Слайд 1Подготовила учитель начальных классов
Демочкина С. М.
2019-2020 уч. г.
Слайд 2Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать
вам – «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Удач, успехов и везения! –
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
Слайд 3
Актуализация знаний
Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, на фермах служит подстилкой
для скота, удобрением.
• Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен.
• Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч.
• Прочная тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цвета. Состоит из зерен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.
• Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.
• Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут.
• Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла
• Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.
• На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички.
Слайд 4
Актуализация знаний
Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, на фермах служит подстилкой
для скота, удобрением. (Торф.)
• Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен. (Железная руда.)
• Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч. (Каменный уголь.)
• Прочная тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цвета. Состоит из зерен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды. (Гранит.)
• Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов. (Известняк.)
• Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут. (Нефть.)
• Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок.)
• Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. (Глина.)
• На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ.)
Слайд 5. Тест
1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают:
а)археологи
б)геологи
в)строители
2. К полезным ископаемым
относятся:
а) кирпич, бетон, бензин
б) станки, вазы, ножницы
в) нефть, газ, глина
3. В строительстве используются:
а) торф, железная руда, самоцветы
б) песок, глина, гранит
в) мрамор, каменный уголь, малахит
4. Металлы получают из:
а) каменного угля, янтаря, мела
б) жемчуга, известняка, торфа
в) железной руды, медной руды
Слайд 65. При помощи буровых установок добывают:
а) нефть, природный газ
б) калийную соль,
алмазы
в) мрамор, гранит
6. В шахтах добывают:
а) известняк, ракушечник, гранит
б) каменный уголь, антрацит, железную руду
в) поваренную соль, жемчуг, графит
7. В карьерах добывают:
а) известняк, песок, глину
б) золото, малахит, мрамор
в) нефть, торф, бурый уголь
8. Полезные ископаемые, обладающие способностью к горенью, — это:
а) алмаз, известняк, графит
б) железная руда, поваренная соль, мел
в) каменный уголь, нефть, торф
Слайд 7. Тест
1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают:
а)археологи
б)геологи
в)строители
2. К полезным ископаемым
относятся:
а) кирпич, бетон, бензин
б) станки, вазы, ножницы
в) нефть, газ, глина
3. В строительстве используются:
а) торф, железная руда, самоцветы
б) песок, глина, гранит
в) мрамор, каменный уголь, малахит
4. Металлы получают из:
а) каменного угля, янтаря, мела
б) жемчуга, известняка, торфа
в) железной руды, медной руды
Слайд 85. При помощи буровых установок добывают:
а) нефть, природный газ
б) калийную соль,
алмазы
в) мрамор, гранит
6. В шахтах добывают:
а) известняк, ракушечник, гранит
б) каменный уголь, антрацит, железную руду
в) поваренную соль, жемчуг, графит
7. В карьерах добывают:
а) известняк, песок, глину
б) золото, малахит, мрамор
в) нефть, торф, бурый уголь
8. Полезные ископаемые, обладающие способностью к горенью, — это:
а) алмаз, известняк, графит
б) железная руда, поваренная соль, мел
в) каменный уголь, нефть, торф
Слайд 9 г
а
н
и
т
р
1. Он очень прочен и
упруг,
Строителям
надежный друг:
Дома, ступеньки,
постаменты
Красивы станут и
заметны.
2
1
3
4
5
6
7
8
9
5. Оно варилась
долго
В доменной печи,
На славу
получились
Ножницы,
ключи…
е
ж
е
л
о
з
6. Покрывают им
дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в
цементе.
Сам он –
удобрение.
и
з
в
е
с
т
н
я
к
8. Если встретишь на
дороге,
То увязнут сильно
ноги.
А сделать миску или
вазу –
Она понадобится
сразу.
и
н
а
г
л
9. Он чёрный,
блестящий,
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло
Помогает плавить
стали,
Делать краски и эмали
ь
о
л
у
г
2. Его на земле больше
всего.
Тебе он знаком хорошо.
Без него не обойдутся
Ни машины,
ни конфеты,
Ни станки
и ни ракеты.
л
ю
м
н
й
7. Без неё не побежит
Ни такси,
ни мотоцикл
Не поднимется
ракета.
Отгадайте,
что же это?
т
ф
е
3. Он очень нужен
детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке,
и на пляже,
Он и в стекле расплавлен
даже.
Людям помощник
настоящий
о
с
п
т
ф
р
4. Росли на болоте
растения,
Стали топливом и
удобрением.
Слайд 11
Самоопределение к деятельности-
Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют кормилицей.
Вспомните, как называется верхний слой земли..— Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?
— Какого цвета почва?
— Вспомним, что входит в состав почвы.
— От чего зависит плодородие почвы?
В природе существует большое число типов почв. Тип почвы зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Изучением почв занимаются ученые-почвоведы.
Слайд 12Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я все терплю и добром плачу.
Слайд 13" _____ " - кормилица
?
пробное действие
Слайд 15Почему землю называют «кормилицей»
?
Слайд 16
Как называется верхний рыхлый плодородный слой земли?
П
Ч
О
В
А
Слайд 17Дерново – подзолистая
почва
Серая лесная почва
Чернозёмная почва
Луговая
почва
Болотная почва
Тундровая
почва
Слайд 18На каменистой поврхности первыми поселяются
лишайники и мхие
Маломощный слой почвы
Почвенные горизонты:
Гумус
Горизонт
вымывания
Горизонт вмывания
Почвообразующая порода
Сформировавшаяся подзолистая почва
1
2
3
4
Слайд 19Цель урока:
Мы должны сегодня узнать…
познакомить детей с различными видами почв и
их составом, природоохранной деятельностью человека; показать значение почвы для растений и живых организмов.
Слайд 20Мир вокруг нас
4 класс
(А.А.Плешаков)
" Земля " - кормилица
Тема урока
Слайд 22 План
Рассмотреть карточку с заданием;
Проанализировать, обсудить в
группе, распределив работу между членами группы;
Сделать выводы и подготовить отчет о работе.
Слайд 23А сейчас вам нужно побывать в роли исследователя.
И выполнить очень важное
задание.
1) прочитайте текст в учебнике;
2) найдите ответ на вопрос;
3) распределите между членами группы работу, чтобы каждый работал на общий результат.
Слайд 24 Как защитить почву?
1 группа – какие правила надо выполнять
при строительстве дорог,заводов,добыче полезных ископаемых?
2 группа – как защитить почву от воздействия ветра и потоков воды?
3 группа – чего боится почва?
Слайд 25Задание: Прочитайте сведения и составьте памятку для работников сельского хозяйства «Как
защитить почву на полях».
Учебник: стр. 173 – 174
- Со слов: «Чтобы защитить почву…»
Слайд 28
Чтобы посмотреть
физкультминутку,
нажмите на ёжика.
Слайд 29 Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп-хлоп...
По коленкам
Шлёп-шлёп…
По плечам теперь похлопай..
По бокам себя пошлёпай…
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись…
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
Памятка
«Как защитить почву на полях»
1. Надо сажать лесные полосы
Правильно распахивать почву на склонах
Зимой проводить снегозадержание
Применять удобрение и ядохимикаты в меру
Умеренно увлажнять почву
Слайд 32
п
Давайте подумаем!
О Ч В А
Если в п .
. . . много п . . . . , то вода быстро просочится
через неё. Когда в почве много п . . . . . . . , то она
очень п . . . . . . . . .
Е С О К
Е Р Е Г Н О Й
Л О Д О Р О Д И Е
Текст - подсказка
еска
ерегноя
лодородна
очве
Слайд 33Сказка о
волшебной кладовой
Первичное закрепление
Слайд 40каменный уголь
известняк
глина
гранит
песок
нефть
Слайд 41Подумай!
Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть
в
лесу за 500000 лет
на лугу за 3225 лет
там, где нет растений – всего за 15 лет
- О чем говорят эти расчеты ученых?
Слайд 42Это интересно!
1см почвы
за 250 – 300 лет
20см за 5 – 6 тысяч лет
Слайд 43Что
называют
волшебной
кладовой?
Работа в паре.
Слайд 46 Нижний рыхлый слой земли называется почвой. В
состав почвы входят: вода, гранит, песок, глина, соли и перегной. Плодородие почвы зависит от количества солей, входящих в ее состав. В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Самые распространенные в нашей стране – лесные почвы. Для почвы полезны ядохимикаты. Почва нуждается в охране.
Исправьте, где необходимо ошибки:
Верхний
воздух
перегноя
подзолистые
вредны
Самостоятельная работа
Слайд 47Оцените себя:
Нет ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3-5
ошибок – «2»
Слайд 48Тест «Наши подземные богатства»
1 вариант.
1. Месторождения полезных
ископаемых отыскивают...
а) археологи
б) геологи
в) строители
2. К полезным ископаемым относятся…
а) кирпич, бетон, бензин
б) станки, вазы, ножницы
в) нефть, газ, глина
3. В строительстве используется…
а) торф, железная руда, самоцветы
б) песок, глина, гранит
в) каменный уголь, поваренная соль
2 вариант.
1. Люди какой профессии отыскивают полезные ископаемые?
а) врачи
б) строители
в) геологи
2. Что относятся к полезным ископаемым?
а) ножницы, ложки, вилки
б) керосин, мыло, кирпич
в) нефть, торф, песок
3. Какие полезные ископаемые служат топливом?
а) каменный уголь, природный газ
б) оловянная и медные руды
в) гранит, мел
Слайд 49Тест «Наши подземные богатства»
1 вариант.
4. При помощи
буровых установок добывают…
а) нефть, природный газ
б) калийную соль, алмазы
в) мрамор, гранит
5. Какие полезные ископаемые добывают в Ивановской области?
а) золото, олово, нефть
б) песок, глину, торф
в) нефть, природный газ, слюду
6. Загадка.
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички.
2 вариант.
4. Какие полезные ископаемые добывают в шахтах?
а) графит, поваренная соль
б) торф, известняк
в) каменный уголь, железную руду
5. В нашем Ивановском крае добывают..
а) торф, песок, глину
б) мрамор, мел, янтарь
в) нефть, поваренную соль, золото
6. Загадка.
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
Слайд 50Проверь себя!
1 вариант
Б)
В)
Б)
А)
Б)
Природный газ
2 вариант
В)
В)
А)
В)
А)
Песок
Слайд 51Оцени себя:
«5» - без ошибок
«4» - 1 - 2
ошибки
«3» - 3 – 4 ошибки
«2» - более
5 ошибок
Слайд 53тундровые
серые лесные
подзолистые
черноземные
болотные
луговые
Слайд 54тундровые
серые лесные
подзолистые
черноземные
болотные
луговые
Слайд 55тундровые
серые лесные
подзолистые
черноземные
болотные
луговые
Слайд 56тундровые
серые лесные
подзолистые
черноземные
болотные
луговые
Слайд 57тундровые
серые лесные
подзолистые
черноземные
болотные
луговые
Слайд 58тундровые
серые лесные
подзолистые
черноземные
болотные
луговые
Слайд 59Кроссворд
1. Слой земли, на котором растут растения. 2. Одна из составных
частей почвы. 3. Вещество, повышающее плодородие почвы. 4. Основное свойство почвы.
— Как вы думаете, что произойдет, если почвы вдруг не станет?
— Какой из этого можно сделать вывод?
Слайд 60Кроссворд
1. Слой земли, на котором растут растения. (Почва.) 2. Одна из
составных частей почвы. (песок.) 3. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.) 4. Основное свойство почвы. (Плодородие.)
— Как вы думаете, что произойдет, если почвы вдруг не станет? (Высказывания детей.)
— Какой из этого можно сделать вывод?
Слайд 611. Сегодня я узнал…
2. Я понял, для чего…
3. Было интересно…
4. Было трудно…
5. Теперь
я могу…
6. После урока мне захотелось…
Дополни фразы:
Ну вот наш урок и подходит к концу!
«4»
++ «3»
+ не расстраивайся, завтра
всё получится.
Оцени себя!
Слайд 63Рефлексия
– отличное
– удовлетворительное
– плохое
Слайд 64Домашнее задание:
стр. 160-163 проработать статью в учебнике.