ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Название проекта: «Что такое справедливость».
2. Руководитель проекта:
3. Консультанты проекта: -
4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: окружающий мир.
5. Учебные дисциплины близкие к теме проекта: литературное чтение, русский язык, история.
6. Возраст учащихся на которых рассчитан учебный проект: 4 класс (9-10 лет).
7. Состав проектной группы: класс делится на 2 группы по 8 человек.
8. Тип проекта: информационный, творческий с элементами игры.
9. Заказчик проекта:
10. Цель проекта: формирование у учащихся представлений о справедливости как категории этики, регулирующей нравственное поведение.
11. Задачи проекта:
Личностные: воспитывать в детях чувство справедливости.
Слайд 2 Метапредметные:
развивать кругозор, обогащать словарный запас, ориентироваться в источниках информации, отбирать её.
Предметные: раскрыть сущность понятия «справедливость», сформулировать моральные правила справедливого поступка.
12. Комплексность : монопроект.
13. Характер контактов: внутриклассный.
14. Характер координации: -
15. Число участников проекта: 16 человек.
16. Продолжительность проекта: мини-проект (1 урок).
17. Зачем нужен этот проект: воспитать в детях морально – нравственные качества, нормы.
18. Необходимое оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс (Виноградова Н.Ф.) 1 часть, 2010 год; интерактивная доска с проектором; доска с мелом; словарь Ожегова; картон, ручки с цветными пастами.
19. Предполагаемое количество людей в проектной группе: 2 группы по 8 человек.
20. Аннотация: Соблюдение моральных правил ребенка, умение поступать по справедливости, умение оценивать свои поступки.
21. Предполагаемые продукты проекта: составление памяток «Я справедливый».
Этапы работы над проектом:
1) Вводный:
- выбор темы
- определение цели, формулирование задач
- подготовка материала, подборка правил и заданий
разработка конспекта урока
- практическая подготовка групп учащихся
Слайд 4Вводный этап:
1) Разработка плана учебного процесса.
2) Подготовка необходимого оборудования.
3) Изучение нового
материала.
4) Определение 2-х групп. Каждой группе выдаются задания, для домашнего выполнения.
Задание для 1- ой группы:
Инсценировать отрывок из рассказа Н. Носова «Фантазёры»
Задание для 2- ой группы:
Подобрать пословицы со словом справедливость.
Слайд 5Этап реализации проекта:
Выступление первой творческой группы.
Инсценировка рассказа Н. Носова После
того, как ученики инсценируют отрывок, им необходимо будет ответить на вопрос: правильно ли поступил герой рассказа.
Ответы детей.
Постановка проблемного вопроса:
Что значит быть справедливым?
Определение темы урока:
Что такое справедливость.
Слайд 6Выступление второй творческой группы с подбором пословиц о справедливости:
Где справедливость, там
и правда.
Сила дружбы в справедливости.
Осень хвастлива, весна справедлива.
Действовать справедливо в удаче всегда легче, чем в несчастье.
В чужом деле каждый любит справедливость.
Песня любит хорошего исполнителя, а человек – справедливого ценителя.
Расскажите, как вы понимаете смысл пословиц.
Ответы детей.
Слайд 7Работа с учебником:
1) Ученики выполняют задание с вопросительным знаком на странице
105 учебника. Необходимо высказать предположения, вспомнив «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Какого героя сказки можно назвать справедливым? За что рыбка наказала старуху? Идет обсуждение и сравнивание ответов.
2) Прочитайте и обсудите тексты на странице 108 учебника
История первая. Мама не разрешает Максиму ехать из школы на автобусе. Она хочет, чтобы мальчик ходил пешком: от школы до дома всего одна остановка. Максим решил: поеду на автобусе. Если мама спросит, шёл ли я пешком, я признаюсь, а если не спросит, я и не скажу ничего.
Слайд 8История вторая. Марина обещала покормить собаку, но заигралась и забыла. Когда
мама пришла с работы, грустная собака лежала у пустой миски.
- Ты покормила Альму? – спросила мама.
- Да, - ответила Марина. – Просто она быстро всё съела.
История третья. Пете подарили удивительный ластик: он легко стирает след от шариковой ручки. Его друг Вова получил двойку. Петя предложил другу: «Возьми ластик, сотри, и мама не узнает, что ты получил двойку». «Зачем врать сегодня, если завтра всё равно узнают, что ты соврал», - ответил Вова.
Кого называют правдивым, честным, а кого – лживым и нечестным? Выскажите предположения. (Ответы детей).
Вывод:
Давайте откроем учебник на странице 106 и сверим свои ответы с авторскими.
Работа в учебнике:
Справедливым человеком называют такого, который из любой ситуации старается находить правильный выход. Он может быть строгим, но никогда не обижает. Он одинаково хорошо (справедливо) относится к людям, независимо от того, чужой или близкий это ему человек.
Закрепление полученных знаний.
Работа в группах.
Каждой группе раздаются по 2 карточки с картинками о поступках.
Задание первой группе: составить рассказ на тему «Полезные советы», который указывает на правильные поступки по (двум картинкам на выбор).
Слайд 12Задание для второй группы: составить рассказ на тему «Вредные советы»,, который
указывает на неправильные поступки по (двум картинкам на выбор).
Слайд 14Выступление групп с рассказами по картинкам.
Давайте попробуем составить важные правила справедливого
человека:
1. Человек должен быть честным и справедливым.
2. Справедливый человек внимателен к окружающему миру и людям.
3. Относитесь к человеку так, как бы вы хотели, чтобы он относился к вам.
Слайд 15Разработка продукта деятельности.
Для создания памятки класс делится на три группы.
Каждой группе
учеников в конце урока нужно будет составить памятку из 5 правил «Я справедливый!». Заготовки для дополнительной помощи, в виде альбомного листа, фломастеров.
Рефлексия.
Детям раздаются заготовки в виде разноцветных лепестков, на которых они должны дописать предложение.
На уроке я запомнил…
Я понял, что…
Мне не понравилось…
На уроке я повторил…
Я радовался тому,…
Я хочу сказать спасибо…
СПАСИБО ЗА УРОК!!!
Слайд 17Домашнее задание:
Вспомните русские народные сказки и сказки зарубежных писателей. В какой
сказке поступки героев справедливые, а в какой сказке герои совершают неправильные поступки.
Используемая литература:
1) Окружающий мир: 4 класс: учебник, 1 часть/Н.Ф Виноградова.
2) Словарь толкового русского языка С.И. Ожегова.