Презентация, доклад по окружающему миру на тему Иван IV Грозный - первый русский царь (УМК Начальная школа XXI века, 3 класс)

Содержание

Из маленького городка Москва превратилась в центр большого княжества. К московскому княжеству присоединились многие города. Из Москвы ехали торговать в Киев, Новгород, Смоленск, Владимир. В Москву приезжали люди, чтобы строить, шить одежду, печь хлеб. Население Москвы

Слайд 1Окружающий мир
3 класс
урок 5

Окружающий мир3 классурок 5

Слайд 2Из маленького городка Москва превратилась в центр большого княжества. К московскому

княжеству присоединились многие города. Из Москвы ехали торговать в Киев, Новгород, Смоленск, Владимир. В Москву приезжали люди, чтобы строить, шить одежду, печь хлеб. Население Москвы быстро росло, город расширялся и богател.
В XIV – XV веках сложилось новое название нашей страны – …

Московское государство

Из маленького городка Москва превратилась в центр большого княжества. К московскому княжеству присоединились многие города. Из Москвы

Слайд 3Объясните значение пословиц и поговорок
Москва веками строилась.
Все дороги ведут в Москву.
Москва

— всем городам мать.
Объясните значение пословиц и поговорокМосква веками строилась.Все дороги ведут в Москву.Москва — всем городам мать.

Слайд 4князь Рюрик
пришёл на Русь
862 год
882 год
988 год
князь Олег объединил племена в

единое государство

1485 год

князь Владимир крестил Русь

князь Иван III объединил княжества в единое государство, Москва становится столицей

Сын Ивана III - Василий III – продолжит отцовские дела. Он присоединит к Руси новые земли.

князь Рюрикпришёл на Русь862 год882 год988 годкнязь Олег объединил племена в единое государство1485 годкнязь Владимир крестил Русь

Слайд 5В летнюю ночь 1530 года над Москвой разразилась настоящая буря. Сверкала

молния, гремел гром, от сильного ветра раскачивались колокола церквей, издавая леденящие душу звуки. Переглядывались, перешептывались люди: «Наступает недоброе время, быть беде!» В ту страшную ночь родился первый русский царь – Иван IV. Повивальная бабка взяла младенца на руки, посмотрела на него и удивилась. У него было совершенно взрослое лицо. Она предрекла родившемуся человеку великое будущее, надежды на благие свершения. Но тут младенец больно ударил старушку ножкой в живот. Она вскрикнула: «Нет! У ребёнка два сердца: одно доброе, другое злое».

А незадолго до смерти Василия III летописцы пишут

Так началась эпоха Ивана Грозного.

В летнюю ночь 1530 года над Москвой разразилась настоящая буря. Сверкала молния, гремел гром, от сильного ветра

Слайд 6Цель: составить представление об образе первого царя Ивана IV в русской

истории

Иван IV Грозный – первый русский царь

Тема урока

1530 - 1584

Цель: составить представление об образе первого царя Ивана IV в русской историиИван IV Грозный – первый русский

Слайд 7«История никогда не оставалась  равнодушной к  этой  личности  и её деятельности. 

 Это  слишком крупная и противоречивая фигура. Она привлекла  пристальное внимание современников и потомков. О ней писали историки, поэты, писатели, драматурги. Образ этой личности пытались воплотить в музыке, в живописи, в скульптуре, в театре и кино.  Кто-то ее идеализировал, кто-то оправдывал, а кто-то жестоко подвергал критике. Одни говорили, что эта личность –   благо для России, другие  считали её злом»

В чем вы слышите противоречие в высказывании русского историка?

«История никогда не оставалась  равнодушной к  этой  личности  и её деятельности.   Это  слишком крупная и противоречивая фигура.

Слайд 81 группа
2 группа
3 группа
Работа с репродукцией картины
Работа с фрагментом кино
Работа со

статьёй

Цель: определить черты характера Ивана Грозного

1 группа2 группа3 группаРабота с репродукцией картиныРабота с фрагментом киноРабота со статьёйЦель: определить черты характера Ивана Грозного

Слайд 9Группа 1.
Инструкция:
Внимательно прочитайте высказывание русского историка Василия Осиповича Ключевского о детских

годах царя Ивана Грозного.
Обратите внимание на характер будущего царя и причины, которые, возможно, повлияли на становление его характера.
Выскажите предположение (гипотезу) о том, какой был царь Иван IV.
Группа 1.Инструкция:Внимательно прочитайте высказывание русского историка Василия Осиповича Ключевского о детских годах царя Ивана Грозного.Обратите внимание на

Слайд 10Царь Иван родился в 1530 г. От природы он получил ум

бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум. Иван рано осиротел — на четвертом году лишился отца, а на восьмом потерял и мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества. Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем, держали, как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту. В торжественные случаи — при выходе или приеме послов — его окружали царственной пышностью, становились вокруг него с раболепным смирением, а в будни те же люди не церемонились с ним, порой баловали, порой дразнили.  В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ (русский историк XIX–XX в.)
Царь Иван родился в 1530 г. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного

Слайд 11Группа 2.

Инструкция:
Внимательно посмотрите отрывок из фильма режиссера Сергея Эзенштейна «Иван Грозный»,

который был снят в 1944 году.
Обратите внимание на жесты, мимику, игру актера Николая Черкасова, исполнившего роль Московского князя Ивана IV.
Выскажите предположение (гипотезу) о том, какой был царь Иван IV.
Группа 2.Инструкция:Внимательно посмотрите отрывок из фильма режиссера Сергея Эзенштейна «Иван Грозный», который был снят в 1944 году.Обратите

Слайд 12Группа 3.

Инструкция:
Внимательно рассмотрите репродукцию картины русского художника Виктора Михайловича Васнецова

«Иван Грозный».
Обратите внимание на одежду государя, его осанку, черты лица.
Выскажите предположение (гипотезу) о том, какой был царь Иван IV.


Карточка – опора

Группа 3. Инструкция:Внимательно рассмотрите репродукцию картины русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Иван Грозный».Обратите внимание на одежду государя,

Слайд 13Цель: определить черты характера Ивана Грозного
1 группа
2 группа
3 группа
Можете ли вы

сейчас дать оценку личности Ивана Грозного?
Цель: определить черты характера Ивана Грозного1 группа2 группа3 группаМожете ли вы сейчас дать оценку личности Ивана Грозного?

Слайд 14Цель: дать оценку историческим фактам. распределив в две группы: отрицательную и

положительную
Цель: дать оценку историческим фактам. распределив в две группы: отрицательную и положительную

Слайд 15принятие «Судебника» - свод законов государства
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
были установлены торговые отношения с Англией
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
завоеваны

и присоединены Казанское и Астраханское ханства
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
почти в 2 раза увеличилась территория государства
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
создана первая типография в Москве
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
началось освоение Сибири
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
появилась настоящая армия – отряды стрельцов, чья служба царю была пожизненной и передавалась по наследству, хорошо оплачивалась и обеспечивалась
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 ввел бесплатное начальное образование (школы при церквях)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
приказывал строить храмы. При нем был возведен один из наиболее узнаваемых символов России – храм Василия Блаженного
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
при царе в России появился кофе из Турции и тростниковый сахар из Индии
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
принятие «Судебника» - свод законов государства--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------были установлены торговые отношения с Англией--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------завоеваны и присоединены Казанское и Астраханское ханства--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------почти

Слайд 16захватывал русские города, разоряя и сжигая их;
-------------------------------------------------------------------------------------
ввел опричнину (с некоторых земель

опричники собирали налоги для нужд царского двора)
--------------------------------------------------------------------------------------
за время царствования были приговорены к смертной казни около 5 тысяч человек
-------------------------------------------------------------------------------------
был запрещен въезд в Россию еврейским купцам
-------------------------------------------------------------------------------------
население России сократилось с примерно 9-10 млн до 6-7 млн человек
-------------------------------------------------------------------------------------
Ливонская война закончилась неудачей и потерей исконно русских земель
-------------------------------------------------------------------------------------
- налоги с населения выросли почти в 30 раз
захватывал русские города, разоряя и сжигая их;-------------------------------------------------------------------------------------ввел опричнину (с некоторых земель опричники собирали налоги для нужд царского

Слайд 17стрелец
освоение Сибири
типографии
строительство храмов
Завоевание Казанского ханства

стрелецосвоение Сибиритипографиистроительство храмовЗавоевание Казанского ханства

Слайд 18Цель: составили представление об образе первого царя Ивана IV в русской

истории

Иван IV Грозный – первый русский царь

Тема урока

Непонятен был Иоанн IV своему народу, непонятно было чувство этого народа к царю. Это было соединение и страха, и ненависти, и любви. Люди назвали Ивана IV не мучителем, только Грозным.

Мы с вами изучаем историю для того, чтобы никогда не повторять ошибок прошлого. «История ничему не учит, она жестоко наказывает за незнание истории». Дать однозначную оценку исторической личности невозможно, главное, что вы задумались над вопросом сосуществования нравственности и власти.

Цель: составили представление об образе первого царя Ивана IV в русской историиИван IV Грозный – первый русский

Слайд 19 Домашнее задание
Стр.7, задания 9-11
Стр.24-27, прочитать
1.
2.
3.
Работа с таблицей
«История России в

лицах»
Домашнее заданиеСтр.7, задания 9-11 Стр.24-27, прочитать1.2.3.Работа с таблицей«История России в лицах»

Слайд 20«История России в лицах»

«История России в лицах»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть