
Закрасьте пальчики в соответствующие цвета:
БОЛЬШОЙ – для меня тема была важной и интересной;
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – узнал много интересного;
СРЕДНИЙ – мне было трудно;
Безымянный– мне было комфортно;
МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно
информации.