Слайд 1
Презентация
на тему
«Пётр Великий»
Слайд 2ПЁТР I.
Великий. Реформатор.
Слайд 3Состояние страны до Петра I
В конце XVII—начале XVIII вв. экономика России не обладала хозяйственными
достижениями ведущих западных стран. Существенно тормозило экономическое развитие страны отсутствие выхода к морю. При подобной экономической слабости и определенной военной отсталости Россия в этот период вошла в сферу захватнических интересов западных стран.
Чтобы не потерять национальную независимость, найти выход из состояния военной, экономической и культурной отсталости России необходимы были серьезные и срочные политические и экономические реформы: укрепить государственную власть и реорганизовать государственное управление с учетом опыта европейских стран, сформировать мощную регулярную армию и флот, обеспечить прорыв в развитии мануфактурного производства, выйти на рынок западных соседей со своими промышленными товарами.
Хотя необходимость социально-экономических и политических перемен и назрела, но Россия, по причине недостаточной развитости общественной системы, не могла пойти на столь решительные преобразования эволюционным путем. Требовались смелость и решительность сверху, широкий спектр государственных реформ и сильный, неутомимый, по-своему одержимый лидер, способный взять на себя реализацию накопившихся проблем.
Слайд 4Воцарение Петра I
Пётр I родился 30 мая (9 июня) 1672 года. Он
был шестым по счёту представителем династии Романовых во главе России.
Пётр I был провозглашён царём в 10-летнем возрасте вместе со своим братои Иоанном, но, по причине его малолетства правительницей России стала его старшая сестра Софья Алексеевна. Так продолжалось вплоть до 1689 года.
Слайд 5Юношеские годы Петра I. Образование.
Лишившись в 1676 году отца, Петр с
пяти до десяти лет воспитывался под присмотром старшего брата царя Федора Алексеевича, который выбрал для него в учителя подьячего Никиту Зотова. Тот помог своему подопечному овладеть грамотой, но хорошего образования в детстве Петр так и не получил.
Ни светского, ни церковного систематического образования будущий царь не получил.
Физически крепкий, подвижный, любознательный, Петр освоил при участии дворцовых мастеров столярное, оружейное, кузнечное, часовое, типографское ремесла.
Царь с раннего детства знал немецкий, позже изучил голландский, отчасти английский и французский языки.
Слайд 6Юношеские годы. Увлечения.
Особенно молодой царь проявлял интерес к военному делу. Пётр I
создал, одел и вооружил своё «потешное» войско, состоявшее из сверстников по мальчишеским играм. В 1686 году 14-летний Пётр завёл при своих «потешных» войсках артиллерию, царь сам обучался гранатному и огнестрельному делу.
В селе Преображенском был построен «потешный городок» для проведения военных учений. Пётр сам активно принимал участие в строительстве. В эти годы Пётр заинтересовался всеми науками, которые были связаны с военным делом. Также он изучал арифметику, геометрию, военные науки, кораблестроение.
Все эти юношеские увлечения молодого царя в будущем способствовали появлению регулярной армии и флота в России.
Слайд 7Начало самостоятельного правления
В 1689 году старшая сестра Петра I –
царевна Софья Алексеевна, была отстранена от престола, и власть перешла к Петру I, а управление страной доверено его матери и дяде - Нарышкину.
Старший брат, царь Иван Алексеевич фактически отдал ему всю власть. Он уже не принимал участия в правлении, хотя до самой смерти 29 января (8 февраля) 1696 года продолжал быть соцарём.
Слайд 8Поездка Петра I в Европу
В 1697 году Петр совершил поездку в
Европу с образовательной целью в составе Великого Посольства. Всего в посольство вошло до 250 человек, среди которых под именем Петра Михайлова находился сам царь.
Впервые в истории русский царь предпринял путешествие за пределы своего государства. Он побывал в Лифляндии, Курляндии, Голландии, Англии, Германии и в Австрии. Там царь изучал корабельное дело, анатомию, приобрел еще много навыков в разных ремеслах.
Посольство пригласило в Россию несколько сотен специалистов по корабельному делу, закупило военное и прочее оборудование.
Слайд 9Возвращение в Россию.
Начало реформ.
За 15 месяцев пребывания за границей Пётр
I многое повидал и многому научился. После возвращения царя началась его активная деятельность, направленная вначале на изменение внешних признаков, отличающих старославянский уклад жизни от западноевропейского. В Преображенском дворце Пётр вдруг стал резать бороды вельможам, а также издал знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший ношение бород.
Слайд 10Продолжение реформ. Преобразования.
Реформа календаря (переход на «новый стиль»)
Реформа государственного управления
Военная реформа
Экономические
преобразования
Реформа обучения. Отправка на обучение за границу.
Перенос столицы в Санкт-Петербург
Слайд 11Итоги царствования
Расширение границ государства
Выход к морям на юге и севере страны
Военные
победы, связанные с созданием боеспособной регулярной (постоянной) армии и флота.
Бурное развитие мануфактур (заводов). Начало производства многих товаров в России.
Укрепление абсолютной власти царя
Окончательное закрепление «крепостного права»
Слайд 12
Спасибо за внимание.
The END
© Majoroff Film Company, 2015