Слайд 1Подготовила учитель начальных классов
Демочкина С. М.
2019-2020 уч. г.
Слайд 2
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка
в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг природа!
Да, прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем знакомиться (открывать) с его тайнами
Слайд 3
Актуализация знаний
Какую тему изучали? Какие основные формы земной поверхности вы
знаете?
- Какая поверхность преобладает в нашем крае: равнинная или гористая?
- Форма поверхности, имеющая подошву, склон, вершину (чаще покрытую снегом), высота более 1000 метров
- Название нижней части горы или холма.
- Углубление с крутыми осыпающимися склонами, «рана земли»
- Горы, созданные руками человека из отходов–пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых
- Возвышенность высотой от 200 до 500 метров, имеющая пологий склон, подошву и вершину
Слайд 4
Актуализация знаний
Какую тему изучали? Какие основные формы земной поверхности вы
знаете?
- Какая поверхность преобладает в нашем крае: равнинная или гористая? (раВнинная)
- Форма поверхности, имеющая подошву, склон, вершину (чаще покрытую снегом), высота более 1000 метров (гОра)
- Название нижней части горы или холма (поДошва)
- Углубление с крутыми осыпающимися склонами, «рана земли» (Овраг)
- Горы, созданные руками человека из отходов–пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых (тЕрриконы)
- Возвышенность высотой от 200 до 500 метров, имеющая пологий склон, подошву и вершину (холМ).
Слайд 5
Самоопределение к деятельности-
Памятка «На что нужно обратить внимание на экскурсии»
1.
Какая поверхность вокруг.
2. Рассмотреть холм, овраг.
3. Вспомнить, по каким признакам можно ориентироваться на местности.
4. Рассмотреть растения.
Памятка «Правила поведения во время экскурсии»
1. Внимательно слушать учителя.
2. Двигаться парами (друг за другом), соблюдать дисциплину, громко не разговаривать.
3. Наблюдать, запоминать, интересные сведения можно записать (зарисовать) в свою записную книжку.
4. Если во время экскурсии нужно переходить проезжую часть, то вспомнить правила перехода группой через дорогу.
5. Соблюдать правила поведения у водоема.
6. Не наносить вред природе: не срывать растения, не ломать ветки.
(Для экскурсии учителю желательно выбрать холмистую равнину с оврагом. Хорошо, если здесь же протекает река (ручей), расположено озеро или пруд.)
Слайд 6
Академик А.Ферсман сказал: «Без ___?____ нет жизни, нет счастья, нет богатства,
нет ничего на земле.»
Предположите, какой природный объект он имел ввиду? (Солнце, вода, земля, почва…)
Подсказкой может служить опорное слово. Отгадаем его и узнаем тему урока.
пробное действие:
Слайд 7
Самоопределение к деятельности-
«Без воды нет жизни, нет счастья, нет богатства,
нет ничего на земле» А. Фраерман
Слайд 8Какие бывают водоемы?
Какие части реки выделяют?
Слайд 9 Водоёмы
естественные
искусственные
Слайд 10Естественные водоёмы
озеро
река
море
океан
Слайд 11Искусственные водоёмы
пруд
канал
водохранилище
Слайд 12Пруд — искусственный водоём для хранения воды с целью водоснабжения, орошения,
разведения рыбы (прудовое рыбное хозяйство) и водоплавающей птицы.
Это интересно!
Слайд 13Водохранилище —сооружение
для накопления и хранения воды в целях её использования
в народном хозяйстве.
Слайд 14Водный канал— искусственная водная артерия, предназначенная для сокращения водных маршрутов или
для перенаправления потока воды.
Слайд 15Река - постоянный водный поток значительных размеров,
с постоянным течением.
Это
интересно!
Слайд 16Озеро – замкнутый в берегах большой естественный водоём.
Это интересно!
Слайд 17Море – большое водное пространство
с горько-солёной водой.
Это интересно!
Слайд 18Океан – огромный водоём, заполненный горько-солёной водой.
Это интересно!
Слайд 19Тихий океан — самый большой по площади и глубине океан на
Земле.
Атланти́ческий океа́н — второй по величине океан Земли после Тихого океана.
Инди́йский океа́н — третий по размеру океан Земли.
Се́верный Ледови́тый океа́н — наименьший по площади океан Земли.
Слайд 21Правый
приток
Устье
Левый
приток
Левый берег
Правый берег
Исток
Слайд 22Воду надо беречь! Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье,
красоту окружающей природы.
На нашей родной земле множество рек, озёр, прудов. Вода-это жизнь для людей, животных и растений. Вода- это одно из богатств на земле.
Слайд 23Что мы уже знаем о водоемах? Что такое водоем? Как изображают
водоемы на карте?
Систематизируйте названия разных водоемов в таблицу. (рабочая тетрадь к учебнику Плешакова «Мир вокруг нас»,стр.49)
Все ли виды водоемов встречаются на территории нашей области?
работа в группах
Слайд 24Что мы уже знаем о водоемах? Что такое водоем? Как изображают
водоемы на карте?
Водоем – место скопления или хранения воды (озеро, пруд, водохранилище…).
Водоемы бывают естественные и искусственные.
На карте водоемы изображают синими илиголубыми цветами.
- Систематизируйте названия разных водоемов в таблицу. (рабочая тетрадь к учебнику Плешакова «Мир вокруг нас»,стр.49)
Слайд 25Цель урока:
Мы должны сегодня узнать…
сформировать представление о поверхности и водоемах родного
края; совершенствовать умения работать с компасом, определять стороны горизонта на местности.
Слайд 26Тема урока
Поверхность нашего края (экскурсия)
Слайд 27 План
Рассмотреть карточку с заданием;
Проанализировать, обсудить в
группе, распределив работу между членами группы;
Сделать выводы и подготовить отчет о работе.
Слайд 28А сейчас вам нужно побывать в роли исследователя.
И выполнить очень важное
задание.
1) прочитайте текст в учебнике;
2) найдите ответ на вопрос;
3) распределите между членами группы работу, чтобы каждый работал на общий результат.
Слайд 31
Чтобы посмотреть
физкультминутку,
нажмите на ёжика.
К речке быстрой мы спустились,
(Ходьба на месте)
Наклонились
и умылись.
(Наклоны вперед)
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
(Хлопки в ладоши)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
(Круговые движения руками)
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
(Прыжки на месте)
И отправились домой.
(Ходьба на месте)
Слайд 32Первичное закрепление
Исследуй карту Рязанской области.
- Какие виды водоемов встречаются на
территории нашей области?
- Как человек использует водоемы?
- Требуются ли охранять водоемы в нашей области?
- Какие животные водятся в наших водоемах?
- Каков растительный мир?
Слайд 33«Река Ока – наиболее крупный приток Волги. Общая длина реки составляет
1478 км. Свое начало берет на восточных склонах Средне-Русской возвышенности из родника в селе Александровка на юге Орловской области. Есть две версии происхождения слова «Ока». Первые утверждают, что название реки произошло от славянского слова, означающего «родник». Вторые считают - от финского слова «йокки», что значит «река».
За берегом левым – луга и леса
А правый холмами глядит в небеса.
И плавно несет свои воды Ока,
Почти неподвижна издалека. А. Аброскин
Скорость течениянебольшая от 0,2 до 0,5 м/с. Питается река за счет снеговых вод - весной, дождевых вод - летом и осенью, грунтовых вод - зимой.»
Кто когда-нибудь отдыхал на берегу Оки или наблюдал за этой красивой рекой и хотел бы поделиться своими наблюдениями.
Слайд 34Б – озера.
Дополнительные сведения читает представитель группы:
Отрывок из повести К.Паустовского «Мещерская
сторона».
«В Мещере почти у всех озер вода разного цвета. В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене – желтоватая, в Великом – оловянного цвета, а в озерах за Прой – чуть синеватая. В луговых озерах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.
Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная. Большинство озер – черные. Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озер устлано толстым слоем опавших листьев. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озер – чем старее торф, тем темнее вода.»
Слайд 35В – болота
Много в Рязанском крае болот. В какой части области
чаще встречаются болота? Покажите эту территорию на карте Рязанской области? Какой условный знак на карте нам помогает быстро сориентироваться в карте?
Ваши предположения, почему именно в Мещере много болот. Узнайте ответ из дополнительных сведений.
Дополнительные сведения читает ученик:
«На территории Рязанской области немало болот, особенно в Мещерской низменности, где ими занято до 30% всей площади. Они формируются в условиях избыточного увлажнения, а также при зарастании озер, по берегам рек. Болота играют огромную роль в природе. Здесь происходит процесс образования торфа. Они являются основными источниками питания малых рек. Осушение болот может привести к нарушению экологического равновесия.»
Слайд 36«Мещера – уникальный уголок России. Обилие рек, озер и болот делает
Мещеру крупнейшим накопителем влаги, регулятором питания рек, поставщиком влаги в атмосферу. Нарушение экологического равновесия в этом районе может обернуться бедой.» (Примером могут служить лесные торфяные пожары этим летом)
Слайд 37Работа в паре.
Прочитайте текст.
Использование водоемов в Рязанской области.
Водоемы играют
огромную роль в природе и жизни человека.
Водоемы радуют красотой жителей области. Рязанцы любят отдыхать на берегах рек и озер, порыбачить.
По Оке перевозят грузы, в ее русле и берегам добывают песок. Из водоемов берут воду, без которой не могут обойтись ни в быту, ни на производстве.
На реке Проне у города Новомичуринска построена Рязанская ГРЭС, одна из крупнейших электростанций. Здесь создано водохранилище, которое охлаждает энергоблоки. Благодаря этому вода в водохранилище намного теплее, чем в других водоемах и здесь разводят рыбу.
В области процветает водный туризм: сплавы на байдарках по малым и большим рекам, дайвинг на Белом озере и Новомичуринском водохранилище.
В болотах добывают торф, который используют в сельском хозяйстве, животноводстве, медицине, биохимии и энергетике.
Найдите на карте области Новомичуринское водохранилище.
Надо ли охранять водоемы в Рязанской области? Докажите.
Слайд 38Самостоятельная работа Чтение текста в учебнике С. 146-147
— Прочитайте в учебнике
статью «Значение водных богатств и их охрана». Сформулируйте вопросы по прочитанному тексту. (Ученики работают с текстом. Затем задают друг другу вопросы.)
Слайд 39С. 146-147
— Прочитайте в учебнике статью «Значение водных богатств и их
охрана». Сформулируйте вопросы по прочитанному тексту. (Ученики работают с текстом. Затем задают друг другу вопросы.)В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистные сооружения, где использованная в производстве вода очищается и используется снова.
Слайд 40«Водоемы имеют большое значение в природе и в жизни человека. В
водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, ферм и других предприятий, удобрения и ядохимикаты с полей, бензин и смазочное масло, различный мусор. Каждый школьник может помочь в охране водоема: следить за чистотой воды.»
Слайд 41Самостоятельная работа
Надо помнить, что водоем живет своей жизнью. Как она
интересна и разнообразна! Очень важно не вмешиваться в эту жизнь. Здесь царят свои законы. Но мы можем наблюдать со стороны, изучать, исследовать.
Какие растения и животные мы наблюдаем в природе?
Как вы думаете, все ли из перечисленных вами растений и животных обитают в Рязанской области?
Подумаем, где возьмем материал для исследования растительного и животного мира?
- дополнительная научная литература,
- Атлас –определитель «От земли до неба»,
- Интернет, периодическая печать,
- опыт личных наблюдений,
- использование советов взрослых,
- Красная книга Рязанской области.
Слайд 42Самостоятельная работа р.т.с.38№ 2
Надо помнить, что водоем живет своей жизнью.
Как она интересна и разнообразна! Очень важно не вмешиваться в эту жизнь. Здесь царят свои законы. Но мы можем наблюдать со стороны, изучать, исследовать.
Какие растения и животные мы наблюдаем на таблице?
Как вы думаете, все ли из перечисленных вами растений и животных обитают в Рязанской области? (Однозначно ответить мы не можем. Мы не обладаем полной информацией.)
Подумаем, где возьмем материал для исследования растительного и животного мира.
- дополнительная научная литература,
- Атлас –определитель «От земли до неба»,
- Интернет, периодическая печать,
- опыт личных наблюдений,
- использование советов взрослых,
- Красная книга Рязанской области.
Слайд 43ОХРАНА ПРИРОДЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ.
Слайд 47ЗАПОВЕДНИК
На территории области находится 1 заповедник – Окский.
Слайд 48ЗАКАЗНИК
На территории области находится 47 заказников.
Слайд 51ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ.
На территории области находится 47 памятников природы.
Слайд 55Самостоятельная работа р.т.с. №
Тест «Да или нет»
естественные водоемы – это
река, озеро, море, океан.
Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это исток.
Люди построили запруду и появилось на этом месте появился пруд.
Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился канал.
Приток – это углубление, по которому течёт река. –
Чтобы вода в водоёмах была чистой, на берегах нужно строить фабрики и заводы.
Проверьте свою работу по образцу. Оцените работу. В чем были ошибки?
Слайд 56Самостоятельная работа р.т.с. №
Тест «Да или нет»
естественные водоемы – это
река, озеро, море, океан. +
Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это исток. –
Люди построили запруду и появилось на этом месте появился пруд. +
Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился канал. +
Приток – это углубление, по которому течёт река. –
Чтобы вода в водоёмах была чистой, на берегах нужно строить фабрики и заводы. –
Проверьте свою работу по образцу. Оцените работу. В чем были ошибки?
Слайд 571. Сегодня я узнал…
2. Я понял, для чего…
3. Было интересно…
4. Было трудно…
5. Теперь
я могу…
6. После урока мне захотелось…
Дополни фразы:
Ну вот наш урок и подходит к концу!
«4»
++ «3»
+ не расстраивайся, завтра
всё получится.
Оцени себя!
Слайд 59Рефлексия
– отличное
– удовлетворительное
– плохое
Слайд 60Задания для домашней работы.
Учебник стр. р.т.с.
- исследование водоема: исследование объекта
растительного или животного мира;
исследование Красной книги Рязанской области
Составьте кроссворд на тему «Водоёмы»
-