Слайд 1Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные
давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
Слайд 2Актуализация опорных знаний.
Игра «Отгадай»
В ней песков большие груды-
Называются «барханы»,
И
по ним идут верблюды,
Растянувшись караваном.
Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров.
Слайд 3Актуализация опорных знаний.
Игра «Отгадай»
Я – песчаный холм, и зовут
меня….
( ……)
Я – травянистое растение, моя задача – удержать пески. (……..)
Вьется веревка,
На конце – головка. (….)
Я – священное животное Древнего Египта,
Перекатываю шарики, в которых запас корма для моего потомства. (……..)
Слайд 4Актуализация опорных знаний.
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху – блюдо,
снизу – блюдо.
Ходит чудо по дороге –
Голова торчит да ноги.
Слайд 5Актуализация опорных знаний.
Тест « В пустыне. Человек и пустыня»
1.
Пустыни занимают :
А) огромную территорию в центральной части России
Б) небольшую территорию по берегам северных морей
В) небольшую территорию на юго-западе страны.
Слайд 6Актуализация опорных знаний.
Тест « В пустыне. Человек и пустыня»
2.В
пустыне:
А) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима
Б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима
В) ярко выделяются все четыре времени года.
Слайд 7Актуализация опорных знаний.
Тест « В пустыне. Человек и пустыня»
3. В
пустыне:
А) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега
Б) выпадает малое количество осадков
В) чаще всего осадков не бывает.
Слайд 8Актуализация опорных знаний.
Тест « В пустыне. Человек и пустыня»
4.
Растения пустыни:
А) высокие, широколистные
Б) невысокие, с узкими листьями корнями-луковицами
В) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями.
Слайд 9Актуализация опорных знаний.
Тест « В пустыне. Человек и пустыня»
5.
Животные пустыни:
А) в основном некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни.
Б) крупные, имеют подкожный слой жира густой длинный мех
В) в основном низкорослые (грызуны) и птицы.
Слайд 10Актуализация опорных знаний.
Тест « В пустыне. Человек и пустыня»
6.
К растениям пустыни относятся:
А) ковыль, брусника, тюльпан
Б) морошка, брусника, черника
В) колосняк, солянка, джузгун
7. К животным пустыни относятся:
А) корсак, сайгак, тушканчик
Б) рысь, лев, тигр
В) морж, тюлень, медведь
Слайд 11Актуализация опорных знаний.
Тест « В пустыне. Человек и пустыня»
8. Какое
животное называют «корабль пустыни»? А) сайгак Б) джейран В) верблюд
9. Экологическими проблемами пустыни являются: А) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство
Б) неумеренное орошение, выпас скота, браконьерство
В) неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство
Слайд 12Актуализация опорных знаний.
Тест « В пустыне. Человек и пустыня»
10.
Заповедник пустыни:
А) Баргузинский
Б) «Черные земли»
В) Приокско-террасный
Слайд 13Актуализация опорных знаний.
Взаимопроверка и оценка по готовым ответам
Ответы:
1.- В; 2.-
А; 3.- В; 4.- В; 5.- А; 6.- В; 7.- А; 8.- В; 9.- Б; 10.- Б.
Оценки:
«5» - 0 «4» - 1-2 «3» - 3 - 4 «2» - 5- более
Слайд 14Самоопределение к деятельности Пробую
Сегодня мы отправимся туда,
Где много солнца и
теплая морская вода,-
Это зона в России раскроит тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так эту природную зону зовут.
Слайд 15 Тема урока : Зона субтропиков
Черноморское побережье Кавказа
Что же, друзья,
в дорогу пора!
Ждут с нетерпением нас
Чудесный берег, море и пляж.
Но мы отправимся не отдыхать,
А зону субтропиков России изучать
Слайд 16Открытие нового знания.
Из толкового словаря:
«субтропики -это территория под тропиками, области,
лежащие к северу и к югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу».
Слайд 17 Открытие нового знания.
Географическое положение
Зона субтропиков в России находится
на побережье Черного моря (от Туапсе до границы с Абхазией).
Это северная граница мировой субтропической зоны.
Слайд 18 Открытие нового знания.
Климат
1. Климат
морской, много осадков. Солнце поднимается достаточно высоко
над горизонтом (много тепла, света).
2. Зима короткая и тёплая (+4…+7 градусов), морозов почти не бывает.
3. Зимой некоторые растения стоят зелёными, активно растут и даже цветут.
Слайд 19Физкультминутка
Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки
вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
Слайд 20Открытие нового знания.
. Работа в группах
1гр.- ботаники узнают и расскажут о
растительном мире; (127-132)
2гр. – зоологи- о своеобразии животного мира Черноморского побережья Кавказа и о обитателях Чёрного моря; (128-130)
3гр. –экологи – о экологических вопросах Черноморского побережья.(131-133)
Слайд 21Открытие нового знания.
Работа в группах
План рассказа для группы ботаников
1. Отличительная особенность
растений субтропиков.
2. Растения дикорастущие, фруктовые, завезенные из теплых стран.
3. Вывод
Слайд 22Открытие нового знания.
Работа в группах
План рассказа для группы зоологов
1. Обитатели суши.
2.
Обитатели моря.
3. Вывод.
Слайд 23Открытие нового знания.
Работа в группах
План рассказа для группы экологов
1. Экологические проблемы
Черноморского побережья.
2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.
3. Вывод.
Слайд 24 Первичное закрепление.
Растительный мир
Древесные породы: бук восточный, каштан
благородный, грецкий орех и др.
Крупные кустарники: самшит, лавровишня, и др.
Декоративные растения: пальма, магнолия, акация серебристая, эвкалипт.
Слайд 25 Первичное закрепление.
Эвкалипт
Ценное растение. Из его прочной
древесины делают крепёжные сваи. Сучки и ветки перерабатывают в бумагу. Из листьев извлекают эфирное масло, которое используют в медицине и парфюмерии, а из коры- дубильные вещества.
Слайд 26 Первичное закрепление. Самшит
ДЕЛАЮТ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ,ТРОСТИ, ШКАТУЛКИ и ДР.
Слайд 27 Первичное закрепление. Животный мир
Косуля, кабан, лесной кот, крот.
Ящерицы.
Насекомые: жужелица кавказская,
богомол и цикада др.
Птицы: фазан, беркут, чайка.
Слайд 29 Первичное закрепление.
Обитатели Черного моря
Дельфины
медузы
креветки
морская звезда
морской
конёк
морская игла
мидии и др.
Слайд 31 Первичное закрепление.
Человек у моря
Выращивание ценных
культур: чая, лимона, мандарина, винограда, граната и др.
Черноморское побережье Кавказа как курортная зона.
Рыболовство, лов крабов, креветок.
Разведение мидий ( в специальных бассейнах с чистой водой)
Использование дикорастущих растений субтропиков человеком( древесина, лекарственное сырьё, строительный материал)
Слайд 32Самостоятельная работа
№1 на стр. 60
№3 на
стр. 61
№4 на стр. 61
Слайд 33Самостоятельная работа
Обитатели суши – цикады, богомол, жужелица кавказская, олеандровый бражник,
косули.
Обитатели суши, добывающие пищу в море, - чайки, бакланы.
Обитатели моря – дельфины, морские коньки, морские иглы, крабы, медузы.
Слайд 34 Самостоятельная работа Экологические связи
Зелёные части растений
слизни
жужелица
Семена и плоды растений фазан
беркут
Подземные части растений личинки насекомых крот
Слайд 35Включение нового знания в систему знаний
Памятка «Как отдыхать у моря»
Бережно относись
к природе.
Не бросай на побережье мусор.
Носи головной убор.
Купайся только со взрослыми.
Слайд 36 Включение нового знания в систему
Слайд 37Подведение итогов уроков
О какой природной зоне вы узнали?
– Какова была ваша
цель?
– Достигли вы этой цели?
- Где могут пригодиться в жизни новые знании?
– Над чем ещё надо поработать?
С каким настроением вы уходите с урока? – Оцените свою работу на уроке.
- Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»
Слайд 38Домашнее задание
Прочитать текст на с. 126-133
Выполнить задания учебника стр.134
Выполнить задания
рабочей тетради на стр.60-63